Украина «давит» на ЕС, чтобы вернуть беженцев домой
Украина проводит переговоры с чиновниками Евросоюза о том, чтобы будущие миграционные правила ЕС помогли обеспечить возвращение большего количества украинцев домой в следующем году и поддержать экономику, сообщает Politico со ссылкой на двоих дипломатов. При этом, известно, что Украина уже начала переговоры с Германией по вопросу возвращения беженцев. Как сообщил заместитель министра экономики, торговый представитель Украины Тарас Качка разрабатывается решение, которое поощрит украинцев возвращаться домой. По его словам, беженцам могут предложить инфраструктурные решения, предоставить жилье, рабочие места. В то же время, немецкая сторона может направить часть помощи, которую она предоставляет беженцам, чтобы они возвращались, сказал чиновник. В свою очередь советник Офиса президента Сергей Лещенко считает, что европейцам просто нужно прекратить выделять помощь украинским беженцев, и это будет их стимулировать вернуться домой. О том, что именно отсутствие финансовой поддержки будет способствовать тому, что часть украинцев вернется домой, говорят и эксперты. При этом они считают, что особая им помощь в Украине, вероятно, не будет выделена, поскольку в обществе может возникнуть непонимание – почему те, кто остался в Украине и живет под обстрелами не имеет никаких преференций, а люди, которые «переждали» сложные времена за рубежом, получат ее. Впрочем, добавляют социологи, часть украинцев уже адаптировались к жизни за границей – нашли работу и жилье. Возможно, они не захотят возвращаться в Украину. Более того, есть опасность, что после войны к своим женам уедут и мужья. То есть, есть очень серьезная опасность того, что стране катастрофически не будет хватать трудового ресурса.
Украина проводит переговоры с чиновниками Европейского Союза о том, чтобы будущие миграционные правила ЕС помогли обеспечить возвращение большего количества украинцев домой в следующем году и поддержать экономику. Об этом Politico рассказали два дипломата Евросоюза, знакомые с этими переговорами. По их словам, хотя Киев не обращался к ЕС с официальной просьбой о содействии возвращению беженцев, но якобы с украинской стороны существует определенное давление по усилению будущих правил для возвращения людей. Они отмечают, что Киеву не хотелось бы, чтобы Евросоюз взял на себя обязательства поддерживать украинских беженцев до тех пор, пока будет продолжаться война.
Известно, что министры по вопросам миграции Евросоюза будут обсуждать правила пребывания украинцев в ЕС. Если страны-члены решат разрешить украинским беженцам оставаться в ЕС до тех пор, пока продолжается война, они могут поручить Еврокомиссии создать новую систему защиты. Действующая директива о временной защите, которая является правовой основой для защиты украинцев, уже дважды продлевалась.
При этом, представитель Еврокомиссии заявил, что Европейский Союз готов поддерживать Украину и всех тех, кто спасается от российских бомб, столько, сколько потребуется. Кроме того, известно, что по состоянию на ноябрь 2023 года 4,2 млн украинцев, которые выехали в страны ЕС, воспользовались директивой о временной защите, которая действует до марта 2025 года.
В то же время советник Офиса президента Сергей Лещенко заявил, что принимающие украинских граждан страны должны прекратить поддержку беженцев, чтобы они могли вернуться домой. При этом он подчеркнул, что это его личное мнение, впрочем, оно отражает позицию многих граждан, которые остались в Украине.
В то же время, как сообщил заместитель министра экономики Тарас Качка, Украина начала переговоры с представителями Германии для дальнейшего возвращения граждан на Родину. В Евросоюзе прилагают много усилий, чтобы интегрировать украинцев, но не занимаются манипуляциями касательно вопроса возвращения их домой. По его словам, сейчас только начались переговоры Украины и Германии, чтобы вернуть людей домой, но в ближайшее время не стоит ожидать каких-то решений. Он подчеркнул, что разрабатывается решение, которое поощрит украинцев возвращаться домой. Качка говорит, что Украина, прежде всего, может предложить инфраструктурные решения, предоставить жилье, рабочие места. В то же время, немецкая сторона может направить часть помощи, которую она предоставляет беженцам, чтобы они возвращались, добавил замминистра. При этом он считает, что украинцы в ЕС являются кадровым ресурсом, поэтому многие страны соревнуются за них. Украина хочет вернуть этих людей, а партнеры хотят иметь общую политику по этим вопросам.
В свою очередь министр социальной политики Оксана Жолнович заявила, что возвращение украинцев из-за границы нуждается в комплексном решении, поскольку людям нужны не только разминирование и армия, но и работа и жилье. Она сообщила, что по возвращении из-за границы украинцы встретятся с обученными социальными работниками, которые встретят, проведут и помогут им адаптироваться. Министр также выразила надежду, что изменения с социальными услугами станут для граждан «приятным сюрпризом». Кроме того, Жолнович подчеркнула, что страны ЕС, которые принимают украинцев, сокращают им помощь. По ее словам, так уже сделала Польша. После этого, говорит министр, часть украинцев либо вернулась домой, либо переехала в другие страны. При этом Жолнович прогнозирует, что в других странах также начнется сокращение соцвыплат для украинцев, в результате чего часть граждан вернется домой.
Хотя директор Института демографии и социальных исследований Элла Либанова сомневается в специальной финансовой поддержке тех, кто будет возвращаться в страну. По его словам, если государство предложит льготы или выплаты тем, кто сейчас находится за рубежом, то у граждан, которые остались в Украине возникнет вопрос, почему им не предоставляют поддержку.
О том, что в условиях войны у государства сейчас очень ограниченные ресурсы для того, чтобы оно могло что-то делать для возвращения беженцев, считает и социолог Владимир Паниотто. Впрочем, по его словам, на возвращение беженцев могли бы сработать программы помощи от международных организаций. Чтобы вернуть людей, сейчас стоит говорить о хороших перспективах, планах восстановления страны, и что в Украину будет поступать много средств из-за границы. Должны быть программы для возвращения и адаптации людей, подчеркнул эксперт.
При этом, как считает директор Института социологии НАН Украины Евгений Головаха, возвращение украинцев из миграции зависит от того, как украинские беженцы смогли адаптироваться к жизни за границей: выучили ли язык или нашли работу, как дети воспринимают изменения. Также, добавил он, готовность возвращаться или не возвращаться будет зависеть от продолжительности войны. Если война будет продолжаться, то с каждым годом Украина будет окончательно терять 10-15 процентов желающих вернуться, подчеркнул эксперт.
В свою очередь Либанова прогнозирует, что если горячая фаза войны закончится довольно быстро – допустим, до конца лета, за границей останутся 500-600 тысяч из тех, кто уехал из-за войны. Если будет тянуться более года, то из 2,8 миллионов цифра вырастет до 5 миллионов. То есть, считает эксперт, люди будут выезжать из страны и дальше, а если горячая фаза продлится долго, то обратный поток полностью прекратится. Кроме того, по ее мнению, если подавляющая часть женщин, которые находятся за рубежом, найдут себе работу, смогут снять приемлемое жилье, дети будут ходить в школу, детсад или университет, а в Украине они потеряли все, то такие женщины не вернутся в страну, а после войны к ним уедут мужья.
То есть, подчеркивает директор социологической группы «Рейтинг» Алексей Антипович, рабочей силы в Украине станет меньше. По его словам, после войны будет расти запрос на рабочие руки, а в стране их не будет хватать. Отсюда, добавляют эксперты, и желание власти вернуть украинцев из-за рубежа.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org