Глава Нацбанка Шевченко подал в отставку. Причины и последствия такого шага

313

Глава Национального банка Кирилл Шевченко подал в отставку, сославшись на проблемы со здоровьем. Многие СМИ, ссылаясь на данные своих источников, близкие к Офису президента и НБУ подтверждают информацию о том, что глава Нацбанка, действительно, чувствует себе плохо, впрочем, добавляют они, на решение уйти также повлияло и противостояние с Банковой. Кроме того, есть информация, что якобы Шевченко подтолкнули к написанию заявления об уходе под угрозой уголовного дела. Как бы там ни было, но Шевченко уходит. Возможно, его отставку поддержат народные депутаты уже завтра, седьмого октября. При этом у аналитиков нет единого мнения по поводу того, пойдет ли Украине на пользу уход главного банкира да еще и во время войны, или нет. Часть экспертов считают, что из-за такого шага могут возникнуть проблемы с МВФ и выделением новой финансовой помощи, от которой Украина очень сильно зависит. Впрочем, есть мнение, что отставка согласована на всех уровнях, и если бы МВФ действительно был против, Шевченко бы оставили. Также эксперты говорят, что следующим главой Нацбанка вероятнее всего станет бывший глава «Ощадбанка» Андрей Пышный, у которого налажены тесные связи с главой Офиса президента Андреем Ермаком.

Во вторник, четвертого октября, глава Национального банка Кирилл Шевченко сообщил о том, что подал в отставку из-за проблем со здоровьем, которые он больше игнорировать не может. Многие СМИ со ссылкой на свои источники в Нацбанке отмечают, что у банкира действительно есть проблемы со здоровьем, хотя и добавляют, также есть смысл говорить о его проблемах с Офисом президента и правительством. Например, Нацбанк не хочет печатать гривну и призывает Минфин повысить ставки по облигациям внутреннего госсзайма (ОВГЗ), чтобы увеличить рыночные заимствования. Также НБУ повысил учетную ставку до 25%, чтобы сохранить стоимости гривны и затормозить инфляцию. Но в министерстве финансов отказываются кардинально повышать ставки по ОВГЗ, чтобы не увеличивать госдолг, и просят НБУ печатать гривну, чтобы было чем профинансировать огромные расходы на войну. Кроме того, недавно НБУ сделал новый шаг в этом противостоянии — объявил, что будет продавать ОВГЗ из своего портфеля, ставки могут быть 20-25%, а то и больше. Для сравнения, Минфин продает ОВГЗ с 12-16%. То есть такие облигации будут более привлекательными, и в итоге они бы «убили» возможность государства покрывать дефицит бюджета рыночными методами.

В то же время, некоторые СМИ утверждают, что Офис президента якобы надавил на Шевченко, чтобы он подал в отставку. Говорят, что убедить его уйти могло бы уголовное дело Национального антикоррупционного бюро, расследование которого вышло на финишную прямую. Дело касается вывода с государственного «Укргазбанка» миллионов гривен подставным лицам, которые якобы должны были привлечь в банк вкладчиков. Расследование правоохранителей касается именного того периода, когда банком руководил Шевченко.

Тем не менее, в четверг, шестого октября, Шевченко сообщили о подозрении. Как сообщает пресс-служба Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) разоблачено противоправную деятельность должностных лиц государственного АБ «Укргазбанк», которая привела к убыткам в сумме более 206 млн гривен. Отмечается, что руководство банка, владея информацией о заключенных с крупными клиентами договорах банковского обслуживания, использовали ее для хищения денежных средств. С этой целью, говорят в САП, служебные лица банка обеспечили заключение фиктивных договоров с физическими и юридическими лицами, которые якобы будучи агентами банка, привлекли к нему крупных клиентов. За такие «агентские услуги» банк ежемесячно незаконно выплачивал «вознаграждение» этим лицам. Следствием установлено, что в течение 2014-2019 годов по этой схеме 52 фиктивным агентам безосновательно перечислили денежные средства государственного банка в сумме более 206 млн гривен. На сегодняшний день в указанном уголовном производстве о подозрении сообщено пяти основным фигурантам данного преступления, среди которых действующий председатель Национального банка Украины, бывшие и действующие чиновники банковских учреждений. Действия участников организованной группы квалифицированы по ч. 3 ст. 27 ч. 5 ст. 191; ч. 3 ст. 27 ч. 3 ст. 28 ч. 1 ст. 366 УК Украины.

