Чехия: Игры для «девочек»

811

Политологи Чехии долго убеждали граждан, что страна нуждается в обновлении политической элиты. В результате в мае 2010 года в парламент Чехии впервые прошла партия «Дела общественные», возглавляемая писателем и журналистом Радеком Йоном. Через два года история стремительного политического взлета этого проекта скандально оборвалась

Недовольный гражданин

Партия «Дела общественные» появилась в Чехии еще в 2001 году. Сначала она существовала в статусе общественной организации, позже — политической партии. Избиратели обратили внимание на «Дела общественные» после того, как ее возглавил Радек Йон — писатель, публицист, журналист. Йон, которому сейчас 56 лет, в 80-х сделал себе имя на статьях, программах и книгах, посвященных темам, которые всегда были интересны обществу: проституция, наркомания, фарцовка. Кстати, она из его книг — Memento —была переведена на десять языков и принесла ему мировую славу.

Избирательную кампанию «Дела общественные» построили креативно. Во всех городах накануне выборов красовались билборды с изображением партийных красавиц — Каролины Пик, Ленки Андрисовой, Катержины Класновой и Кристины Кочи — в купальниках с надписью «Гоните мальчиков, голосуйте за наших девочек». Под «мальчиками» подразумевались матерые политики, которые за двадцать лет уже успели надоесть большинству чехов. И случилось чудо — народ откликнулся на «девочек» в купальниках, партия набрала 11% голосов и получила 24 депутатских мандата из 200 в чешском парламенте. Причем возраст «девочек» был в основном до 30 лет. А Радек Йон занял пост министра внутренних дел. Зампредседателя партии Катержина Класнова объяснила, что за них проголосовала в основном молодежь в возрасте от 18 до 25 лет.

«Дела общественные» в своей программе сделали ставку на прямую демократию и предложили ввести прямые выборы гетманов краев и президента, который в настоящее время избирается членами обеих палат парламента — сенатом и палатой депутатов. «Общественники» также выступали за изменение закона о местном референдуме. А в доказательство эффективности этого инструмента партия все спорные вопросы решала путем интернет-голосования, в котором могли участвовать все партийцы. Более того, «общественники» утверждали, что даже сам Йон был избран лидером партии на внутрипартийном референдуме. Теперь, правда, депутат Кристина Кочи говорит, что все результаты интернет-голосований фальсифицировались. В общем, программа была весьма популистская, но электорат ее поддержал.

Реалити-шоу

Сейчас «Дела общественные» в эпицентре коррупционного скандала, и фигуранты дела дают показания в суде. Суть конфликта проста — спонсор партии, министр транспорта Вит Барт платил депутатам-«девочкам» за лояльность к партии и за продвижение его личных интересов. К слову, Барт ушел в отставку сразу после начала скандала. Суммы, по нашим меркам, были небольшие — одному из депутатов Барт выдал 500 тыс. крон (20 тыс. евро), другому — 170 тыс. (около 7 тыс. евро). Для украинского политикума и вправду смешные деньги. Ведь по последней информации депутата Романа Забзалюка, за переход из оппозиционной фракции в провластную в нашем парламенте платят по полмиллиона долларов. Барт говорит, что давал депутатам деньги в долг. За подкуп Виту Барту грозит лишение свободы на шесть лет, депутату Ярославу Шкарке, взявшему 170 тыс. крон и потратившему часть из них, — до трех лет тюрьмы. Чем бы ни закончился суд, изобилующий интересными подробностями вроде установки в квартирах и машинах политиков жучков для прослушивания, очевидно, что партия «Дела общественные» скоро сойдет с политической арены, поскольку согласно результатам февральского исследования центра по изучению общественного мнения CVVM 95% чехов считают самой актуальной проблемой в чешском обществе коррупцию.

Президент Чешской Республики Вацлав Клаус по поводу конфликта заявил следующее: «Реалити-шоу в прямом эфире, к которому примешивается все возможное и невозможное, что имеет связь с некой потенциальной преступной деятельностью и с обычной политикой. В любом случае, это разрушительный элемент для политической системы Чешской Республики. Это неимоверно рискованное дело, которое наносит ущерб всем нам».

Кто заменил коммунистов

Чехию называют образцом удачного перехода к рыночной экономике. Страна избежала гиперинфляции (не более 15% в год даже на пике «шоковой терапии»), развод со словаками прошел полюбовно, реальный уровень жизни людей вырос в сравнении с 1989-м вдвое. Даже в условиях кризиса положение чешской экономики куда лучше, чем в соседних Венгрии, Польше и Словакии, не говоря уже о Греции или Португалии. При этом чехи недовольны своими политиками, поскольку после «бархатной революции» компартийную номенклатуру сменили бывшие диссиденты и профессиональная элита. Главой правительства в 1992–1997 годах и отцом чешской приватизации стал нынешний президент, профессор-экономист Вацлав Клаус, при котором и начался расцвет коррупции.

В ходе ваучерной приватизации большинство крупных предприятий перешли в руки новых владельцев при довольно странных обстоятельствах. К середине первого десятилетия двухтысячных стало очевидно: все основные политические партии тесно связаны друг с другом и с бизнесом, появился новый коррумпированный истеблишмент. Чешские СМИ разоблачают махинации политиков уже пятнадцать лет. Подавляющее большинство раскрытых афер так и не дошли до суда.

Их масштабы могут показаться украинцам тоже скромными: премьер социал-демократ Станислав Гросс был вынужден уйти в отставку в 2005-м, так как не объяснил, где взял 150 тыс. евро на покупку квартиры, либерала Мирека Тополанека сфотографировали во время отпуска на итальянской вилле лоббиста, также пресса интересовалась деталями покупки его супругой автомобиля Volvo XC90. Однако большинство чехов уверены, что ставший известным компромат — лишь верхушка айсберга, а под водой — куда более солидные суммы. Тот же Гросс вскоре после отставки оказался владельцем не только квартиры, но и акций стоимостью 10 млн. евро. Коррупционные связи проникают на все уровни новой номенклатуры и делают бессмысленной замену разоблаченных лидеров. «Бой за корыто» — так все чаще называют политическую жизнь чехи, сравнивая народных избранников с поросятами.

ИНТЕРЕСНО

О чем спорят чешские политики

Программы парламентских партий фактически идентичны, как почти везде в современном ЕС. Даже коммунисты отказались от борьбы за «диктатуру пролетариата» и поддерживают членство Чехии в Евросоюзе. Споры между партиями идут относительно деталей вроде процентной ставки НДС. Главная же тема политической борьбы — взаимные обвинения в коррупции и перетряхивание грязного белья.

По материалам weekly.ua