Бизнес во время войны. Что делает государство, чтобы спасти экономику
Президент Владимир Зеленский сообщил, что четыре пятых от всех украинских предприятий уже вернулись к работе на безопасной территории. Тем не менее, эксперты считают, что глава государства озвучил завышенные показатели и на самом деле количество предприятий, которые возобновили работу после начала полномасштабной войны, намного меньше. В то же время они признают, что правительство уже предприняло некоторые важные шаги для того, чтобы помочь бизнесу выжить в сложных условиях. Например, для предприятий уменьши налоги, отменили проверки, запустили упрощенную процедуру регистрации бизнеса, разработали механизм переезда предприятий на запад Украины. Кроме того, бизнес получил доступ к льготным кредитам. Правда, добавляют эксперты, в основном деньги сейчас могут получить предприятия, которые работают в аграрной сфере, поэтому нужно думать над тем, как расширить программу и сделать ее доступной для других предприятий.
После начала войны четыре пятых от всех украинских предприятий уже вернулись к работе на безопасной территории, об этом сообщил президент Владимир Зеленский. По его словам, первый месяц российской войны стоил Украине 7 миллиардов долларов. При этом, он подчеркнул, что чем дольше будут идти военные действия, тем большее давление — это будет оказывать на экономику страны. Зеленский добавил, что продолжение войны будет истощать экономику Украины. Тем не менее, государство имеет несколько источников финансовой поддержки, добавил он. По его словам, речь идет о МВФ, различных программах помощи, грантах.
В то же время генеральный директор группы компаний Advanter Group Андрей Длигач говорит о том, что, действительно, появились признаки восстановления экономики Украины, но ситуация все еще крайне сложная. По его словам, согласно исследованиям Advanter Group, на текущий момент, по сравнению с 23 февраля, 21,6% предприятий полностью прекратили работу. Еще 34,3% – почти полностью остановлены. Вместе с тем, 22,9% предприятий за последние недели увеличили объем работ, что свидетельствует о постепенном восстановлении деловой активности, отметил эксперт. При этом он подчеркнул, что в малом и среднем бизнесе сокращено около 1,2 миллиона сотрудников (33%). Еще 34% отправлено в отпуск. Из работающих 42% трудятся на условиях сокращенной заработной платы. К слову, по информации кадрового портала grc.ua, украинский рынок труда переживает самый сильный кризис за последние 10 лет: по состоянию на середину апреля количество открытых вакансий уменьшилось в 30 раз по сравнению с довоенным периодом. Там отмечают, что компании оптимизируют расходы, сокращают заработные платы и бонусы или вообще увольняют сотрудников. Следовательно, конкуренция среди соискателей растет. По данным портала, с началом войны подавляющее большинство работодателей (78%) приняли непопулярные меры по отношению к своим сотрудникам. Четверти опрошенных не выплатили заработную плату. Уволили или сократили работников в 16,5% компаний, 10% отправили в отпуск за свой счет. Четверть опрошенных, если и работают, получают неполную выплату заработной платы, больше всего респондентов ответило, что им сократили заработную плату более чем на 30%.
Усомнился в цифрах, озвученных президентом и глава Союза защиты предпринимательства Сергей Доротич. По его словам, менее 50% предприятий может сейчас работать. Остальные скорее выживают, находятся на грани функционирования, отметил он. Эксперт назвал ряд проблем, которые мешают запустить бизнес в условиях войны. Во-первых, труднее всего бизнесу на тех территориях, где ведутся боевые действия. Там предприятия не только находятся под обстрелами, а и имеют сложности в связи с отсутствием или серьезными перебоями с электроснабжением, газоснабжением, возможностью доставки ресурсов для нормального функционирования. Еще одна проблема – это отсутствие собственных средств, а с кредитованием – огромные сложности. Также, говорит Доротич, есть проблема и с специалистами, которых мобилизуют на фронт.
