Будет компромисс? Украинские представители изложили свою позицию по трибуналу для руководства РФ
Украина с партнерами продолжает обсуждать три возможных модели создания специального международного трибунала для привлечения российского руководства к ответственности за преступление агрессии. Для Киева оптимальная модель — специальный международный трибунал, инициированный решением Генассамблеи ООН. Но союзники — США, Великобритания, Германия и Франция — такой формат не поддерживают. Взамен предлагают модель трибунала на базе правовой системы Украины. Но для Киева это неприемлемо, поэтому с недавнего времени рассматривается и третий, компромиссный вариант. В Офисе президента заявляют, что рассматривается вариант создания трибунала на базе юрисдикции не Украины, а третьего государства — с сильной и стабильной правовой системой. К работе привлекут представителей других юрисдикций и международных правовых структур. Идею о создании спецтрибунала поддерживают 38 стран. В сентябре их представители и представители Украины встретятся в Гааге для выработки общего решения по формату трибунала. В МИД Украины говорят, что спецтрибунал за преступление агрессии России должен привлечь к ответственности около 20 представителей политического и военного руководства РФ, в том числе российского президента Владимира Путина.
21 августа состоялась международная конференция Special tribunal for crime of aggression against Ukraine. Justice to be served, которая собрала более 400 участников. Среди них – украинские и международные юристы, правозащитники, дипломаты, депутаты, представители научной среды и медиа. Организаторами конференции выступили общественные организации «Трибунал» (Украина) и Justice and Accountability for Ukraine (Великобритания). По мнению участников конференции, преступление агрессии Российской Федерации против Украины должно быть должным образом наказано, а для этого нужно создать международный трибунал и обсудить формат его работы. По информации заместителя главы Офиса президента Андрея Смирнова, сейчас рассматривается три варианта: полный международный трибунал, реализуемый через решение Генеральной Ассамблеи ООН, формат международного договора от имени Украины и гибридный формат.
При этом, как рассказал британский профессор права и директор Центра международных судов и трибуналов в лондонском University College Филипп Сэндс, есть две группы стран, которые по-разному смотрят на вопросы трибунала. Одна группа во главе с Украиной считает, что это должен быть полный международный специальный трибунал, который будет иметь дело со всесторонним рассмотрением преступления агрессии. Другая группа стран, возможно, меньшая по численности, но очень влиятельная (Франция, Великобритания, США и Германия), выступили против полного международного трибунала и предлагают гибридный формат. Сэндс категорически против гибридного формата. По его словам, это будет второстепенная структура. При этом, как подчеркнул Смирнов, доктрина международного права находится в заложниках глобальной политики, геополитики, и отдельные партнеры опасаются, что этот прецедент будет использован против них, потому что они также проводят военные кампании за рубежом. И об этом нужно честно говорить, сказал чиновник.
В свою очередь адвокат Юрий Белоус, который занимается документированием военных преступлений РФ в Украине отметил, что Киеву в создании спецтрибунала против высокопоставленных чиновников РФ нужна помощь союзников. Один из вариантов — провести это решение через Генеральную ассамблею ООН. Но, говорит он, по последним данным, в коалицию поддержки создания спецтрибунала входят 38 стран из 194 страны ООН, что очень мало. Адвокат напомнил, что за резолюции Генассамблеи ООН, осуждающих агрессию России, проголосовали более 140 стран. И такое количественное голосование было бы абсолютным для создания специального трибунала и выполнения его решений в мире, добавил он. По его словам, специальный трибунал может судить ограниченное количество людей, которые виновны в развязывании агрессивной войны. Белоус считает, что подсудимыми спецтрибунала будут, прежде всего, российский президент Владимир Путин и его окружение, которые принимали решения по агрессии РФ против Украины — министр обороны РФ Сергей Шойгу, руководитель Генштаба РФ Валерий Герасимов, члены Совета безопасности РФ, Совета Федерации.
В то же время посол по особым поручениям МИД Антон Кориневич подчеркнул, что преступление агрессии — это элитарное преступление, оно может совершаться только теми лицами, которые находятся в должности или фактически в состоянии давать приказы на ведение агрессивной войны. То есть вероятно — это будет решать трибунал. По его словам, это, возможно, может быть 20 человек — топ-представителей политического и военного руководства РФ. Остальные российские военные преступники будут отвечать за совершенные преступления в других судах, добавил Кориневич.
В то же время Смирнов призвал украинцев честно признать, что физически на скамье подсудимых Путина может и не быть, потому что РФ его не выдаст. Но ограничение передвижения диктатора по странам мира из-за страха ареста представитель Офиса президента назвал «эффективным результатом». При этом, как отметил президент Владимир Зеленский, ему трудно сказать, за что Путин ответит. По его словам, главная задача Украины, чтобы ответил он и все люди, которые забрали наши территории и жизни наших людей. Как подчеркнул глава государства, Крым можно вернуть, но погибших людей — к сожалению, нельзя, поэтому это — вопрос справедливости.
При этом некоторые СМИ сообщили, что якобы Украина согласилась на создание так называемого гибридного трибунала, но эту информацию опроверг Смирнов. По его словам, основной, наиболее легитимной и действительно авторитетной для Украины остается модель создания международного трибунала на основе принятия резолюции Генассамблеи ООН и соглашения между Украиной и ООН. Он добавил, что именно эту версию Киев адвокатирует и продолжит адвокатировать дальше в рамках Координационной группы — коалиции стран, обсуждающих различные юридические вопросы, в частности, относительно модели работы трибунала. Несмотря на скептические настроения других стран, говорит представитель Офиса президента, Украина считает, что именно такой сценарий является быстрым и самым эффективным инструментом реализации международного права. По словам чиновника, Украина не согласится на какой-либо гибридный формат трибунала, где рассматривается его создание как части украинской судебной системы и причин этому достаточно. Кроме необходимости внесения изменений в Конституцию Украины, что невозможно во время военного положения, риск сужения юридической оценки преступления агрессии до уровня вооруженного конфликта двух стран очевиден, добавил Смирнов. При этом он признал, что в ходе дискуссий возникают разные варианты и опции. Одна из них — опция интернационализированного трибунала, когда он создается в другой стране, правовая система которой заслуживает доверия с последующим голосованием в ГА ООН в поддержку созданного интернационализированного трибунала.
По информации некоторых СМИ, спецтрибунал по преступлениям РФ будет создан в Гааге и будет действовать по нидерландскому законодательству. Нидерландское правительство якобы уже дало на это предварительное согласие.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org