Депутаты блокируют «антиколомойский законопроект». Есть ли выход из ситуации

615

К так называемому «антиколомойскому законопроекту» народные депутаты между первым и вторым чтением подали 16 тысяч поправок, это абсолютный рекорд в истории работы Верховной Рады. Отличился, в первую очередь народный депутат, которого ранее исключили из фракции «Слуги народа» Антон Поляков, который подал 6 тыс. 33 правки. Эксперты говорят, парламентарии, из так называемой группы Коломойского сделали все для того, чтобы заблокировать принятие законопроекта во втором чтении. По их словам, если идти по закону, и рассматривать каждую правку, то на голосование «антиколомойского законопроекта» можно будет выйти под осень. К этому времени Украина может огласить дефолт. Именно поэтому эксперты ищут выходы из сложившейся ситуации. Так, народный депутат Владимир Арьев пообещал подать законопроект, чтобы изменить регламент и разрешить голосование такого большого количества правок без обсуждения, а все похожие правки объединить между собой и голосовать за них, как за одну поправку. По его словам, это поможет в пять раз сократить время на рассмотрение правок. Есть эксперты, которые предлагают пойти по процедуре ad hoc, которая разрешает нарушать закон в крайних для государства случаях. Но, говорят аналитики, для этого нужно, чтобы президент Владимир Зеленский принял для себя окончательно решение, с кем он – с Коломойским или народом Украины.

Рекордное количество поправок

Между первым и вторым чтением так называемого «антиколомойского законопроекта», который запрещает возвращение банков бывшим их владельцам или выплату им компенсаций за национализацию, депутаты внесли чуть больше 16 тысяч правок, при том, что в самом законопроекте насчитывается 16 тысяч слов. Такое количество правок – это абсолютный рекорд в истории украинского парламента.

К слову, народный депутат от партии «Слуга народа» Егор Чернев отмечает, что некоторые его коллеги получали смс-сообщения из московского номера, с текстом, из которого следует, что президент Владимир Зеленский – временный, а олигарх Игорь Коломойский – навсегда, поэтому, якобы, не стоит становиться его врагом.

Как бы там ни было, но активнее всего подавали правки бывшие и действующие депутаты из фракции «Слуга народа», представители группы «За будущее» и фракции «Батькивщина». Абсолютным рекордсменом стал народный депутат, исключенный из фракции «Слуга народа» Антон Поляков, который подал более шести тысяч поправок.

Исходя из такого количества правок, можно предположить, что Коломойский платит за каждую правку, отметил финансист Сергей Фурса. По его словам, можно предположить, что народный депутат Поляков, который подал самое большое количество поправок, либо самый жадный, либо недавно проигрался в казино и теперь должен денег так много, что готов подавать правки к чему угодно, лишь бы за это платили. В общем, у человека явно проблемы, и он просто кричит своими правками об этом, сыронизировал Фурса.

При этом народный депутат Лиза Богуцкая считает, что такое огромное количество поправок было подано не для того, чтобы улучшить законопроект, а для того, чтобы загнать страну в дефолт.

Впрочем, сам Коломойский утверждает, что не знаком с Поляковым. Более того, по его словам, депутаты, которые подавали правки к законопроекту, симпатизируют не ему, а Украине. При этом, олигарх подчеркнул, что он не поддерживает идею дефолта, а выступает за реструктуризацию внешнего долга.

Депутаты блокируют работу ВР

Очевидно спам-правки — это универсальный метод заблокировать работу парламента, считает Фурса. По его словам, пока депутаты будут голосовать за каждую поправку, экономика будет лететь в пропасть. При этом, эксперт считает, что если идти по процедуре, то рассмотрение всех поправок может затянуться до осени.

О том, что такое огромное количество поправок — это грязная политтехнология, которая заводит работу парламента в тупик, говорит и политолог Владимир Фесенко. По его словам, в условиях пандемии COVID-19 и сильнейшего экономического кризиса это недопустимо и даже преступно.

