«Украинский русский». Аваков и Мендель хотят ликвидировать монополию РФ на язык

702

Министр внутренних дел Арсен Аваков и пресс-секретарь президента Юлия Мендель заявили о наличии так называемого «украинского русского» языка. По их словам, Россия не может иметь монополию на русский язык, и он принадлежит каждому. По мнению экспертов, власти решили продвигать концепцию «украинского русского», чтобы в последствии ослабить законы, которые были приняты в поддержку украинского языка. Они считают, что это в корне неправильно, ведь составляющими каждого государства являются не только история, культура, а и язык. При этом они напоминают, что фактор языка был использован Россией в 2014 году, когда она оправдывала свою агрессию защитой русскоязычных граждан в Украине. Также аналитики не понимают, зачем именно сейчас поднимают вопрос языка и опять раскалывают общество, в то время, как оно должно быть единым как никогда.

На прошлой неделе министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что русский язык не принадлежит Российский Федерации. По его словам, это язык — не торговая марка с правом полного распоряжения, ведь любой язык живет и развивается в мире его носителей и никакими великодержавными установлениями невозможно этот процесс ни остановить, ни запретить. Глава МВД говорит, что старший по происхождению украинский язык богаче, образней и ярче русского, но украинской культуре, принадлежит и весь корпус литературного наследия классиков, в том числе, писавших на русском. Он не понимает, почему украинцы должны отказываться от языка Гоголя, Квитки-Основьяненко, Шевченко, Носова, Зощенко, Булгакова, Виктора Некрасова и сотен других украинских русскоязычных писателей. При этом Аваков назвал себя русскоязычным украинским националистом, и заявил, что нужно приветствовать развитие «нашего русского языка». По его словам, государственным может быть только украинский язык, как язык субъектной, суверенной страны. Однако русский, крымскотатарский, румынский, венгерский, болгарский и прочие языки, которые живут в Украине — языки общения и культуры, семейного наследия, часть богатой украинской культурной ауры, и они принадлежат украинцам.

Более того, говорит Аваков, в условиях гибридной войны, развязанной против Украины путинским режимом, в которой так велика пропагандистская составляющая, нужно использовать русский язык для контрпропаганды. По его мнению, необходимо создать качественный русскоязычный украинский и проукраинский телеканал, который мог бы переломить пропагандистскую монополию РФ на международном информационном рынке. Мир должен знать правду и понимать разницу между новостями и фейками российской пропаганды, добавил министр.

Что-то подобное заявила также пресс-секретарь президента Юлия Мендель. Она подчеркнула, что русский язык является частью культурного разнообразия Украины. По ее словам, русский язык не является собственностью исключительно России. Также она добавила, что в стране функционирует «украинский русский» язык.

Обратил внимание на то, что Аваков и Мендель начали продвигать борьбу за «украинский русский» язык народный депутат Владимир Арьев. При этом он напомнил, что именно русский язык стал поводом для РФ в 2014 году напасть на Украину под предлогом защиты русскоязычных граждан. По его словам, никто не запрещает Авакову или Мендель в быту общаться на русском, но при помощи своих инициатив они становятся соратниками президента РФ Владимира Путина, поскольку их слова поддерживают «русский мир». При этом парламентарий добавил, что действующие власти почему-то не говорят о развитии украинского языка.

Раскритиковал такую позицию с русским языком и политолог Виталий Бала. Он не понимает от кого, например, Мендель решила защищать русский язык в Украине. Получается, что от граждан Украины, которые разговаривают на украинском. Эксперт напомнил, что вопрос языка – это вопрос идентификации страны, как и вопрос истории и культуры. Поэтому, считает он, украинский язык должен быть не только языком межнационального общения, а и объединять всю Украину. При этом Бала уверен, что действующие власти периодически провоцируют разъединение страны, в том числе и такими заявлениями, как у Мендель.

По мнению же политолога Михаила Басараба, «украинский русский» — это наследие русско-советской оккупации. Поощрять такое положение дел означает поддерживать насаженный в прошлом силой языковой порядок оккупационной власти, считает эксперт. Призывать к развитию «украинского русского» означает становиться продолжателем политики этноцида украинского, добавляет Басараб. При этом он подчеркнул, что идею «украинского русского» должен продвигать Кремль, а не власть Украины, поскольку это мягкая популяризация сохранения привилегированного положения русского языка в стране.

На самом деле, говорит политолог Андрей Смолий, власть президента Владимира Зеленского прощупывает почву для дальнейшей русификации. Он рассматривает заявление Мендель, как полноценное желание ревизовать закон о языке и сделать из Украины Беларусь-2. Там тоже так начиналось. Сначала «какая разница», затем полноценное засилье русского и наконец полное уничтожение государственности и суверенитета, подчеркнул эксперт. Он считает, что заявление Мендель — это лишь следствие желания Офиса Зеленского провести полноценную политику русификации.

Также политологи не исключают, что Аваков и Мендель – это первые «ласточки». Далее вопрос «украинского русского» будут комментировать и другие чиновники, и эксперты.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org