Следующий шаг – «нормандский саммит»? В Петровском начали разводить войска
В районе Петровского начался процесс разведения войск, об этом сообщили в штабе операции Объединенных сил. При этом, украинская сторона затребовала три дня, чтобы отвести свои силы и технику на один километр, а противоположная сторона сообщила, что справиться с такой же задачей за один день. После того, как силы будут разведены, начнется процесс по разминированию территории. Если процесс разведения сил, который проходит под контролем сотрудников мониторинговой миссии ОБСЕ, буде проведен успешно, то Украина может рассчитывать на согласие России относительно встречи в «нормандском формате» на уровне глав государств. Там президент Владимир Зеленский рассчитывает договориться о восстановлении мира и реинтеграции оккупированных территорий. В то же время, по данным социологического опроса, опубликованного в «Зеркале недели», большинство жителей оккупированных территорий считают, что «республики» смогут лучше экономически развиваться, если войдут в состав России, при этом они уверены, что платить за восстановление Донбасса должна Украина. По мнению экспертов, результаты опроса – плачевны для Украины, но в то же время, если остается хоть небольшой шанс на реинтеграцию территорий, его нужно использовать.
В субботу, девятого ноября, в Донецкой области около Петровского начался процесс разведения войск, об этом сообщили в штабе операции Объединенных сил. С данного участка отведут на один километр 42 военнослужащих, три боевых бронированных машины и 48 единиц стрелкового оружия. По информации руководителя представительства «ДНР» в Совместном центре по контролю и координации за режимом прекращения огня Руслана Якубова, украинская сторона запросила трое суток на процесс разведения в Петровском. В свою очередь, по его словам, террористы уложатся в сутки. То есть, процесс разведения завершится 12 ноября.
После этого, говорят в штабе операции Объединенных сил, начнется процесс по разминированию территорий и демонтажу фортификационных сооружений.
По словам политолога Андрея Смолия, разведение – это издевательство над военными. Он отметил, что очень болезненным является и уничтожение фортификационных сооружений, которые строились за деньги налогоплательщиков.
К слову, представитель России в Трехсторонней контактной группе в Минске Борис Грызлов сообщил, что РФ приветствует разведение сил в Петровском. То есть, теоретически, Украина выполнила все условия, которые ставила Россия, для проведения встречи в «нормандском формате» для урегулирования военного конфликта на Донбассе. Президент Владимир Зеленский неоднократно подчеркивал, что будет делать все для того, чтобы остановить войну и реинтегрировать оккупированные территории.
В то же время, по данным социологического исследования, опубликованного в «Зеркале недели», большинство жителей «ЛДНР» считают, что улучшение их жизни напрямую связано с интеграцией с Россией. В частности, так думает 35,4% опрошенных. И только 3,5% жителей оккупированных территорий считают, что экономическая ситуация в «республиках» улучшиться, если они вернуться в Украину. При этом 26,8% респондентов ожидают ухудшения ситуации и связывают это с возвращением в Украину, независимо от статуса, в котором оно произойдет.
Примечательно, что более 50% опрошенных жителей оккупированных территорий убеждены, что финансировать восстановление разрушенных войной районов обязана Украина, но контролировать процесс должна РФ. На вопрос «По вашему мнению, за счет чьих средств должно быть проведено восстановление Донбасса?» 63,6% опрошенных ответили, что это ответственность Украины. 18,5% уверены, что регион должен справиться своими силами. 17% респондентов ожидают финансовой помощи со стороны США, а 16,5% — от ЕС. Всего 16% опрошенных заявили, что финансировать восстановление региона должна Россия.
При этом в вопросе контроля процесса восстановления результаты обратные — 67% считает, что контролировать проект должны местные власти, еще 50,2% — что контроль должна взять на себя Россия. Позволить контролировать восстановление региона Украине готовы только 24,9% населения. Довериться Евросоюзу согласны 8,1%, США – всего 2,4%.
