НБУ готовится перейти к плавающему курсу. Что это означает

197

В последнее время ситуация на валютном рынке стабильная. Как отмечают эксперты, этому способствовали действия Нацбанка, который ввел жесткие валютные ограничения, которые не позволяют вывести валюту за границу, рост золотовалютных резервов, а также улучшение настроений украинцев, которые верят в то, что официальный курс будет стабильным и дальше. При этом аналитики отмечают, что военные события на фронте могут влиять на курс лишь в краткосрочной перспективе, люди уже не бегут скупать валюту при каждой стрессовой ситуации. Все это может привести к тому, что Нацбанк решится перейти от фиксированного курса гривны к плавающему. Тем более, что на этом настаивает МВФ. Ожидается, что НБУ может отпустить курс уже в сентябре. Хотя некоторые эксперты в это не верят, и считают, что до конца войны все останется так как есть. Если же Нацбанк такие перейдет к плавающему курсу, говорят эксперты, то в первый месяц следует ожидать подорожания валют. Впрочем, добавляют аналитики, у Национального банка достаточное количество золотовалютных резервов, чтобы стабилизировать ситуацию.

В последнее время курс доллара стабильный и держится на уровне 37 грн. за доллар с колебаниями около 50 копеек. Если все останется на том же уровне, что и сейчас, то в сентябре не стоит ждать каких-то курсовых качелей, считают экономисты. По мнению финансового аналитика Александра Паращия, добиться стабильности на валютном рынке Украины удалось благодаря нескольким факторам, которые в то же время будут определять курс доллара и в дальнейшем. Прежде всего, говорит он, речь идет об улучшении настроений, ведь люди видят, что официальный курс больше года остается стабильным. Кроме того, подчеркивает эксперт, до рекордного уровня за все годы независимости выросли золотовалютные резервы и составляют 41,7 млрд долларов. Кроме того, стабильности курса помогли и жесткие валютные ограничения НБУ, которые не позволяют покупать валюту для того, чтобы ее вывести за границу. То есть, говорит Паращий, люди видят, что власть контролирует ситуацию, соответственно, это улучшает ожидания, ведь чем дольше длится период стабильности, тем больше вероятность, что дальше будет так же. Более того, уверен эксперт, военные события – как на фронте, так и вне его – могут влиять на курс лишь в краткосрочной перспективе, поэтому ориентироваться на них, планируя те или иные операции с валютой, не стоит. В этом контексте он упомянул подрыв Каховской ГЭС, и добавил, что эта катастрофа, фактически, мирового масштаба не привела к особым изменениям на валютном рынке. Паращий отметил, что при каких-либо катастрофических новостях люди совершают нерациональные вещи – к примеру, скупают доллары, но, похоже, украинцы к ним привыкли и уже не действуют в обычной парадигме.

В то же время стало известно, что Национальный банк Украины готовится перейти к гибкому обменному курсу. С начала полномасштабного вторжения России ситуация в экономике несколько раз изменилась: валютные резервы вышли на исторический максимум, а замедление инфляции происходит быстрее, чем ожидалось, именно поэтому НБУ и готовится к изменению курсовой политики. При этом в Нацбанке сообщили, что НБУ перейдет к более гибкому курсу, когда будут сформированы надлежащие предпосылки. При таком режиме рыночный курс сможет как ослабляться, так и укрепляться, реагируя на изменение ситуации на валютном рынке, а именно баланс спроса и предложения. Колебания будут отражать изменения спроса и предложения валюты на рынке, однако первое время регулятор будет активно следить за ситуацией, используя интервенции и валютные ограничения.

На самом деле, говорит Паращий, вопрос возвращению к плавающему курсу – это требование Международного валютного фонда. В одном из последних меморандумов он настаивал, чтобы Нацбанк разработал политику постепенного отхода от фиксированного валютного курса. Более того, отмечает эксперт, соответствующий документ был разработан и опубликован, а это означает, что прописанное в нем нужно выполнять. Впрочем, Паращий не исключает, что отмена фиксированного курса произойдет только на словах. То есть, подчеркивает он, если Нацбанк и будет официально отпускать курс, то неофициально он его будет держать и дальше, в очень-очень узких рамках.

