Во Львове могут открыть аэропорт? Эксперты назвали все риски такого шага
Аэропорт во Львове могут частично открыть в качестве гуманитарного коридора, безопасность которого обеспечивал бы Европейский Союз, об этом заявил глава Львовской областной государственной администрации Максим Козицкий. По его словам, аэропорт мог бы работать по примеру «зерновой сделки», когда его безопасность гарантировали бы три стороны, одной из них мог бы выступить ЕС. Тем не менее, эксперты скептически относятся к такой идеи. Они говорят, что в «зерновой сделке» одним из гарантов выступает РФ, при этом она вместе с другими участниками инспектирует корабли. Непонятно, как получить от России гарантии безопасности относительно работы аэропорта, нужно ли ей это, и если да, то не захочет ли она также инспектировать самолеты. В то же время аналитики подчеркивают, что в Украине нет собственных современных самолетов. Авиакомпании преимущественно брали их в лизинг за границей, и сомнительно, что сейчас иностранные компании-владельцы пойдут на риски и предоставят свои самолеты. При этом спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат подчеркивает, что аэропорт во Львове в случае открытия может стать целью для врага. Чтобы его защитить нужны дополнительные системы ПВО Patriot, а выделять те, которые сейчас есть для безопасности аэропорта – нецелесообразно.
Украина закрыла воздушное пространство еще 24 февраля 2022 года. Тем не менее вопрос возможного открытия одного из аэропортов во время войны время от времени поднимается. В частности, в апреле этого года министр транспорта Франции Клеман Бон сообщил, что Украина работает над открытием своего авиапространства для гражданских самолетов. В свою очередь вице-премьер-министр по восстановлению Александр Кубраков сообщил, что полеты гражданской авиации возобновят, как только будет разрешена ситуация с безопасностью. В то же время исполнительный директор Ryanair Майкл О’Лири сообщил, что Ryanair готова возобновить полеты в первые недели после открытия пространства над страной. При этом известно, что весной обсуждалась возможность открытия аэропорта в Ужгороде.
В то же время на днях глава Львовской областной государственной администрации Максим Козицкий заявил, что аэропорт во Львове могут частично открыть в качестве гуманитарного коридора, который обеспечивал бы Европейский Союз. По его словам, этот вопрос уже был поднят. Он надеется, что по примеру «зернового коридора» будет работать «гуманитарный коридор», который может быть обеспечен ЕС.
Тем не менее, профильные эксперты скептически относятся к тому, что аэропорт во Львове сможет заработать во время войны. Так, авиаэксперт Владимир Беленький отмечает, что создание «зернового коридора» требовало участия РФ с гарантиями безопасности морских судов. То есть теперь Киев должен также получить гарантии России относительно того, что аэропорт «Львов» и воздушный коридор для взлета, посадки, да и вокруг города, не будут подвергаться обстрелу. А это, по мнению эксперта, довольно проблематично. Также он обратил внимание, что в зерновом соглашении РФ проверяет и согласовывает движение всех заходящих в порты морских судов. То есть в случае запуска аэропорта россияне могут требовать такое согласование. Кроме того, добавляет Беленький, не понятно, кто выступит третьей стороной в обеспечении сделки. При этом он подчеркнул, что без гарантии безопасности со стороны России ни одна страховая компания не согласится страховать воздушные суда, которые будут летать во Львов.