В то же время, известно, что по данным последнего социологического опроса Центра Разумкова, 56% украинцев выступили против предоставления оккупированным территориям Донецкой и Луганской областей особого статуса в составе Украины. Еще 13,5% респондентов считают, что временно оккупированные территории должны после восстановления над ними контроля Украины получить больше независимости от Киева. Всего 10% украинцев выступили за то, чтобы оккупированному Донбассу дали особый статус. Еще 3,3% – за отделение этих районов и создание «независимых государств», 2,9% поддержали присоединение этих территорий к России, 2,8% – за другой вариант развития событий, 11,3% затруднились с ответом.
По мнению политолога Владимира Фесенко, опрос, опубликованный в «Зеркале неделе» показал, что за прошедшие пять лет оккупированная часть Донбасса стала еще дальше от Украины, чем была в начале 2014 года. Правда, добавляет он, еще до войны, Донбасс, фактически, имел свой «особый статус». По его словам, война, и нахождение в поле российской пропаганды, и политический протекторат России повлияли на настроения местных жителей, усилив их пророссийскость и подозрительно-критичное отношение к постмайданной Украине. К тому же большинство проукраински настроенных жителей этого региона выехали на территории, подконтрольные Украине. И тем не менее, говорит Фесенко, даже сейчас несколько более половины жителей этого региона ощущают себя украинцами и гражданами Украины. И это сохраняющийся шанс на реинтеграцию, если, конечно, для этого сложатся необходимые политические предпосылки, считает эксперт.
По его словам, еще один потенциальный шанс в том, что, как показало исследование, большинство жителей этого региона на распутье, они не знают, кто и что может решить их нынешние проблемы. Но при этом, менее 20% жителей ОРДЛО видят будущее своего региона в Украине. Две трети до сих пор верят в иллюзию интеграции в состав России. Как показывает исторический опыт, в таких условиях и с такими противоречивыми установками люди принимают сложившиеся обстоятельства, адаптируются к тем условиям, в которых они оказались, говорит Фесенко. В что же время, он подчеркивает, что нет и не может быть простого ответа на вопрос, что делать с ОРДЛО дальше. Тем не менее, эксперт считает, что отказываться от Донбасса, как и от Крыма, нельзя, в противном случае можно потерять половину Украины.
Фесенко признает, что шансы на возможную мирно-компромиссную интеграцию не очень высоки, а еще меньше на возвращение этих территорий военным путем. Но если есть даже небольшой шанс на мирную реинтеграцию, то стоит попробовать его реализовать, но с четким обозначением своей позиции и приемлемых условий реинтеграции этого региона, добавил эксперт.
В то же время, есть мнение, что развитие конфликта на Донбассе может пойти по военному пути. Так, заместитель начальника Генерального штаба ВСУ Сергей Наев рассказал о российских военных частях, которые базируются недалеко от восточной границы с Украиной. Правда, он отметил, что они не готовят наступление.
Хотя координатор группы «Информационное сопротивление» Константин Машовец уверен, что нанесения успешного удара по противнику является достижение оперативной внезапности удара. Поэтому Украина не увидит накопления группировки перед границей до самого последнего момента. Эксперт считает, что первый удар, скорее всего последует из того оперативного построения, которое уже существует и которое демонстрируют, чтобы к нему привыкли.
В свою очередь заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Сергей Кривонос считает, что по своему потенциалу Россия может пойти на открытое военное вторжение в Украину, ведь ее войска ежегодно проводят учения вдоль украинской границы, в том числе и на территории Беларуси. По его словам, в РФ разрабатываются различные варианты агрессии против Украины – нанесение ракетных ударов, чтобы повторить югославский вариант, а затем ввести войска, не вводить войска, а просто высокоточными ракетными ударами поставить Украину на колени. Кривонос говорит, что россияне укрепляют свои войска в Крыму, создавая там организационно-штатные структуры, которые позволяют в кратчайшие сроки осуществить развертывание войск, чтобы нанести удар со стороны полуострова. Он добавил, что военный потенциал России очень велик, поэтому главное задание для Украины – это организация территориальной обороны.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org