В Украине готовятся к новому учебному году в очном режиме. Где и как будут работать школы
Новый учебный год в школах, университетах и заведениях профессионально-технического образования начнется в режиме офлайн, сообщил заместитель министра образования Андрей Витренко. По его словам, безопасность детей стоит на первом месте, поэтому школы заработают там, где обстановка более-менее спокойная. Кроме того, школы должны иметь бомбоубежища или безопасные места рядом с образовательным заведением. Премьер-министр Денис Шмыгаль поручил соответствующим органам проверить качество бомбоубежищ, а также разработать маршруты эвакуации. В то же время министр образования Сергей Шкарлет сообщил, что решение о том возобновлять учебный процесс в очном формате или нет, будут принимать местные власти. При этом он подчеркнул, что никто не будет отчислять детей со школы, если родители будут боятся отпускать их учится в офлайн-формате. Впрочем, эксперты отмечают, что очень важно наладить процесс обучения в очном формате там, где это возможно, поскольку это способствует более качественному обучению и помогает детям справится с психологическими трудностями из-за войны.
Уже с перового сентября школы, университету и профессионально-технические учреждения могут заработать в очном режиме, сообщил заместитель министра образования Андрей Витренко. По его словам, Минобразования сейчас проводит аудит всех мест, где можно будет укрывать детей. Он подчеркнул, что будет проведена работа, которая будет касаться как минимум простейших укрытий в школах, их материально-технического обеспечения. При этом он обратил внимание, что в Украине есть школы, где нет бомбоубежищ, но они находятся рядом с учебным заведением. В этом случае, отметил Витренко, должны быть разработаны специальные маршруты эвакуации.
О том, что учебный год 2022-2023 должен начаться офлайн в большей части Украины, заявил и премьер-министр Денис Шмыгаль. Он отметил, что сейчас основная задача правительства — обеспечение максимально возможной безопасности детей во время учебного процесса. По его словам, безопасность детей – приоритет для всех, кто отвечает за организацию учебного года. Речь идет как о безопасности во время воздушных тревог, так и об общей безопасности учебного процесса, добавил премьер. В связи с этим Шмыгаль поручил ГСЧС, Минрегиона и областным военно-гражданским администрациям (ВГА) проверить все укрытия в учебных заведениях и вблизи них, организовать условия, необходимые для пребывания там детей и взрослых. Мининфраструктуры и Минрегиона поручено провести реконструкцию таких укрытий там, где это необходимо. Также областные ВГА, ГСЧС должны определить маршруты движения в защитные сооружения. Кроме того, должна быть усилена охрана садов, школ и вузов. И еще, учебные заведения планируют обеспечить резервными и автономными источниками энергосбережения.
В свою очередь образовательный омбудсмен Сергей Горбачев заявил, что 1 сентября обучение может возобновиться только в тех зданиях, которые имеют бомбоубежища в нормальном состоянии. Также он добавил, что при наличии укрытия важно учитывать его возможности, то есть то, на сколько людей рассчитано помещение. По его словам, необходимо составлять расписание так, чтобы не превышать одновременное присутствие участников образовательного процесса в учебном заведении в соответствии с возможностями укрытия, чтобы при воздушном тревоге в укрытии могли одновременно разместиться все, кто в этот момент находится в учебном заведении. Горбачев говорит, что уже сейчас следует думать о подготовке или усовершенствовании укрытий в образовательных учреждениях, чтобы иметь возможность организовать безопасное очное или смешанное обучение. При этом, по мнению омбудсмена, несмотря на российскую войну против Украины, детям необходимо возвращаться к образовательному процессу в очном формате на тех территориях, где позволяет ситуация по безопасности, вместо продолжения дистанционного обучения. Он подчеркнул, что именно очное общение со сверстниками и педагогами поможет детям снова вернуться в нормальную жизнь, это будет способствовать их психологической реабилитации, а эффективность очного обучения уже доказана учеными. Кроме того, Горбачев подчеркнул важность проведения учебных инструктажей для детей относительно того, как вести себя в укрытии и что брать с собой, перемещаясь к ним. По его словам, следует также обязательно проводить тренировочные эвакуации непосредственно в бомбоубежище.
В свою очередь координатор программы «Большое строительство» Юрий Голик считает, чтобы привести все убежища в порядок может понадобиться год. По его словам, раньше убежища существовали, там были занятия по военной подготовке, но потом туда зачастую никто не ходил, а комиссии, которые принимали школы к учебному году просто ставили галочки, что убежище есть. Теперь, говорит Голик, власть должна устроить инвентаризацию всех школ и всех убежищ, рассмотреть каждую школу «под микроскопом», ведь российские ракеты летают по всей Украине. По его мнению, должны быть выделены деньги на приведение их в порядок, потому что на безопасности нельзя экономить: любая сэкономленная гривна или тысяча гривен, это чья-то жизнь.
При этом министр образования Сергей Шкарлет подчеркнул, что именно местные власти будут принимать решение о том, можно начинать обучение в очном формате или нет. Также он добавил, что ни один ребенок не будет отчислен из учебного заведения, если он не присоединится к очному процессу из-за сомнений родителей относительно безопасности того или иного учебного заведения.
В свою очередь нардеп, член комитета Верховной Рады по вопросам образования Юлия Гришина подчеркнула, что основная проблема заключается в том, что в Украине более двух тысяч учебных заведений либо полностью уничтожены, либо повреждены. В свою очередь Шкарлет добавил, что по состоянию на середину апреля предварительная сума ущерба, причиненного учебным заведениям вследствие войны, составила более пяти миллиардов долларов и эта сумма постоянно растет, ведь атаки продолжаются. В то же время, как сообщил заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко, детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) поможет Украине восстановить разрушенные в следствие войны школы до 1 сентября. По его словам, есть школы, где повреждены только окна или кровли, и это можно восстановить за месяц-полтора, но есть также более сложные работы, например восстановление стен и полное восстановление с нуля.
Кроме того Гришина обратила внимание на еще одну проблему – выезд преподавателей — они находятся либо внутри страны, либо за границей, и не известно, кто из них вернется. Часть детей тоже уехала в безопасные места. По информации Шкарлета, 26 тысяч учителей переехали из Украины за границу из-за войны. Но, как подчеркнул министр, все они все задействованы в образовательном процессе. По его словам, часть уехавших учителей работают как волонтеры в образовательном процессе в странах пребывания, это — субботние школы и образовательные хабы. Часть работает в дистанционном формате. Шкарлет подчеркнул, что нехватки учителей на начало учебного года пока не наблюдается.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org