При этом сам Шевченко утверждает, что со своей работой на посту главы НБУ справился хорошо. По его словам, он был антикризисным менеджером и с началом полномасштабной войны Национальный банк обеспечил бесперебойную работу финансовой системы, не допустил паники на валютном рынке, остановил масштабный отток капитала ради защиты резервов, удержал инфляцию на адекватном уровне во время войны и подставил плечо государственному бюджету, понимая сложности с привлечением средств во время войны. Он отметил, что передает банковскую систему сильной, капитализированной и стойкой.

Хотя, как говорят эксперты, Шевченко не оправдал надежд, которые на него возлагали властные круги, оказалось, что он тактик, а не стратег. По их словам, резкое увеличение ставки не принесло Украине ни низкую инфляцию, ни стабильный курс, но принесло большие кредиты и рекордные вложения банков в депосертификаты НБУ, что негативно повлияет на отчисления Нацбанка в государственный бюджет.  Тем не менее экономист Евгений Дубогрыз считает, что в целом, НБУ имел четкий план действий по монетарной политике и по банковскому регулированию на случай начала большой войны, и внедрил этот план в действия непосредственно после начала вторжения. Это и есть главное решение – что такой план был подготовлен, и что он был реалистичен и его удалось реализовать, добавил эксперт.

Кроме того, среди аналитиков нет единого мнения по поводу того, как скажется отставка главы Нацбанка на Украине и на ее сотрудничестве с тем же МВФ. Например, финансист Андрей Шевчишин считает, что смена главы НБУ — плохой знак, особенно в тяжелое военное время. По его словам, потребуется время для системы и партнеров для знакомства с новым главой Центробанка и адаптации. Согласна с таким мнением и Мария Репко, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии. По ее словам, неожиданная смена главы Нацбанка в военное время – это тяжелые перемены. Она добавила, что любые изменения сейчас будут сложнее, чем когда-либо, и новому главе очень часто придется выбирать между плохим и очень плохим вариантом. Также эксперты опасаются, что смена главы НБУ может повлиять на выделение помощи Украины, от которой она очень сильно зависит. Впрочем, с этим не согласен Дубогрыз. По его словам, вряд ли смена главы НБУ во время военных переговоров с МВФ произошла бы, если бы МВФ или другие партнеры были категорически против. Он считает, что изменения в руководстве Нацбанка, не должны повлиять на процесс переговоров и текущих договоренностей, прежде всего, с МВФ.

При этом эксперты считают, что смена главы НБУ вряд ли приведет к каким-то радикальным шагам или изменениям в работе Нацбанка. Так, экономист Александр Охрименко считает, что никаких особых перемен в связи с уходом Шевченко не предвидится. По его словам, в НБУ, да и практически везде, работает общий аппарат, а не один человек. Так что ничего не поменяется, включая монетарную политику. Он считает, что любой глава НБУ будет придерживаться курса, заданного правительством и Офисом президента. Также Охрименко назвал мифом заявления о том, что глава НБУ был абсолютно самостоятельным в принятии решений. По его словам, глава Нацбанка – просто исполнитель, менеджер.

Согласен с таким мнением и экономист Иван Угляница. По его мнению, до конца войны изменений существенных не будет, хотя могут быть определенные изменения в отдельных направлениях в зависимости от того, кто станет новым председателем, например – более активная печать денег, финансирование дефицита бюджета, или, например, более активная борьба и прикрытие определенных точек утечки валюты из системы, которые известны и регулятору, и всему рынку, или более активная позиция в вопросе банков, где собственниками являются подсанкционные лица. При этом он считает, что вероятно до конца войны также не будет изменений в вопросе валютного курса. В свою очередь Дубогрыз не исключает, что может измениться подход к формированию курса, возвращение к плавающему курсу. Но даже это вряд ли произойдет до конца года, добавил эксперт.

Известно, что президент Владимир Зеленский уже внес представление на увольнение Шевченко в Верховную Раду. По информации нардепа Ярослава Железняка, в четверг, шестого октября, его без обсуждений поддержал профильный комитет. Ожидается, что уже в ближайшее время вопрос об увольнении главы Нацбанка будет вынесен на голосование в парламенте.

Как отметил нардеп, глава комитета по налоговой политике Даниил Гетьманцев, уже начались консультации по новому главе НБУ. Он считает, что заявление Шевченко об отставке будет рассмотрено на ближайшем пленарном заседании Верховной Рады. И тогда, если кадровые консультации будут успешными, парламентарии смогут вынести на голосование вопрос о назначении нового главы правления регулятора.

К слову, по информации Железняка, главным претендентом на пост главы НБУ является банкир Андрей Пышный — советник председателя правления государственного Ощадбанка и член международной группы по санкциям против России «Ермака-Макфолла». Говорят, что у него хорошие отношения с главой Офиса президента Андреем Ермаком.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org