В то же время глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь отмечает, что бизнес все же пытается вернуться к обычному состоянию, а именно – генерированию добавочной стоимости товарам и услугам, где и это возможно на территории Украины. По его словам, чтобы экономика возродилась, нужны радикальные меры, например, полное изменение Налогового кодекса, чтобы максимально снизить влияние государства на бизнес. Впрочем, говорит эксперт, определенные подвижки здесь уже есть. Необходимо ускорить предоставление доступа бизнеса к финансовому ресурсу, страхованию инвестиций, созданию действенного механизма бронирования критически важного персонала от призыва, добавил Соболь.
В свою очередь юрисконсульт Кристина Янив отмечает, что государство все же многое уже сделало, чтобы помочь бизнесу работать в условиях войны. В первую очередь это касается налоговых льгот. Например, говорит она, 17 марта вступил в силу Закон №2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения». Этим Законом установлены привилегии, которые будут действовать в период действия военного положения. Предприятия с оборотом до 10 млрд гривен смогут уплачивать единый налог по правилам, установленным для ІІІ группы плательщиков единого налога, то есть с освобождением от налога на прибыль, НДС и других платежей. В то же время единый налог с оборота уменьшен до 2% (до сих пор – 3% дохода при уплате НДС или 5% дохода при включении НДС в состав единого налога). Также в течение 12 месяцев с 1 марта 2022 ФЛП могут не платить ЕСВ за себя, а ЕСВ за мобилизованных лиц будет платиться из бюджета. Также важно то, что штрафы и пеня по ЕСВ не применяются, а проверки не производятся. И еще, добавляет Янив, отменяются штрафы из-за отсутствия РРО или фискального чека. Исключение – подакцизные товары.
Важно добавить, говорит эксперт, что в соответствии с Постановлением Кабинета министров №303 от 13 марта этого года на время действия военного положения прекращается проведение плановых и внеплановых мер государственного надзора (контроля) и государственного рыночного контроля. В то же время исключением является осуществление внеплановых мер госнадзора по предотвращению неконтролируемого роста цен на товары, имеющие существенную социальную значимость.
Еще одним важным новшеством, по ее словам, является постановлением Кабинета министров №314 от 18 марта этого года введен декларативный принцип получения права на осуществление хозяйственной деятельности. То есть предприниматель может начинать работу без необходимости получения документов разрешительного характера, лицензий.
Кроме того, говорит Янив, очень важной является программа правительства по перемещению бизнеса в относительно безопасные регионы страны. Согласно правилам программы, заявку на релокацию может подать любое предприятие на веб-портале министерства экономики. Однако приоритет имеют стратегические предприятия и компании, производящие товары первой необходимости. Продолжительность рассмотрения заявки варьируется от одного до трех дней для предприятий, имеющих первостепенное значение для оборонного комплекса, жизнедеятельности населения и поддержки экономики в военное время. Заявки других, не приоритетных предприятий могут рассматриваться до пяти дней. После обработки всех запросов министерство экономики определяет очередность релокации компаний. Перемещение предприятий производится самостоятельно, силами «Укрзалізниці» или «Укрпочты». По состоянию на 29 марта на западную Украину в рамках программы релокации было перевезено уже 98 предприятий, а еще 375 участников программы находились в стадии переезда. В общей сложности по состоянию на начло апреля министерство экономики получило 1164 заявки от предпринимателей, из которых 1058 уже были проработаны.
И еще, известно, что правительство планирует компенсировать экономические потери предприятий, которые пострадали от войны. Но пока не известно когда-именно предприятия смогут получить деньги за разрушенный бизнес.
Правильными называет шаги государства бизнес-омбудсмен Роман Ващук. По его словам, все идет к общему упрощению, расширяется мораторий на проверки, власть старается, чтобы бизнес мог работать в этих условиях. Во многом, говорит омбудсмен, бизнес заслужил это доверие от властей. То, что малый бизнес может платить или не платить налоги по своему усмотрению, — это встречный шаг от властей, ведь во время войны, и простые граждане добровольно жертвуют государству товары или свои деньги. Это прямо противоположно тому, что было до войны, когда считалось геройством скрывать от государства свои доходы, а здесь бизнес, ощутив, что государство в опасности, просто поддерживает его без всякого принуждения, подытожил Ващук.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org