«Нафтогаз» во второй раз не сумел получить отсрочку по евробондам. Что ждет компанию

427

Государственная компания «Нафтогаз» не смогла получить согласие на отсрочку выплаты процентов и погашения ни по одному из трех выпусков ее еврооблигаций. По евробондам с погашением в июле 2022 года держатели облигаций отказались ждать на выплаты. По облигациям с погашением в 2024 и 2026 году держатели не собрались на встречу, и ее перенесли на 31 августа. В «Нафтогазе» напомнили, что изначально у компании были деньги на то, чтобы заплатить держателям евробондов, но правительство запретило это делать и поручило договариваться об отсрочке выплат на два года, поясняя это тем, что компании нужны средства на покупку газа и подготовке к отопительному сезону. При этом эксперты считают, что, вероятно, «Нафтогаз» не сумел наладить коммуникацию с держателями облигаций, что может свидетельствовать о некомпетентности руководства госкомпании, о чем уже не раз говорилось. Аналитики считают, что компании нужно пересмотреть свою стратегию и наладить диалог, ведь дефолт государственной компании негативно отразится и на всем государстве. К слову, некоторые аналитики связывают рост курса доллара как раз с ожиданиями объявления дефолта «Нафтогаза».

Государственной компании «Нафтогаз» не удалось получить согласия на двухлетнюю отсрочку выплат процентов и погашения ни по одному из трех выпусков ее еврооблигаций, говорится в сообщении компании на Ирландской фондовой бирже. В компании отмечают, что удалось собрать кворум только на собрании держателей еврооблигаций на 335 млн. долларов с погашением в июле 2022 года, однако за отсрочку было подано лишь примерно 22% голосов при необходимом минимуме в 75%.

По двум другим выпускам – с погашением в 2024 году на 600 млн. евро и с погашением в 2026 году на 500 млн. долларов – кворума не было, поэтому будут созваны повторные собрания, которые состоятся 31 августа.

В «Нафтогазе» сообщили, что условия запроса согласия на отсрочку выплат были утверждены постановлением правительства и в целом соответствует условиям, предложенным сувереном и другими украинскими государственными эмитентами 20 июля, которые успешно приняли держатели их евробондов на минувшей неделе. В пресс-службе компании добавили, что Кабмин настоятельно рекомендует инвесторам поддержать последние предложения, включенные в операцию по управлению обязательствами «Нафтогаза», которые являются частью усилий Украины по упреждающему управлению своими долговыми обязательствами и долговыми обязательствами важных государственных структур перед инвесторами, уделяя при этом приоритетное внимание важным стратегическим целям. В сообщении также сказано, что правительство своим решением по-прежнему запрещает «Нафтогазу» производить платежи по еврооблигациям без предварительного согласования.

Известно, что изначально «Нафтогаз» предлагал выплатить все купоны по еврооблигациям-2022 и 2024 года 19 июля 2024 года и в тот же день погасить еврооблигации-2022, а купоны по еврооблигациям-2026 компания хотела бы выплатить 8 ноября 2024 года. Однако держатели еврооблигаций отклонили эту оферту, а правительство запретило платить, что привело 26 июля к дефолту компании по двум из трех выпусков евробондов. При этом «Нафтогаз» аргументирует предложение об отсрочке выплат необходимостью по решению правительства накопить дополнительные запасы природного газа на предстоящий отопительный сезон, на что требуется около восьми миллиардов долларов.