Согласен с тем, что вопрос безопасности – ключевой и авиаэксперт Александр Мироненко. По его словам, на первый взгляд кажется, что идея открыть аэропорт на западе Украины, довольно заманчивая. Но, добавляет он, РФ уже не раз атаковала западные регионы. По его мнению, факт близости к западной границе может сдерживать страну-агрессора от запуска ракет по приграничному аэропорту, но не является стопроцентной гарантией безопасности. Даже если Россия подпишет обязательство о том, что она не будет стрелять ракетами по аэропортам и гражданским самолетам, это не может гарантировать безопасность, ведь РФ неоднократно нарушала все договоренности, подчеркнул Мироненко. Он также напомнил, что Украина уже перешла на европейские стандарты безопасности в авиационной отрасли, любые коммерческие рейсы с пассажирами возможны только после завершения боевых действий и после повторной сертификации аэропортов по вопросам безопасности. Кроме того, добавил эксперт, у Украины нет собственных современных самолетов, авиакомпании брали их в лизинг за границей, а иностранные компании-владельцы самолетов еще до начала вторжения РФ начали отзывать воздушные суда в Европу. Если тогда они перестраховывались, то сомнительно, что во время войны они решат т рисковать, подчеркнул Мироненко.
На самом деле, добавляет авиационный эксперт Богдан Долинце, можно говорить об условном гуманитарном коридоре до аэропорта «Львов», но нужно понимать, о каких видах товаров там идет речь. Если речь идет о грузовых перевозках, то должны понимать какой тип грузов будут относить к гуманитарным. Скорее всего их объем и условные типы грузов будут очень лимитированы, считает эксперт. Поэтому, отмечает он, возможно наземным транспортом было бы быстрее, проще и дешевле провозить такие грузы, ведь страховка за один авиарейс может стоить до десятка тысяч долларов. То есть перевозить грузы по воздуху может быть просто нерентабельно. Если говорить о пассажирских перевозках, то требования к уровню безопасности таких полетов еще выше. Поэтому эксперт предполагает, что грузовые перевозки смогут открыться быстрее и легче чем пассажирские.
В то же время некоторые эксперты говорят о том, что в мире есть страны такие как например Ирак, Ливия, Йемен, где в условиях военного конфликта воздушное пространство не полностью закрыто. Но для Украины, говорит Долинце, такие примеры не подходят, поскольку РФ использует ракеты дальнего действия, которые способны поражать любую наземную цель. При этом он не исключает, что со временем западные аэродромы могут открыться раньше, восточные или те, что недалеко от линии фронта – могут оставаться закрытыми, а аэродромы между ними могут иметь дополнительные специальные меры безопасности, регламент, связанный даже с действиями пилотов в случае объявление воздушной тревоги или наличия другой угрозы. Впрочем, по словам эксперта, если в воздушном пространстве запада Украины находятся самолеты, то в случае ракетной опасности возрастает риск, что ракета при прохождении через восточную и центральную часть страны может ошибочно сбиться с курса или перенавестись на самолет с пассажирами. По его словам, если самолет находится в воздушном пространстве, то у него может быть условно 10-15 минут, чтобы вылететь за пределы Украины или вернуться в аэропорт вылета, чтобы освободить в кратчайшие сроки воздушное пространство.
При этом Долинце добавляет, что решение об открытии воздушного пространства может принимать исключительно министерство инфраструктуры и Государственная авиационная служба, в том числе принимая на себя ответственность за безопасность самолетов и пассажиров.
В то же время представитель Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат заявил, что открытие аэропорта во Львове может стать очередной целью для врага, поэтому для таких шагов нужны дополнительные системы ПВО Patriot. По его словам, странно обсуждать открытие аэропорта, когда в город долетают «Шахеды» или крылатые ракеты. Он отметил, если противник будет понимать, что в Украине есть функционирующий аэродром, он будут видеть в нем потенциальную цель, которая может доставлять западное вооружение. По его словам, в Украине функционируют исключительно военные аэродромы, и десятки таких аэродромов являются постоянной целью для россиян.
Игнат считает, что открытие аэродрома во Львове важно, однако пока в государстве не хватает систем ПВО для обеспечения его безопасности. Понятно, говорит он, что системы Patriot, которые могут защитить от баллистики, системы IRIS-T, NASAMS, которые Украина получает от партнеров, их нет в достаточном количестве в государстве, поэтому их используют в первую очередь для защиты объектов критической инфраструктуры.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org