Уволена командующий Медицинскими силами ВСУ Остащенко. Что привело к ее отставке

112

Президент Владимир Зеленский уволил Татьяну Остащенко с должности командующего Медицинских сил Вооруженных Сил Украины и назначил на эту должность начальника военного госпиталя в Киеве Анатолия Казмирчука. Он подчеркнул, что в обществе неоднократно говорилось о том, что нужен принципиально новый уровень медицинского обеспечения военных. В свою очередь министр обороны Рустем Умеров отметил, что причины увольнения Остащенко очевидны для всех, кто сражается в рядах Сил обороны Украины, и для всех, кто помогает. По его словам, соответствующая проблематика обсуждалась многократно. Именно поэтому, подчеркнул министр, пришло время решать проблемы медицинского обеспечения воинов. При этом известно, что на увольнении Остащенко настаивали парамедики и волонтеры, которые занимаются медицинским обеспечением Сил обороны. Они обвиняли ее в том, что на фронт попадают непригодные тактические аптечки, а также некачественные турникеты, которые не спасают жизни. В то же время сама Остащенко считает, что за время ее каденции было сделано много всего. Например, создано единое медицинское пространство, усовершенствована система лечебно-эвакуационных мероприятий или налажено взаимодействие с международными союзниками.

На прошлой неделе президент Владимир Зеленский уволил Татьяну Остащенко с должности командующего Медицинских сил Вооруженных Сил Украины и назначил на эту должность начальника военного госпиталя в Киеве Анатолия Казмирчука. По его словам, в обществе, и в частности в сообществе боевых медиков неоднократно говорилось о том, что нужен принципиально новый уровень медицинского обеспечения наших воинов – от качественных турникетов до полной цифровизации и прозрачности в снабжении, от качественной тренировки до искренней коммуникации с боевыми медиками в тех подразделениях, где медицина развернута действительно правильно и эффективно. Опыт эффективности конкретных подразделений должен быть распространен на все силы обороны, сказал глава государства.

При этом, как подчеркнул министр обороны Рустем Умеров, комментируя замену командующего Медицинскими силами Вооруженных сил Украины, причины такого шага очевидны для всех, кто сражается в рядах Сил обороны Украины, и для всех, кто помогает. По его словам, соответствующая проблематика обсуждалась многократно, поэтому пора решать проблемы медицинского обеспечения воинов. Как считает Умеров, для этого нужна максимальная цифровизация процессов и соблюдение всех стандартов медицинского обеспечения, включая поставки качественных медицинских средств и медицинской техники. Таких проблем, как с некачественными турникетами, просто не должно быть в принципе, подчеркнул глава оборонного ведомства. Кроме того, по его словам, важно развитие системы обучения тактической медицине по стандартам НАТО с соответствующим ресурсным обеспечением. Внедрение всех необходимых для фронта медицинских практик, которые позволят сохранить как можно больше жизней наших воинов. Также, добавил министр, важно и обеспечение постоянной ротации личного состава между тактическим и стратегическим уровнем для обеспечения получения и передачи опыта по всему циклу лечения раненых, травмированных и больных.

В то же время известно, что на увольнении Остащенко настаивали парамедики и волонтеры, которые занимаются медицинским обеспечением Сил обороны. В первую очередь они утверждали, что на фронт попадают аптечки с некачественными турникетами, которые не спасают жизни бойцам. Например, волонтер, член Общественного антикоррупционного совета при министерстве обороны Дана Яровая утверждала, что на фронте очень много жалоб на некачественные турникеты. По ее словам, никакая страна НАТО не могла передать турникеты, которые не спасают жизни, это подлог под САТ, а САТ – это стандарт, установленный во всех государствах НАТО. Ни один из них не закупает подделки и ни один из них не мог передать некачественные турникеты в качестве гуманитарной помощи, утверждала Яровая. При этом она говорила, что Остащенко игнорирует все публичные запросы и обращения: и журналистов, и волонтеров, и общественных организаций. Это может свидетельствовать только о том, что некачественные турникеты закупили за государственные средства, а в Украину завезли под видом гуманитарки, и кто-то просто не хочет нести ответственность за происходящее, говорила Яровая.

Кроме того, член парламентского Комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Соломия Бобровская также раскритиковала деятельность Командования Медицинских сил. По ее словам, за 2023 год Командование не закупило ни одной аптечки. Она утверждала, что все аптечки заходят в Командование медсил через Международную техническую помощь, поэтому не проверяются и выдаются дальше на войска, как есть. Нардеп заявляла, что нет стандартов требований качества к украинской тактической аптечке, в частности к турникетам.

