Зеленский и Путин могут приехать на саммит «Большой двадцатки». Что это означает для стран

350

Президент Индонезии Джоко Видодо сообщил, что на саммит «Большой двадцатки» приедет глава России Владимир Путин и президент Китая Си Цзиньпин. Хотя официально Кремль не подтверждает информацию о том, что президент РФ лично посетит саммит, российские политологи рассуждают о том, насколько этот визит будет успешным для России. Они признают, что главу Кремля может ждать холодный прием, но отмечают, что Путин очень опытный политик и такими вызовами его не испугаешь. По их мнению, президент РФ может провести двухсторонние встречи с лидерами многих стран, что будет полезно для России. Также они добавляют, что визит главы Кремля на Бали будет подтверждением того, что Россия не находится в изоляции. США якобы рекомендуют президенту Владимиру Зеленскому также очно посетить саммит, если туда соберется ехать Путин. Есть и мнение, если президент Украины туда поедет, то президент РФ может отказаться от визита, поскольку тогда тональность общения будет совсем другой.

Лидер Китая Си Цзиньпин и президент РФ Владимир Путин планируют посетить саммит «Большой двадцатки» (G20) в ноябре, сообщил президент Индонезии Джоко Видодо, который обсудил подготовку к встрече с главой Кремля. При этом, как отмечает издание Bloomberg, присутствие Си Цзиньпина и Владимира Путина на саммите привело бы к противостоянию с президентом США Джо Байденом и другими демократическими лидерами, которые намерены встретиться лично впервые после полномасштабного вторжения России в Украину. Издание напомнило, что нападение России на Украину, которое произошло вскоре после того, как лидеры России и Китая объявили о «безграничном» партнерстве, привело к тому, что G20 разделилась в вопросе введения санкций против РФ.

При этом известно, что президент США Джо Байден публично заявлял о том, что Путин не должен присутствовать на G20, поскольку он ведет войну против Украины. Соединенные Штаты и их союзники настаивают на том, чтобы после российского вторжения в Украину с Путиным обращались как с изгоем, но такие страны, как Индонезия и Индия, отвергли эту идею. Байден все еще не сообщил, поедет ли он на Бали для участия в конференции, хотя официальные лица США участвовали во встречах перед саммитом лидеров. При этом, по информации Bloomberg, Байден и Си Цзиньпин якобы распорядились запланировать личную встречу, которая станет их первой личной беседой с тех пор, как Байден стал президентом.

Прокомментировала желание Путина лично посетить саммит «Большой двадцатки» министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс. Она заявила, что у России нет морального права заседать в G20, пока продолжается ее агрессия в Украине. При этом министр приветствовала стремление Индонезии обсудить события в Украине и то, что ее на саммите G20 может представить президент Владимир Зеленский. В то же время кандидат на пост премьер-министра Великобритании Риши Сунак заявил, что главы стран «Большой двадцатки» должны не допустить Путина на свои встречи в рамках будущего саммита и лидеры стран должны послать главе Кремля решительный сигнал, что ему не место за столом.

Несмотря на то, что Кремль официально не подтвердил личное участие Владимира Путина в саммите на Бали, российские политологи активно обсуждают это событие. Как отмечает российский политолог Михаил Нейжмаков, атмосфера грядущего саммита может быть недружественной, однако у президента РФ есть опыт участия в мероприятиях с достаточно жестким приемом. По его мнению, Путин готов к любой обстановке на саммите. Также он добавил, что G20 — это не только Запад, а более широкий круг участников.

Согласен с таким мнением и российский политолог Николай Топорнин. По его словам, Россия не находится в изоляции, санкции поддерживают только 50-60 стран западного сообщества, но многие продолжают сотрудничество с Россией. При этом он не исключил, что именно лидеры западных стран могут устроить какие-то бойкоты или другие акции публичного характера, но Путин — опытный политик, его этим не напугать. Напротив, говорит российский эксперт, отказ от визита может дать западным СМИ лишний повод пустить «кривотолки» в адрес России. При этом он считает, что этот визит может быть очень выгодным для России. Топорнин называет Индонезию нейтральной страной, поэтому визит в нее не несет никаких опасностей. Также, по его словам, «Большая двадцатка» – это государства, имеющие определяющее значение для направления развития ситуации в мире. Лидеры этих стран будут собраны в одном месте, и неформальные встречи тет-а-тет в кулуарах форума могут быть очень важны. Он уверен, что Россия может предложить новые идеи, контракты, обсудить дипломатические, экономические, визовые проблемы.

Согласен с тем, что на саммите можно обсудить многое и российский политолог Илья Гращенков. По его словам, обсудить можно контуры будущего мира, проблемы продовольственной безопасности, энергетические проблемы. При этом он обратил внимание, что Путин едет на саммит с главой Китая, и это – важно. В свою очередь российский политолог Николай Межевич считает, что участие Путина и Си Цзиньпина в саммите G20 на Бали свидетельствует о развитии многополярного мира.

На самом деле, говорит политолог Андрей Миселюк, преждевременно говорить, что на самом деле решение принято. По его мнению, если Путин, Кремль сообщают о каком-то действии, это не значит, что они его предпримут. Но в зависимости от того, если Путин действительно туда едет — то реализуется один сценарий, если не едет, то кардинально другой. Как добавляет эксперт, возможность появления там Зеленского — это третий вариант, который способен сильно смешать карты и внести элемент резкого обострения на этом саммите.

К слову, по информации Bloomberg, совет национальной безопасности Белого дома считает, что президент Владимир Зеленский должен принять участие в саммите «Большой двадцатки» на Бали, если там будет Путин.

По мнению политолога Александра Антонюка, если Зеленский согласится ехать на Бали, то Путин, вероятно, откажется от поездки и примет участие в саммите дистанционно. Дело в том, считает эксперт, что вместе с Зеленским другие лидеры могут организовать бойкот главе Кремля.

Политтехнолог Денис Богуш считает, что если Зеленский и Путин прибудут на Бали, то вероятнее всего никакой встречи между ними не будет. Договоренности о мире сразу никто не подписывает, их готовят на самом низком уровне, потом на среднем и только затем на самом высоком. Нет никаких признаков того, что такие переговоры готовятся даже на самом низком уровне, считает эксперт.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org