Пиар или реальная деолигархизация? Государство на время забрало пять стратегических предприятий
Пять стратегических предприятий «Укрнафта», «Укртатнафта», АвтоКрАЗ, «Мотор Сич» и «Запорожтрансформатор» были отчуждены в государственную собственность на время действия военного положения. Такое решение было принято на заседании Ставки Верховного главнокомандующего в интересах Минобороны. Как подчеркнул президент Владимир Зеленский, некоторые из отчужденных предприятий почти не работали, но теперь они будут работать все. По его словам, на них будут выполнять ремонтные работы, производить технику, обеспечивать силы обороны и работать на восстановление инфраструктуры. Такое решение государства не однозначно восприняли в экспертной среде. Одни аналитики считают, отчуждение стратегических предприятий правильным шагом. Говорят, что на них можно наладить очень важное для Украины производство и сделать это довольно оперативно. Другие не понимают решения государства, и называют его чуть ли не аферой. По их словам, не понятно, как убыточные предприятия будут возвращать к жизни, и считают, что государство помогло олигархам избавиться от убыточных для них активов.
Шестого ноября Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку приняла решение об обеспечении принудительного отчуждения в собственность государства акций ПАО «Укрнафта», ПАО «Укртатнафта», АО «Мотор Сич», ЧАО АвтоКрАЗ и ЧАО «Запорожтрансформатор». Известно, что компаниям олигарха Игоря Коломойского в «Укрнафте» принадлежит около 42% акций. Государству в лице НАК «Нафтогаз» к этому принадлежали 50% плюс одна акция. Владельцами других акций являются миноритарные акционеры. «Укрнафта» является крупнейшей нефтедобывающей компанией Украины.
В «Укртатнафте» Коломойский совместно с партнером Геннадием Боголюбовым владеют около 60%. Ключевым активом «Укртатнафты» является Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, который сейчас не работает, поскольку был практически уничтожен из-за российских обстрелова.
Компания АвтоКрАЗ входит в группу «Финансы и кредит» беглого олигарха Константина Жеваго. Предприятие занимается изготовлением большегрузных автомобилей. «Запорожтрансформатор» — это предприятие-банкрот, производящее трансформаторное и реакторное оборудование. Его владельцем является Константин Григоришин. Относительно компании «Мотор Сич», то до недавнего времени владельцем предприятия был Вячеслав Богуслаев, который в 2017 году продал 56% акций компании китайскому холдингу Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd. Из-за наличия нарушений по соблюдению антимонопольного законодательства операции с акциями «Мотор Сичи» были заблокированы и арестованы.
На следующий день, седьмого ноября, стало известно, что на заседании Ставки Верховного главнокомандующего было принято решение об изъятии акций этих пяти предприятий в распоряжение министерства обороны на период действия военного положения. Как сообщил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилова, после окончания действия военного положения активы или их стоимость вернут владельцам. По его словам, изъятые активы приобрели статус военного имущества, и их управление передано министерству обороны. В свою очередь, министр обороны Алексей Резников сообщил, что новые наблюдательные советы пяти отчужденных предприятий уже сформированы. Также он подчеркнул, что в этом случае речь не идет о национализации. По его словам, это прямо изъятие имущества на время военного положения. А Данилов добавил, что в военное время государство имеет на это право и обязано принимать соответствующие решения.
В свою очередь президент Владимир Зеленский решения о переходе в собственность государства активов пяти стратегически важных предприятий считает необходимыми для государства в условиях войны. Они предпринимаются согласно действующим законам и помогут обеспечивать насущные потребности сектора обороны, подчеркнул глава государства. По его словам, некоторые из этих предприятий почти не работали, но теперь они все будут работать на оборону – это ремонт и производство техники, обеспечение сил обороны, работа на восстановление инфраструктуры. При этом Зеленский не исключил, что в будущем будут приняты другие подобные решения.
В то же время премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил, что пять стратегических предприятий будут работать в режиме 24\7 на удовлетворение оборонных потребностей страны. Он отметил, что акции этих предприятий были принудительно отчуждены в собственность государства. По его словам, продукция, производимая указанными предприятиями, критически необходима для Вооруженных сил и энергетического сектора. Они должны обеспечивать оборонные потребности государства в военное время, добавил глава Кабмина. По его словам, уже работавшие предприятия получат больше заказов и больше гарантий от государства относительно производства продукции. Работа предприятий, которые на сегодняшний день не функционировали, будет возобновлена, а работники вернутся в производственный процесс.
