Об Украине без Украины. Путин поговорил о Донбассе с Меркель и Макроном
Во вторник, 30 марта, состоялась встреча между лидерами Германии, Франции и России в режиме видеоконференции. При этом, Украину не приглашали присоединиться к разговору, сославшись на то, что во время переговоров лидеры будут обсуждать не только Донбасс. Действительно, во время переговоров, например, поднимались вопросы отравления российского оппозиционера Алексея Навального, российской вакцины, но говорили также и о ситуации на востоке Украины. Так, российский президент Владимир Путин заявил, что Украина должна выполнять «Минские соглашения», а также вести прямой диалог с представителями «ЛДНР». Кроме того, он обвинил Киев в эскалации ситуации на Донбассе. В свою очередь президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель призвали Путина взять на себя обязательства по стабилизации режима прекращения огня на Донбассе. В то же время, ряд экспертов напомнили заявления президента Владимира Зеленского после убийства украинских военных под Шумами на прошлой неделе, переговорить по этому вопросу с лидерами «нормандского формата». Переговоры состоялись, но без него. Эксперты считают, что это свидетельствует о провальной работе украинского МИД и дипломатов. Если так и дальше пойдет, то Украина станет объектом, а не субэктом мировой политики, утверждают они.
Во вторник, 30 марта, состоялись переговоры в режиме видеоконференции между лидерами Германии, Франции и России Ангелой Меркель, Эммануэлем Макроном и Владимиром Путиным. При этом на встречу не позвали президента Владимира Зеленского. Как ранее отмечал спикер главы РФ Дмитрий Песков, это сделали потому, что во время общения лидеры стран намерены были обсудить разные вопросы. Действительно, они говорили, например, об отравлении российского оппозиционера Алексея Навального, ситуации в Беларуси и о российской вакцине. Но, тем не менее, лидеры государств также обсуждали и ситуацию на востоке Украины.
Так, президент РФ обвинил Украину в эскалации ситуации на Донбассе. Кроме того, он заявил, что Киев должен выполнять «Минские соглашения» и даже вести прямые переговоры с представителями «ДНР» и «ЛНР», а также урегулировать правовые аспекты введения «особого статуса» для оккупированных территорий. В свою очередь Меркель и Макрон призвали Россию взять на себя обязательства по стабилизации режима прекращения огня на Донбассе.
Многие украинские политологи раскритиковали встречу лидеров трех государств, так как в ней не принял участие Зеленский. При этом политолог Евгений Магда напомнил, что на прошлой неделе после убийства четырех украинских военных около Шум, президент заявил о намерении организовать встречу с лидерами «нормандского формата». Такая встреча, действительно, состоялась, но без Украины. Может, так было и задумано, иронизирует эксперт.
В свою очередь политолог Виталий Бала отмечает, что в последнее время украинцам рассказывали об эффективности работы президентской команды в вопросе урегулирования военного конфликта на Донбассе. Например, говорили о согласовании некоего плана с Францией и Германией, о режиме прекращения огня. Но, подчеркивает политолог, когда партнеры Украины, игнорируя украинского президента, общаются с главой государства-агрессора, то это свидетельствует о том, что не все так хорошо, как рассказывают украинцам. На самом деле, считает Бала, речь идет о полном провале действующей власти в вопросе внешней политики, что стало результатом ее некомпетентности и невыполнении взятых на себя обязательств. При такой тенденции, добавляет политолог, Украина окончательно может стать только объектом на международной арене, страной, с которой не считаются, и от которой не зависит даже ее будущее.
Доигрались, так прокомментировал переговоры по Украине без Украины политолог Андрей Смолий. По его словам, к этому привела политика умиротворения агрессора. Теперь, добавляет, эксперт, позиция Зеленского никому не интересна.
К сожалению, говорит в свою очередь бывший заместитель министра по вопросам оккупированных территорий Георгий Тука, избитая фраза «переговоры об Украине без Украины» становится все более актуальной. Это свидетельствует о неэффективности и слабой позиции украинской переговорной группы – в первую очередь, президента, который отвечает за международное направление и МИД, считает эксперт. По его словам, встреча Путина, Меркель и Макрона вызывает опасения, потому что во время нее лидеры стран могут выстроить консолидированную позицию по отношению к Украине и вместо поддержки со стороны Германии и Франции Украина может получить дополнительное давление с их стороны, в частности, по имплементации, так называемой «формулы Штайнмайера». Хотя, добавляет эксперт, выполнить это требование не в состоянии ни одна власть (независимо от фамилии президента) и Украину этим могут шантажировать. В первую очередь, этот шантаж будет ощутимым в дипломатическом диалоге Украина-Франция и Украина-Германия, считает Тука. По его мнению, сначала он будет происходить не в публичной плоскости, но если украинская власть будет медлить с выполнением, то с дипломатического уровня шантаж перейдет на уровень публичной риторики, и тогда это будет далеко не в пользу украинских позиций в целом, добавил эксперт.
О полном фиаско президента на международной арене и о недружественном шаге Франции и Германии, которые согласились обсуждать Украину без Украины, заявил бывший нардеп Игорь Мосийчук. По его словам, вероятно, страна оказалась «на пороге большого шухера».
Нет лидера, нет уважения и сочувствия, теперь только чужие интересы, заявил политолог Тарас Чорновил, комментируя встречу трех лидеров государств «нормандского формата». По его мнению, в какой форме во время переговоров определяли будущее Украины в целом и Донбасса в частности, Киев скорее всего даже не проинформируют. Но, говорит он, зная пожелания переговорных сторон, которые сохраняются уже не первый год, можно предположить, что Украину будут толкать к прямым переговорам с «ЛДНР». Этого, по мнению политолога, хочет Путин, а Меркель и Макрон просто хотят уже завершить свою миссию в «нормандском формате». Также Чорновил обратил внимание на то, что Меркель и Макрон не сделали жесткого заявления по поводу эскалации военного конфликта на Донбассе, ограничившись обычными фразами, в то же время Путин обвинил в эскалации Украину, а Берлин и Париж промолчали.
О том, что Путин пошел в дипломатическое наступление, говорит и политолог Дмитрий Воронков. Он также обратил внимание на то, что во время диалога с лидерами ЕС Путин заявил, что озабочен «провоцируемой Украиной эскалацией вооруженного противостояния на линии соприкосновения». По его словам, очевидно в эскалации конфликта на Донбассе со стороны Кремля заключался достаточно простой план. Только не просто переключить внимание на Донбасс, но и вступить в диалог с европейскими лидерами с позиции жертвы, якобы без демонстрации военной силы в ответ. Вероятно, отмечает Воронков, именно поэтому Путин хотел провести этот диалог без участия Украины, дабы оказать максимальное влияние на европейцев, пытаясь заложить в их понимании установку, что с Украиной невозможно вести и переговоры.
Путин хоть и перехватил инициативу, говорит политолог, впрочем, он не считает, что это ключевым образом изменит политическую ситуацию.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org