К слову, глава правления «Нефтегаза» Юрий Витренко уже заявил, что компания вряд ли сможет выполнить задачу правительства и до зимы накопить в подземных хранилищах 19 млрд кубометров газа. Он сообщил, что в настоящее время в хранилищах хранится всего 12,3 млрд кубометров. К отопительному сезону часть недостающего газа обеспечит внутреннюю добычу — около 1 млрд кубометров в месяц. Но 4,5 млрд кубометров нужно импортировать, сказал глава «Нафтогаза». При этом он заявил, что в отопительный сезон малореально закачать в общей сложности эти 19 млрд кубометров газа из-за «огромной цены и кучи денег», необходимых для финансирования такого импорта. И уже есть технологические ограничения относительно того, сколько газа в сутки можно импортировать, и сколько закачивать. Теоретическая возможность есть, практической — нет, сказал он. По его мнению, меньшее количество газа в хранилищах не будет критическим. Он подчеркнул, важно, чтобы эти дополнительные 4-6 млрд кубометров газа были доступны в отопительный сезон. Иметь много газа в хранилищах — не панацея, поскольку есть ограниченная пропускная способность подъема газа из хранилищ, лучше, чтобы зимой газ заходил по трубе — это гораздо эффективнее, заявил Витренко. Также он уверен, что в случае необходимости, Украина сможет импортировать газ даже зимой, хотя это может быть очень дорого. При этом Витренко рассказал, как он лично готовится к зиме. По его словам, у него есть дизельный генератор и запас дизеля; есть возможность обогрева жилья как газом, так и за счет электроотопления; рядом есть дрова; есть теплая одежда и одеяла. Каждый украинец должен делать все возможное и невозможное, чтобы лучше подготовиться в условиях полномасштабной войны, сказал глава «Нафтогаза».

Прокомментировал Витренко также и реструктуризацию по облигациям, подчеркнув, что любая отсрочка – это проблема. По его словам, начало полномасштабной войны для всех было шоком, но международные партнеры заверили, что Украине будут помогать финансировать все ее потребности. Были ожидания, что благодаря этому денег будет достаточно, и на газ тоже. Но государство приняло решение проводить реструктуризацию всех долгов, в том числе национальной компании «Нафтогаз Украины». Витренко утверждает, что у его компании «особая специфика» — у нее есть внешнеэкономическая деятельность, в отличие от государства, от «Укрэнерго», «Укравтодора». Также облигации «Нафтогаза» не гарантированы государством, в отличие от «Укрэнерго» и «Укравтодора». Но, говорит Витренко, компании дали задачу «делать», и он «делал» свою работу, сколько мог. При этом глава «Нафтогаза» добавил, что готов уступить место тому, кто гарантирует, что инвесторы согласятся на отсрочку.

По мнению экономиста Алексея Плотникова, то, что западные партнеры второй раз отказывают в реструктуризации ценных бумаг «Нафтогаза» – следствие некачественной работы менеджмента, руководства компании в плане согласования возможности перенесения сроков выплат. Проблемы, которые традиционно ассоциируются с «Нафтогазом» сейчас предстали во весь рост, говорит эксперт. По его словам, учитывая, что фактически не удается реструктуризировать долговые обязательства, это может привести к объявлению «Нафтогазом» дефолта, что приведет к невозможности занимать на внешних рынках, а также окажет негативное влияние в целом на макроэкономику Украины. Плотников говорит, что если государственная компания объявляет дефолт, это значит, что органы госуправления не способны в полной мере контролировать данную компанию, работать с внешними кредиторами. Дефолт даже одной госкомпании влияет негативно и на государственные долговые обязательства. При этом он обратил внимание на рост курса доллара и подчеркнул, что это может быть внутренней реакцией рынка на гипотетический дефолт «Нафтогаза».

В то же время эксперт по вопросам энергетики Максим Билявский не исключает, что, возможно, «Нафтогаз» просто недостаточно профессионально провел коммуникацию с юридическим советником Dechert, представляющим интересы держателей ценных бумаг национальной компании. При таком сценарии, говорит он, нужно немедленно пересмотреть переговорную стратегию и усилить аргументированную позицию с разрешения правительства Украины. По его мнению, нужно убедить представителя инвесторов в форс-мажорных обстоятельствах и проинформировать о реальном положении дел национальной компании, учитывая задачи правительства Украины по подготовке к отопительному сезону. Также следует включить в переговорную стратегию предложение о выпуске финансовых гарантий Федеральной резервной системы США на объем финансовых обязательств перед инвесторами, представляемыми американской компанией Dechert.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org