Переговоры РФ и Украины: будет ли компромисс

739

Издание Financial Times обнародовала соглашение, которое якобы обсуждают украинская и российская делегация для прекращения войны в Украине. По информации издания, предусматривается, что Украина отказывается от членства в НАТО и размещения военных баз на своей территории в обмен на защиту. В свою очередь РФ готова отвести свои войска до позиции, которые были до 24 февраля 2022 года. В Офисе президента уже заявили о том, что издание опубликовало черновик того, что хочет получить российская делегация, у Украины же есть свои приоритеты. В целом, назвали статью от Financial Times не соответствующей действительности и в РФ, хотя и добавили, что в ней есть некоторые правильные пункты. Какие именно в России не уточнили, но известно, что там активно обсуждают отказ Украины от членства в НАТО и функционирование по австрийской или шведской модели. Многие эксперты считают, что отказ от членства в Альянсе для Киева может стать возможные компромиссом, но РФ должна вывести свои войска со всей территории Украины, а также отказаться от размещения вооружения вблизи украинской границы. 

Со ссылкой на свои источники издание Financial Times сообщило, что Украина и Россия на двусторонних переговорах обсуждают мирное соглашение из 15 пунктов, которое включает объявление Киевом отказа от вступления в НАТО в обмен на гарантии безопасности от союзников и вывод российских войск из Украины, которые зашли на его территорию после 24 февраля. По данным издания, Киев может отказаться от членства в Альянсе в обмен на гарантии таких союзников как США, Великобритания и Турция. Издание подчеркивает, что характер западных гарантий безопасности Украины и их приемлемость для Москвы может оказаться большим препятствием для заключения любого соглашения. Также препятствием может стать статус украинских территорий, захваченных Россией в 2014 году. Издание подчеркнуло, что украинская делегация особо не верит в результативность переговоров и считает, что РФ их проводит, чтобы получить время для пополнения своих ресурсов, после чего возобновит попытки наступления.

Кроме того, ранее МИД России сообщал, что на переговорах обсуждают вопрос о снятии всех западных санкций с России. Представители украинской делегации отметили, что это требование РФ, но его никто не обсуждает. Также министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркивал, что переговорщики от РФ поднимают вопрос о статусе русского языка и русскоязычных СМИ в Украине, гарантии прав национальных меньшинств, в том числе русских.

На статью Financial Times отреагировали многие эксперты. Так, политолог Андрей Смолий подчеркнул, что подписание некоего договора просто отбросит Украину в 2010 год.

Отреагировал на статью в Financial Times советник главы Офиса президента, который возглавляет украинскую делегацию на переговорах, Михаил Подоляк. По его словам, опубликованный проект «мирного соглашения» демонстрирует не более чем запрос российской стороны. Он подчеркнул, что у украинской стороны свои позиции. Единственное, что Киев подтверждает на этом этапе – это прекращение огня, вывод российских войск и гарантии безопасности от ряда государств, заявил Подоляк.

В свою очередь президент Владимир Зеленский заявил, что его приоритеты на переговорах совершенно понятны: завершение войны, реальные гарантии безопасности, суверенитет, восстановление территориальной целостности.

В то же время пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что публикация Financial Times о ходе переговорного процесса между Москвой и Киевом собрана по частям из уже звучавших заявлений, и несмотря на наличие отдельных верных позиций, в целом она не верна. Спикер главы Кремля также заявил, что Россия и Украина пока не приблизились к подписанию каких-либо договоренностей.

Тем не менее, ранее глава российской делегации на переговорах Владимир Мединский говорил, что стороны наметили компромисс в некоторых пунктах, в частности – в вопросе «демилитаризации», на которой настаивает Кремль. По его словам, Украина предлагает австрийский, шведский вариант нейтрального демилитаризованного государства, но при этом государства, имеющего собственную армию и военно-морские силы.  Он подчеркнул, что разница между «внеблоковым статусом» и «нейтральным» заключается в том, что если первый является самоопределением государства, которое не требует международно-признанного документального закрепления, то нейтральный статус – международно-правовой, которым одни государства (международные организации) наделяют другие. О том, что на переговорах появились «конкретные абсолютно формулировки», которые близки к согласованию, заявил и Лавров. По его словам, статус Украины всерьез обсуждается в увязке с гарантиями безопасности для Киева и других стран.

В свою очередь российский политолог Марат Баширов рассказал, что между австрийским и шведским вариантом нейтралитета есть разница, и РФ заинтересована больше в первом варианте.Австрийская армия в первую очередь ориентирована на оборону, в ней состоят около 50 тысяч военнослужащих, а также у них имеются самолеты, легкая речная флотилия и порядка 350 бронемашин, среди которых есть танки и БМП. При этом, как заявил Баширов, Австрия не участвует в миротворческих операциях, шведская система является «более агрессивной». У Швеции имеются «мощный ВПК, мощный флот». Баширов добавил, что на мировом рынке занимает значительную долю то, что производится ВПК Швеции, а ее военнослужащие участвуют в миротворческих операциях по всему миру. Политолог уточнил, что российской стороне мало австрийского варианта, поскольку необходимы ликвидация и запрет всех наступательных вооружений на Украине. По мнению Баширова, в случае принятия Украиной нейтрального статуса в шведском формате страну ничего не будет ограничивать в восстановлении военно-промышленного комплекса.

При этом Подоляк подчеркнул, что украинские переговорщики понимают попытку российской делегации остаться инициативной стороной в переговорном процессе. Отсюда слова о шведской или австрийской моделях нейтралитета. Но Украина сейчас находится в состоянии прямой войны с РФ, поэтому, модель может быть только украинской и только про юридически выверенные гарантии безопасности, заявил советник главы Офиса президента. По его словам, это означает, абсолютные гарантии безопасности, а это значит, что стороны-подписанты гарантий не стоят в стороне в случае нападения на Украину, как сегодня, а активно участвуют на стороне Украины в конфликте и официально обеспечивают немедленные поставки нам необходимого объема оружия. Также, подчеркнул Подоляк, Украина больше не хочет зависеть от бюрократических процедур, позволяющих или не позволяющих «закрывать небо» от тех же крылатых ракет. Украине нужны прямые и жесткие гарантии того, что небо обязательно будет закрыто, добавил он. Подоляк подчеркнул, что Украина никогда не была милитарным государством, которое нападало или планировало напасть на соседей, в отличие от РФ, поэтому сегодня Украина хочет иметь мощный пул союзников с четко прописанными гарантиями безопасности.

В принципе, добавляет политолог Владимир Фесенко, отказ от НАТО смог бы стать приемлемым для Украины компромиссом. Но, добавляет он, Украина должна четко ставить вопрос о своей безопасности и, например, требовать от РФ и Беларуси неразмещения вооружения на границах с Украиной.

Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан считает, что российская сторона только создает видимость переговоров о прекращении войны. Он отметил, что прежде всего, нужно прекращение огня, только после этого возможны переговоры, потому что когда держат пистолет у виска — это не переговоры. Министр подчеркнул, что логика Кремля понятна: максималистические требования, требования капитуляции Украины, усложнение положения городов в осаде, как это уже было в Грозном и Алеппо.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org