Татаров VS Сытник. Сможет ли НАБУ доказать вину заместителя главы Офиса президента

402

Офис генерального прокурора передал производство, в котором фигурирует заместитель главы Офиса президент Олег Татаров, из Национального антикоррупционного бюро в Службу безопасности Украины. Такое решение на полуночном заседании принял Печерский районный суд столицы накануне заседания Высшего антикоррупционного суда, на котором Татарову должны были избрать меру пресечения. В НАБУ уже обратил внимание на то, что что закон запрещает передавать дела, в которых исследуются преступления, подследственные Бюро, в другие органы досудебного расследования. Там заявили, что Офис генерального прокурора сознательно принял незаконное решение, которое грубо противоречит требованиям Уголовно-процессуального кодекса Украины. Ряд экспертов уже заявили, что Офис генпрокурора не осмелился бы передать дело Татарова СБУ, если бы не получил указания от президента Владимира Зеленским. Таким образом, подчеркивают они, в этом деле, глава государства, якобы стал на сторону Татарова. Впрочем, сам президент подчеркнул, что дело против заместителя главы его офиса касается 2017 года, тогда он не был президентом, а Татарова не работал с ним. Зеленский подчеркнул, что поручил Татарова идти в суд и публично доказывать свою невиновность в коррупции. Сам же Татарова называет уголовное производство против него местью главы НАБУ Артема Сытника, из-за того, что он требует жесткой перезагрузки Бюро.

Еще первого декабря стало известно, что Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) расследует дело  в отношении заместителя руководителя Офиса президента Олега Татарова. Оно касается возможной причастности Татарова к фальсификации экспертизы по делу экс-нардепа и застройщика Максима Микитася. 18 декабря и.о. руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Максим Грищук подписал подозрение Татарову, которое планировали вручить в тот же день, но оставили его по месту работы фигуранта дела. 24 декабря Высший антикоррупционный суд должен был избрать Татарову меру пресечения. Специализированная антикоррупционная прокуратура просила взять заместителя главы Офиса президента под стражу с альтернативой залога в 10 млн гривен. Но до начала заседания суда, Офис генерального прокурора решил изменить подследственность и передал уголовное производство в СБУ. Соответствующее решение подписал заместитель главы Офиса генпрокурора Алексей Симоненко.

По информации НАБУ Печерский райсуд столицы обязал Офис генерального прокурора принять такое решение и передать дело из Бюро в другой правоохранительный орган. Но, как утверждают в НАБУ, их дела может рассматривать исключительно Высший антикоррупционный суд. Поэтому Печерский суд таких решений принимать не может. При этом в НАБУ подчеркивают, что решение принято втайне, без консультаций с Бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратурой, фактически под покровом ночи: соответствующая отметка в Едином реестре досудебных расследований сделана в 23.42.

В НАБУ утверждают, что дело Татарова передали СБУ, чтобы исключить избрание ему меры пресечения. Поэтому вместо защиты интересов государства, которое понесло убытки из-за действий подозреваемого, Офис генерального прокурора фактически встал на его личную защиту. Такие действия полностью дискредитируют орган государственной власти, чья деятельность должна основываться на верховенстве права, законности и справедливости, беспристрастности и объективности, заявили в Бюро и добавили, что всем этим Офис генпрокурора пренебрег ради защиты чиновника, подозреваемого в коррупции.

В этом контексте бывший нардеп Юрий Левченко заявил, что генпрокурор Ирина Венедиктова нарушает закон, чтобы спасти заместителя главы Офиса президента. При этом политик призвал президента Владимира Зеленского отреагировать на незаконные действия генпрокурора и уволить ее.

В то же время, сама Венедиктова сообщила, что непричастна к решению о передаче в Службу безопасности дела, в котором фигурирует Татаров. Она отметила, что согласно закона взяла отвод в вопросе принятия процессуальных решений по производству №52020000000000655, известного как «дело Нацгвардии или Татарова». Венедиктова уточнила, якобы причиной стал спор о замене группы прокуроров, и процессуальные полномочия в этом деле были возложены на ее заместителя – Алексея Симоненко.

В свою очередь журналист Юрий Бутусов утверждает, что Симоненко — человек Татарова и юриста Андрея Портнова, который готов делать все, что скажет Татаров. Более того, утверждает он, Симоненко превысил свои полномочия, он не имел права отключать от реестра процессуальных руководителей САП. Закон не дает ему такого права — забирать антикоррупционные дела у антикоррупционных органов. НАБУ может открыть уголовное дело против самого Симоненко, считает журналист.

При этом Бутусов подчеркнул, что речь идет об открытом нарушении закона, ведь расследовать антикоррупционные дела против чиновников высшего ранга имеют право только НАБУ и САП. Это прямая атака со стороны президента на антикоррупционную систему, отметил журналист. При этом он заявил, очевидно, что Зеленский сделал свой выбор — никакой даже видимости законности в деле Татарова он соблюдать не намерен. Это происходит, потому что президент не увольняет и даже не отстраняет Татарова от исполнения обязанностей на период следствия.

Согласен с таким мнением и политолог Андрей Золотарев. По его словам, невозможно представить, чтобы такое решение Офис генпрокуратур мог принять без ведома самого президента Владимира Зеленского, а значит, это ответ на вопрос, кого лично он поддерживает в таком противостоянии. То есть, добавил эксперт, видно, что глава государства не намерен «сливать» Татарова. По его словам, учитывая, что генпрокурор Ирина Венедиктова и глава СБУ Иван Баканов завязаны лично на Зеленском, значит передача дела Татарова от одного органа к другому была решением президента.

Сам Зеленский сообщил, что после появления информации о якобы причастности к коррупции Татарова он вызвал главу своего офиса Андрея Ермака и сказал, что его следует «попросить уйти», если история «хотя бы одним словом связана с его работой» в Офисе президента. Но, добавил глава государства, оказалось, что уголовное дело касается 2017 года, то есть, того времени, когда он не работал президентом, а Татаров не трудился в его офисе. По его словам, замглавы Офиса президента «отстранен от дел НАБУ, прокуратуры», а соответствующие полномочия переданы другому заместителю Андрея Ермака — Андрею Смирнову. Зеленский подчеркнул, что Татарову сказали, чтобы он шел и доказывал свою невиновность.

Татаров — представитель пророссийских сил в окружении Зеленского, утверждает Бутусов. По его словам, Зеленский сделал выбор — он собирается защищать своих пророссийских сотрудников даже ценой очередного конфликта с Западом, ведь нарушая независимость НАБУ и вмешиваясь в расследование, глава государства в очередной раз нарушает требования меморандума с МВФ, который подписала Украина.

К слову, Татаров заявил, что готов к любому открытому и публичному судебному процессу с участием журналистов. По его словам, уголовное производство против него – это личная месть главы НАБУ Артема Сытника, который находится в реестре коррупционеров и официально признан судом виновным в коррупции. Татаров утверждает, что Сытник отвлекает внимания от десятков фактов собственного злоупотребления властью, проведения с целью личного обогащения сделок на оккупированной украинской территории, присвоения властных полномочий и других преступлений.

О том, что возможно дело против Татарова, это месть Сытника, говорит и политолог Игорь Попов. По его словам, заместитель главы Офиса президента неоднократно критиковал НАБУ и его руководство и требовал жесткой перезагрузки этого антикоррупционного органа.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org