О том, что уже в сентябре Нацбанк может вернуться к плавающему курсу валют, сообщил также начальник департамента казначейства «Глобус Банка» Тарас Лесовой. По его мнению, такой шаг регулятора является логичным, учитывая несколько важных факторов — фактическое снижение инфляции, которая до конца года не превысит 10,8%, рост экономики страны и системную крупную макрофинансовую помощь. Ежемесячно Украина получает до 3,5 млрд долларов, и эти средства направляются на погашение бюджетных расходов и формирование международных валютных резервов. Среди других факторов в пользу валютной либерализации — снижение учетной ставки до 22% (а к концу года ожидается, что учетная ставка может сократиться до 18%), что является выразителем прочности гривны. Лесовой также подчеркнул, что либерализация валютного рынка является одним из важных шагов Украины в рамках долголетнего сотрудничества нашей страны с МВФ. Таким образом, говорит он, сейчас созданы максимально благоприятные условия для того, чтобы НБУ решился «отпустить» валютный рынок. При этом эксперт считает, что если это произойдет, то, вероятно, новый валютный курс максимально приблизится к наличному коммерческому курсу, то есть к обменным пунктам. Сейчас коридор допустимых колебаний ожидается на уровне 37-40 грн/доллар и 39-43 грн/евро. Поэтому, говорит Лесовой, новый курс будет базироваться на курсах именно из этого коридора. При этом эксперт считает, что в первые недели после ослабления валютных ограничений ситуация на рынке будет немного хаотичной: курс может «прыгать» то вверх, то вниз, но такие «прыжки» не превысят 5%.

В свою очередь глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Виталий Ваврищук считает, что если Нацбанк решил отпустить курс, то это делать нужно максимально быстро — до конца лета, чтобы было время все протестировать и исправить ошибки. По его мнению, нельзя делать такой переход позже октября, поскольку на рынке начнется сложный период, рисков на четвертый квартал достаточно много. Впрочем, он добавил, что переходить на плавающий курс можно уже в марте следующего года.

При этом экономист Алексей Кущ считает, что если НБУ откажется от фиксированного курса, то это станет ошибкой. Во-первых, говорит он, на сегодня у нас есть стабильные оттоки валюты из страны по карточным счетам украинских беженцев. Во-вторых, наблюдается колоссальный рост импорта (плюс 20%) при аналогичном падении экспорта. И чем дольше будет продолжаться война, тем больше будет расти склонность к импорту. При таких оттоках валюты практически нет ее притока, связанного с фундаментальными экономическими факторами, поэтому вводить в таких условиях рыночный курс означает продавать на аукционе валюту, полученную в качестве международной финансовой помощи, говорит Кущ.

В свою очередь финансовый аналитики Максим Орыщак уверен, что если вернуть систему гибкого обменного курса сейчас, давление на гривну сразу возрастет.  Участники валютных торгов и экономические агенты, понимая неизбежность будущего ослабления украинской валюты, начнут выходить из гривны. И как только НБУ свернет интервенции или существенно их сократит, курс очень быстро снизится, считает эксперт.  При этом он признает, что для экономики Украины возврат к гибкому валютному курсу и последующее за ним существенное ослабление гривны станет краткосрочным шоковым событием со знаком минус, но на более дальнем горизонте возвращение к рыночному валютному курсу станет экономическим позитивом. По словам эксперта, краткосрочный негатив будет заключаться в провале реальных доходов граждан: потребуется несколько лет восстановительного роста выше инфляции, чтобы вернуть уровень жизни в стране до текущих значений. Зато экспортные товары Украины благодаря более дешевой украинской валюте получат конкурентное преимущество и драйвер для быстрого наращивания производства. Именно поэтому, считает Орыщук, нужно подумать как минимизировать краткосрочные негативные последствия, а основным условием для этого будет быстрое восстановление украинского экспорта, хотя это возможно только после войны. В то же время финансист Сергей Фурса считает, что НБУ вернется к плавающему курсу только после завершения войны, хотя и называет такие действия позитивом.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org