Просто, считает политолог Анатолий Октисюк, Коломойскому нужно время на торги с властью и переманивание на свою сторону критического количества депутатов во фракции «Слуга народа» — прежде всего мажоритарщиков, которые меньше зависят от руководства фракции. Хотя, быть может, основной расчет делается на фактический паралич законодательного процесса. В свою очередь бывший нардеп Александр Черненко говорит, что при таком количество поправок идти по полной процедуре, значит, никогда не принять проект. Непонятна даже процедура: то ли дожидаться возобновления полноценной сессионной работы — а это даже не в апреле, то ли созывать внеочередные заседания в карантин.

Разблокировать работу Рады можно

В то же время эксперты думают над тем, как можно рассмотреть такое огромное количество поправок в сжатые сроки, ведь на кону помощь от МВФ. Без нее страна может реально оказаться в дефолте.

Принцип ad hoс

Закон ad hoc — это закон, принятый в связи с каким-то конкретным инцидентом или для решения какой-то особой задачи, который не вписывается в законодательную практику и не решает других схожих проблем. По мнению Черненко, на финансовом комитете могут попробовать сгруппировать поправки по категориям и призвать парламент отклонить какую-то часть по принципу ad hoс, чтобы ускорить рассмотрение. Правда, говорит он, это сомнительное с точки зрения регламента Рады решение, хотя и негрубое его нарушение, на которое можно пойти ради важного документа.

О том, что Рада может пойти по процедуре ad hoс и изменить регламент под один законопроект, говорит и политолог Тарас Чорновил. Правда, он не исключает, что после этого могут быть обращения в Конституционный суд с требованием отменить закон в связи с нарушением законной процедуры его принятия.

Внесение изменений в регламент Верховной Рады

Чтобы рассмотреть все необходимые поправки и принять законопроект во втором чтении, нужно изменить регламент Верховной Рады, которые позволит (только в ситуациях с аномально большим числом поправок, например, более 1 тыс.) принимать решения по таким поправкам на уровне профильного комитета, либо другой способ ускоренного рассмотрения таких «политтехнологических поправок», считает Фесенко. Иначе, добавляет он, возникает фатальный тупик и паралич в законодательной работе парламента, и не только по «антиколомойскому закону», а вообще.

В свою очередь народный депутат Владимир Арьев пообещал подать законопроект об изменениях в регламент. Им он предложит голосовать за поправки без обсуждения, если их подано к законопроекту от трех тысяч. Также, депутат предлагает одинаковые по содержанию поправки, представленные различными народными депутатами, объединить. Обсуждать и голосовать их можно как одну поправку. По мнению Арьева, такие изменения позволят сократить время рассмотрения поправок минимум в пять раз.

Привлечь депутатов к ответственности

Депутат лично выполнять свои обязанности, ведь именно он имеет персональный мандат на это, в том числе он лично должен вести законодательную деятельность, отмечает политолог Петр Олещук. Поэтому, считает он, можно проверить, лично ли парламентарии писали правки, и знают ли они то, что подавали. Политолог советует взять правки, взять депутатов, исследовать факт их осведомленности и привлечь непосвященных к ответственности.

Правда, говорят эксперты, не понятно, будут ли эти сценарии запущены в жизнь, ведь в этом случае президенту Владимиру Зеленскому придется определяться с кем он: с Коломойским или народом Украины. Продавливая законопроект, считает Октисюк, власть рискует начать настоящую войну с Коломойским, но Офис президента боится этого сценария. По его словам, глава государства опасается, что телеканал олигарха просто убьет его рейтинг.

В принципе, говорит журналист Юрий Бутусов, Зеленский может разорвать отношения с Коломойским и расколоть фракцию, начать голосовать и не принимать новые правки, закрыть глаза на все, получить обвинения, иски, информационную войну, но продавить свое решение лично. Это означает для президента Зеленского — стать врагами на всю жизнь с тем, кто лучше всех знает структуру бизнеса Зеленского, и владеет максимальным объемом компромата, отмечает журналист.

Тем не менее, Бутусов считает, что время взаимовыгодных компромиссов прошло. Президент должен брать ответственность за страну на себя даже под угрозой полного обнуления своего рейтинга, добавляет он.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org