О том, что до сих пор на фронт попадают некачественные медицинские средства, не спасающие жизнь украинских бойцов, говорил и соучредитель волонтерского фонда Leleka Foundation Юрий Кубрушко. По его словам, первая помощь раненым на фронте украинским бойцам и их эвакуация в стабилизационные пункты – одна из сфер, где государство годами не может наладить эффективную работу. На 10-й год войны у многих украинских военных все еще нет качественной аптечки и набора из четырех качественных турникетов (один турникет на конечность). Цена такой неэффективности сверхбольшая – жизнь украинских защитников. По его словам, причина в отсутствие стандартов, методик и систем проверки качества аптечек, турникетов, других медицинских средств, передаваемых в Силы безопасности и обороны. Все, что покупают государственные органы, направляют союзные страны и благотворители в качестве гуманитарной помощи передается в воинские части без проверки и отсеивания некачественных средств. Например, рассказывал волонтер, американский турникет, рекомендованный самым авторитетным органом по тактической медицине – Комитетом ТССС при министерстве обороны США, и его китайская подделка с виду похожи. Первый спасает жизнь в 99% случаев, второй – как повезет.

Также Кубрушко обратил внимание на советскую процедуру учета и списания медицинских средств, которая устарела, но все еще используется в Силах безопасности и обороны. По его словам, уже использованные или уничтоженные в ходе боевых действий аптечки и турникеты могут месяцами оставаться на балансе и искажать статистику. Обеспеченная на бумаге бригада ВСУ может по факту иметь 1/3 необходимого количества медицинских средств. При этом на балансе американский турникет и китайская подделка учитываются все равно как полноценные единицы. Поэтому трудно вовремя выявить пробелы в медицинском обеспечении и быстро закрыть их, подчеркнул эксперт. Еще одна проблема, по его мнению, отсутствие единых стандартов по обучению и медицинскому обеспечению бойцов и военных медиков, которые должны быть введены в ВСУ, Нацгвардии, пограничных войсках, полицейских подразделениях, участвующих в боевых действиях. Плюс, добавляет он, отсутствует адекватный cost-benefit анализ. Вместо того, чтобы сейчас потратить 200 долларов на обеспечение бойца качественной аптечкой и четырьмя качественными турникетами, потом государство будет оплачивать долгосрочный процесс реабилитации тем, кто выжил, но получил осложнение из-за некачественной аптечки. Или 15 млн гривен помощи семье бойца, который не смог остановить кровь некачественным турникетом. Кроме того, добавил Кубрушко, медики, которые отказываются принимать некачественные аптечки могут попасть «под санкции».

На все эти обвинения ответила Остащенко. Она отметила, что информация об отсутствии закупок аптечек не соответствует действительности. По ее словам, сведения об объемах как закупок, так и материально-технической помощи являются информацией для служебного использования. Остащенко подчеркивала, что источники поступления средств индивидуальной защиты разные, поэтому порой возникает вопрос, как определить качество поступающего. Поэтому инициирована разработка единых подходов и стандартов оценки качества. Она пообещала разработать методологию испытаний турникетов и критерии соответствия медико-техническим требованиям средств индивидуальной защиты. По ее словам, турникеты относятся к первому классу изделий медицинского назначения и не имеют стандарта ни в одной стране мира.

На слова Остащенко отреагировала Яровая и заявила, что просто кто-то не хочет нести ответственность. При этом она подчеркнула, что технические условия для турникетов написаны, стандартизированы еще в 2015 году и их можно найти на сайте Минобороны.

Понятно, что после таких скандалов Остащенко была уволена. Впрочем, она рассказала, что ей все же многое удалось сделать. Например, по ее словам, было организовано медицинское обеспечение даже в окружении врага или на его подступах к столице и на всей территории Украины. Остащенко утверждает, что с первых дней полномасштабного вторжения было: создано единое медицинское пространство, усовершенствована система лечебно-эвакуационных мероприятий; расширена сеть военно-врачебных комиссий; налажено взаимодействие с международными союзниками. Также, по ее словам, за это время утверждена Концепция развития реабилитации в Вооруженных Силах Украины; создан сержантский корпус для надлежащей коммуникации звена тактической медицины в военной вертикали. Кроме того, добавила она, продолжается работа по цифровизации военно-медицинских учреждений здравоохранения.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org