Не все эксперты однозначно восприняли идею государства временно взять под контроль предприятия олигархов. Так, общественный активист Карл Волох называет инициативу красочной иллюстрацией принципа win-win. По его словам, власть выигрывает, поскольку показывает бескомпромиссную борьбу с олигархами, а олигархи выигрывают, поскольку избавляются от убыточных активов. При этом, он добавляет, что рано или поздно за эти «никому не нужные предприятия» придется платить, а олигархи умеют судится с государством.
О том, что, вероятно, речь идет о «национализации убытков», говорит и политолог Руслан Бортник. По его словам, необходимо в каждом индивидуальном случае рассмотреть целесообразность отчуждения, потому что не во всех случаях государство сможет пользоваться этими компаниями, запустить производство. Особенно, говорит политолог, это касается «Мотор Сичи», «Запорожтрансформатор». По его словам, «Мотор Сич» мало функционирующая в нынешних условиях из-за обстрелов и из-за отсутствия электроэнергии в достаточном количестве.
Согласен с таким мнением экономист Александр Охрименко. По его словам, смена собственности ничего не меняет. Он прогнозирует, что «Мотор Сич» точно развалится, повторив судьбу «Южмаша», «развалины», которая висит на балансе государства. Эксперт предполагает, что в будущем «Мотор Сич» будет генерировать только убытки. Кроме того, Охрименко обращает внимание на то, что «Укрнафта» и так была фактически в собственности государства, но власти показали, как они «борются» с олигархами.
На самом деле, добавляет адвокат Ростислав Кравец, было бы неплохо узнать, почему этих пять предприятий власти выбрали для отчуждения, тем более что «Запорожтрансформатор» и АвтоКрАЗ являются банкротами. Также он добавил, что интересно по какой стоимости оценены акции этих предприятий. Ведь фактически выплаты за них теперь уже экс-собственникам возлагаются на наших детей, отметил адвокат. По его словам, есть закон и соответствующий порядок, утвержденный еще в 2012 году. Согласно им, сроки подобных выплат могут растягиваться до пяти лет. При этом он считает, что перспективы возврата этих предприятий собственником, выплат каких-то средств за них крайне туманны.
Не согласен с такими мнениями политолог Владимир Фесенко. По его словам, речь идет о почти революционном решение государства. Он считает, что речь идет на настоящей деолигархизации. Правда, добавил эксперт, у всех пяти компаниях есть либо юридические, либо финансовые проблемы, поэтому дальнейшая судьба активов компаний после войны будет решаться в отельном порядке. Сейчас главное, считает Фесенко, обеспечить профессиональный менеджемент этих предприятий, чтобы они максимально быстро заработали на оборонные интересы государства.
Отчужденные предприятия, действительно, стратегически важны, считает политтехнолог Алексей Голобуцкий. По его словам, ставить жизни в зависимость от нелояльных к Украине олигархов, это не тот путь, которым должно следовать государство. То есть решение об отчуждении предприятий правильное и справедливое, уверен эксперт.
На самом деле, говорит экономист Алексей Кущ, в Украине началась реальная деолигархизация – возвращение в госсобственность активов, которыми обладали олигархи. Летом, говорит он, это были облгазы и газсбыты Дмитрия Фирташа, переданные в управление «Нафтогаза», сейчас видим очередную порцию олигархических активов, переходящих в собственность государства. В будущем они вполне могут стать основной государственной промышленной политики, в том числе, военно-промышленного комплекса, уверен эксперт. Например, говорит он, АвтоКрАЗ – это грузовые автомобили, производство которых зависит, прежде всего, от государственного заказа, особенно военного. Практически на 90% от госзаказов зависит и «Мотор Сич», а «Укрнафта» и «Укртатнафта» важны для энергетической безопасности страны. Кроме того, говорит Кущ, «Запорожстрасформатор» может стать одним из ключевых заводов, в том числе с точки зрения восстановления и модернизации энергосистемы, причем его можно реанимировать прямо сейчас, потому что россияне бьют как раз по трансформаторным подстанциям. При этом, подчеркивает эксперт, это предприятие имеет перспективу кластерного развития, если объединить его с месторождениями лития и выпускать на его базе литиевые батареи, плюс наладить в Запорожье производство электромобилей. Если эта идея будет реализована в будущем, то «Запорожстрасформатор» станет центром украинского автомобилестроительного кластера.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org