Договорились договариваться. Почему переговоры в Берлине по Донбассу прошли без результата

803

В Берлине прошла встреча в «нормандском формате» на уровне политических советников. Переговоры продолжались девять часов. Итоговый документ подписан не был. По словам главы Офиса президента Андрея Ермака, стороны просто не сумели его согласовать, и договорились «договариваться дальше». В свою очередь заместитель главы Администрации президента РФ Дмитрий Козак подчеркнул, что Украина категорически отказалась вести переговоры с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей – и это главный камень преткновения. Украинские эксперты заявили, что встреча в Берлине прошла без «зрады и Ермак, очевидно, получил директивы не соглашаться на прямые переговоры с представителями так называемых «ЛДНР». В «республиках» посетовали на то, что Германия и Франция, как гаранты выполнения Украиной «Минским соглашений», плохо справляются со свей ролью. При этом аналитики добавляют, проблема «Минских соглашений» в их «разночтении». Украинская сторона, например, настаивает, что сначала должны быть выполнены первые пункты договоренностей, которые касаются безопасности. Россия хочет, чтобы сперва была выполнена политическая часть, а потом безопасность. В то время как европейские партнеры предлагаются выполнять условия по безопасности и политической части параллельно.

В Берлине 10го февраля прошла встреча в «нормандском формате» на уровне политических советников глав государств. Ожидалось, что она продлиться два часа, но переговоры заняли девять часов.

После переговоров глава Офиса президента Андрей Ермак сообщил, что все стороны выразили полную приверженность режиму прекращения огня на Донбассе. Он подчеркнул, что только в атмосфере выполнения условий по безопасности есть возможность продолжать переговоры. Ермак также выразил надежду, что на следующем заседании Трехсторонней контактной группы (ТКГ) продолжится рассмотрение вопросов связанных с законами, которые предусмотрены «Минскими соглашениями». Кроме того, он надеется, что на следующем заседании ТКГ будут разблокированы вопрос обмена пленными и открытие КПВВ, которые уже более года готовы с украинской стороны.

Ермак подчеркнул, что Украина поддерживает перенесение переговоров в Трехсторонней контактной группе в Турцию. Но самым главным для страны является то, чтобы эти переговоры проходили и были результативными. По информации главы Офиса президента, на встрече стороны обсудили необходимость подготовки встречи лидеров стран «нормандского формата». При этом Киев считает, что надо говорить о гарантиях безопасности Украины уже сейчас и без прекращения войны в Украине не может быть европейской системы безопасности.

Также известно, что по итогам переговоров в Берлине не было подписано никаких документов. Ермак отметил, что было бы странно, чтобы во вторую встречу в «нормандском формате», после длительного перерыва стороны смогли бы что-то согласовать. При этом он подчеркнул, что украинская сторона настроена на конструктивный диалог и готова работать в режиме 24 на 7. Ожидается, что очередная встреча политических советников пройдет в Берлине второго марта.

В свою очередь представитель РФ на переговорах, заместитель главы Администрации президента РФ Дмитрий Козак заявил, что переговоры были «безрезультативными» и они «обнулили» результаты предыдущей встречи в Париже. Козак посетовал, что Киев «имел непоколебимую позицию» на предложения России по урегулированию кризиса на Донбассе, и подтвердил, что стороны не подписали ни одного документа. Он отметил, стороны не смогли преодолеть разногласия, которые есть по «Минским соглашениям». В первую очередь речь идет о том, что Украина отказалась вести прямые переговоры с представителями «ЛДНР». Он добавил, что на словах у России с Германией и Францией «было единое понимание, каким образом должен продвигаться вопрос в политической сфере, однако позиция Украины непоколебима». Также Козак ответил, что Германия и Франция якобы с пониманием относятся к России в «нормандском формате», это касается позиции Москвы по прямым переговорам Украины с представителями «республик». По его словам, Киев категорически отказался подписывать компромиссный вариант проекта итогового заявления. Ситуацию с Украиной Козак называл патовой.

К слову, представитель «ЛНР» на переговорах в Трехсторонней контактной группе Родион Мирошник заявил, что Париж и Берлин как стороны, выступающие гарантами «Минских соглашений», свою миссию провалили. Он считает, что из двух выборов — переговоры или военные действия — Киев играет за второе.

В то же время министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что главным вопросом переговоров стали прямые переговоры между Украиной и отдельными районами Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). По его словам, Россия настаивает на том, чтобы был прямой диалог между так называемыми «ДНР» и «ЛНР». Если Украина на это пойдет, то статус России со «сторона конфликта» изменится на «посредник в конфликте». По этой причине Киев на это не идет, но готов продолжать переговоры, так как хочет разблокировать работу ТКГ, чтобы дальше двигаться в вопросе урегулирования военного конфликта, подчеркнул Кулеба.

По словам экспертов, в Берлине обошлось без «зрад». По мнению политолога Константина Матвиенко, в этот раз Ермак получил четкие директивы не соглашаться на прямые контакты Киева с представителями ОРДЛО. Эксперт считает, что в «Минских соглашениях» нет ни одного пункта, исполнение которого могло бы дать старт реализации всего комплекса мер. При этом он подчеркнул, что Германия и Франция не слишком давят на Украину в вопросе выполнения «Минска-2» и выполнят роль «позитивных посредников». Также эксперт добавил, что Украине следует вернуться к консультациям по «Будапештскому меморандуму, а также предложить России предоставить свое видение выполнения «Минских соглашений» и обсудить его в «нормандском формате» и ТКГ.

На самом деле, говорит политолог Кирилл Сазонов, после переговоров в Берлине Россия раздражена. Украина не пошла на политические уступки и Франция с Германией отказались помогать Кремлю в этих уговорах. По его словам, стороны принципиально расходятся в подходе к порядку решения проблем. Украина, что логично, ставит во главу угла два вопроса безопасности. Первый — прекращение огня, максимальное усиление контроля и верификации за этим самым прекращением огня. Второе — возвращение наших заложников, потом остальное. Но представители РФ, отмечает политолог, постоянно говорят об «особом статусе», а вопрос безопасности они хотят просто отложить на потом. Эксперт считает, что продолжается «война нервов».

Согласен с тем, что главная проблема в том, что стороны переговоров в «нормандском формате» имеют разное понимание очередности выполнения «Минских соглашений» и политолог Виктор Таран. По его словам, Украина настаивает, что должен быть выполнен фактор безопасности, а затем политическая составляющая, российская сторона наоборот, а у Франции и Германии есть компромиссный вариант — идти параллельно.

Эксперт по международным вопросам Максим Яли уверен, что до следующих переговоров в Берлине, которые пройдут второго марта, не стоит ожидать эскалацию на фронте, и тем более большого вторжения.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org