Без минирований, провокаций и силового привода в суд. Порошенко вернулся в Украину

634

Бывший президент, народный депутат Петр Порошенко 17 января вернулся в Украину после дипломатического зарубежного тура и отпуска. К этому дню он тщательно готовился, в частности, члены его партии организовали приезд его сторонников в Киев. Сначала они прибыли в аэропорт «Жуляны», откуда Порошенко уехал в Печерский районный суд Киева, где ему должны избрать меру пресечения по делу о государственной измене. Сторонники экс-главы государства заявили, что изначально пограничники не хотели пускать его в страну, а позже следователи якобы планировали его задержать и отправить в суд. Этим планам, говорят в «Европейской солидарности», помешали украинцы. В то же время политологи обращают внимание на то, что ничего из того, что обещали в партии Порошенко, не произошло – не было минирований, потасовок и силового привода в суд. Все идет спокойно. При этом в Офисе президента обвинили экс-президента в неуважении к государственным институтам и использовании простых граждан.

Подготовка к возращению Порошенко

Бывший президент, лидер «Европейской солидарности» накануне своего возвращения в Украину после дипломатического турне и отпуска, дал брифинг в Варшаве. Он заявил, что дело против него о государственной измене заказал олигарх Игорь Коломойский. По словам политика, это его месть за национализацию «ПриватБанка». Архитектором уголовного дела, говорит Порошенко, является президент Владимир Зеленский. Он уверен, что президент мог дать указание возбудить против него уголовное дело, еще из-за того, что у него в декабре упали рейтинги, а также, чтобы отвлечь внимание от проблем в сфере энергетики. Порошенко утверждает, что в Украине пустые склады угля и проблемы с газом. Он подчеркнул, что Зеленский покупает электроэнергию у Беларуси, а уголь – у России.

При этом Порошенко заявил, что Зеленский ему не враг, а оппонент. В Украину же он возвращается, чтобы бороться за страну. В то же время, экс-президент подчеркнул, что не доверяет Печерскому районному суду Киева, где должны рассматривать дело об избрании ему меры пресечения. По словам экс-нардепа Игоря Мосийчука, такое заявление звучит странно, ведь именно при президентстве Порошенко была проведена судебная реформа. К слову, Порошенко не верит, что его могут арестовать. При этом политик добавил, что он не лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко и не позволит себя посадить.

В то же время, политологи называют странным шум и специальную подготовку Порошенко к возвращению в Украину. По словам политолога Петра Олещука, экс-президент и его команда заявляли, что он уехал в дипломатическое турне и отпуск, поэтому, то, что его собираются из поездки встречать его сторонники, выглядит как минимум странно. Он отметил, что подобная встреча полностью опровергает тезу о том, что речь шла о плановом отпуске, а не, скажем, побеге.

Цирком назвал подготовку к возвращению Порошенко политолог Михаил Чаплыга. Он обратил внимание, что в течение нескольких дней он говорил, что прилетит в «Борисполь», потом – в «Жуляны», была информация, что собирается прилететь во Львов, а после этого, заказал два такси на свое имя из «Жулян» и «Борисполя». Эксперт говорит, что на месте Зеленского он вообще бы ничего не делал в день возвращения Порошенко, пусть сам едет в суд, как и обещал. При этом Чаплыга считает, что Порошенко «сам утопил себя» той истерикой, которую создал в последние дни.

Порошенко вернулся в Украину

В понедельник, 17 января, как и ожидалось Порошенко прилетел в Киев из Варшавы. По информации нардепа Ирины Геращенко, экс-президента в аэропорту встречали около 15 тысяч его сторонников.

При этом в «Европейской солидарности» сообщили, что на пограничном контроле у Порошенко забрали паспорт и не хотели пускать его в страну, но потом, испугавшись реакции народа, отдали ему документы.

В Государственном бюро расследований (ГБР) отрицают эту информацию. Говорят, что паспорт экс-главы государства просто проверяли пограничники, никто его не отбирал. В свою очередь в пресс-службе Государственной пограничной службы сообщили, что сотрудники ведомства четко соблюдали нормы законодательства. В ходе мер контроля о прибытии Порошенко в Украину пограничники сообщили представителям правоохранительных органов. В пресс-службе назвали манипуляциями информацию о том, что Порошенко пытались не пустить в Украину. В пограничной службе объяснили, что сообщили правоохранителям о прибытии Порошенко, потому что ГПСУ на границе обеспечивает розыск лиц, скрывающихся от органов досудебного расследования и суда. В то же время, добавили пограничники, по Конституции, ни один гражданин Украины не может быть ограничен в праве вернуться в Украину. Кроме того, они подчеркнули, что некоторое время занимает сам процесс прохождения пограничного контроля, но сразу же после оформления документации Порошенко пропустили в Украину.

В свою очередь советник по коммуникациям ГБР Татьяна Сапьян сообщила, что в аэропорту следователи пытались вручить Порошенко повестку с вызовом в суд. По ее словам, он отказался от получения процессуальных документов. В ГБР также утверждают, что сопровождавшие политика лица оказывали сопротивление правоохранителям. Сапьян говорит, что защитники Порошенко сказали, что получат документы после прохождения паспортного контроля, но затем «искусственно создали толкотню и скрылись».

В целом, говорит Олещук, возвращение Порошенко прошло гораздо спокойнее, чем предсказывали его поклонники, не было ни «минирований», ни посадок в других аэропортах, ни надевания наручников на выходе из самолета. Поскольку все было спокойно, то проблемы нужно было придумывать самостоятельно, говорит эксперт, например, заявить, что задержка паспортного контроля на 15 минут – это попытка не пустить политика в страну. Похоже, говорит Олещук, окончательно вырисовалась информационная стратегия Порошенко и его команды: дело без самого дела. Понятно, что политическая цель дела против экс-президента – его привязка к нардепу от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Виктору Медведчуку, который в этой ситуации настолько токсичен, что любые ядерные отходы с ним не сравнятся, считает политолог. Соответственно, говорит он, даже отрицая все обвинения, вовлекаешься в процесс, в котором постоянно вспоминают Медведчука, торговлю с «республиками» и прочее. Соответственно, нужно, чтобы обсуждали процесс, а не само дело, поэтому важно постоянно генерировать поводы о «недопуске», «аресте», «угрозах». В общем, подчеркивает Олещук, вполне разумный подход, но не понятно, как он будет работать на длинной дистанции.

При этом адвокат Богдан Глядик, которого сторона обвинения просила назначить в качестве государственного защитника Порошенко, предполагает, что экс-президента хотели арестовать еще в аэропорту. По его словам, он получил поручение на оказание безвозмездной правовой помощи лицу, которое считается задержанным. То есть, говорит адвокат, Порошенко должен быть уже задержан, но что-то пошло не так. Он добавил, что его вызвали именно в аэропорт, но Порошенко уже тогда уехал и был на пути в суд. Глядик сказал, что не будет участвовать в защите политика.

В свою очередь нардеп Виктория Сюмар добавила, что, если бы не сторонники Порошенко, которые пришли его встречать в аэропорт, силовой привод политика в суд был бы организован.

К слову, советник главы Офиса президента Михаил Подоляк заявил, что Порошенко проявил неуважение к процессуальным правилам. По его словам, он должен был получить по прилету в Украину процессуальный документ, явиться в суд. Но если человек превращает это в некое выступление с массовкой, если каждый шаг в аэропорту сопровождает истерическими криками, то это явно свидетельствует о чрезвычайной экзальтации и неуважении к базовым процессуальным правилам, сказал чиновник.

ГБР раскрыло детали дела, где фигурирует Порошенко

В Государственном бюро расследований раскрыли детали так называемого угольного дела, фигурантами которого являются Порошенко, Медведчук и бывший министр энергетики Владимир Демчишин. По словам Сапьян, в октябре 2014 года представители высшего политического руководства России решили привлечь к подрывной деятельности против Украины Медведчука, который имел личные тесные связи как с представителями российской, так и украинской власти. Следователи выяснили, что он договорился с Порошенко, который как президент Украины имел «необходимые возможности админвлияния на вертикали исполнительной и законодательной власти». Сапьян сообщила, что Медведчук и представители высшего политического руководства Российской Федерации, понимая путь диверсификации источников поставок угля, разработали план о содействии деятельности террористических организаций через создание в условиях отопительного сезона искусственного дефицита угля для нужд энергогенерирующих предприятий Украины. По данным ГБР, Медведчук взял на себя функцию коммуникатора, Порошенко решал управленческие и кадровые вопросы, а в случае необходимости оказывал административное влияние.

Кроме того, по данным следствия, в ноябре 2014 года Медведчук привлек к схеме бизнесмена Сергея Кузяру, который имел связи с представителями «ЛДНР» и был хорошо ознакомлен с деятельностью предприятий угледобывающей отрасли на неподконтрольных территориях. План предусматривал, что РФ изначально создает искусственный дефицит угля для энергогенерирующих предприятий Украины, с этой целью она ограничила объемы его поставок со своей территории. Руководители террористических организаций определили по одному предприятию, из которых будут поставлять уголь на подконтрольные Украине территории. После получения авансовых платежей по указаниям высшего политического руководства РФ они начали его отгрузку и поставки.

Сапьян рассказала, Порошенко и Медведчук приняли решение о необходимости предоставления операциям по приобретению угля у предприятий, определенных террористами, вида обычной хозяйственной деятельности через формальную перерегистрацию места их нахождения и открытия счетов на подконтрольной Украине территории, выдавая их за национальных производителей угольной продукции. В то же время Порошенко способствовал назначению на должность министра энергетики, приближенного к себе Демчишина, который способствовал реализации схемы и отменил решения своего предшественника, которые определяли работу с предприятиями «ЛДНР» как незаконную. По данным следствия, всего в течение 2015 года без учета средств, оплаченных наличными, за поставки угля с временно неподконтрольной Украине территории потрачено не менее 205 млн 391 тыс. грн. Согласно подписанным соглашениям, из госбюджета должно было быть уплачено более 3 млрд 168 млн грн.

В то же время адвокаты Порошенко в Печерском райсуде Киева заявили, что формально их клиент не является подозреваемым по делу о государственной измене и содействии террористической организации путем покупки угля на оккупированных территориях Украины в 2014-2015 годах. Так, Игорь Головань заявил, что адвокаты не видели ни одного документа, подтверждающего сообщение Порошенко о подозрении.

Защита Порошенко попросила перерыв, чтобы ознакомиться с материалами дела. Сам экс-президент подчеркнул, что они не хотят затягивать заседание суда и постараются в течение нескольких часов максимально ознакомиться с материалами дела.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org