Странная квалификация и привязка к Майдану. Эксперты считают, что дело Грымчака развалится в суде
Дело заместителя министра по вопросам оккупированных территорий, задержанного по подозрению в мошенничестве, может развалиться в суде, считают эксперты. Они обращают внимание на то, что, во-первых, по не ясной причине неправильно была выбрана квалификация самого преступления. Это означает, что доказательства собранные, грубо говоря, «не тем следователем» не будут приняты в суде. Во-вторых, если все же оставить квалификацию преступления как есть, то делом должны были заниматься сотрудники Национальной полиции, ведь мошенничество – это их подследственность.
Не понятно, почему за дело взялись НАБУ и ГПУ, и у суда по этому поводу также возникнут вопросы, говорят эксперты. Как результат, опять же собранные доказательства могут быть признаны недействительными. В-третьих, по словам адвоката Грымчака, делом его подзащитного должна была заниматься Следственная антикоррупционная прокуратура, но ее решили обойти просто дописав в уже открытое дело эпизод с его подзащитным. И это незаконно, утверждает адвокат. По его мнению, все доказательства, собранные против его клиента, суд попросту не примет. Аналитики заявляют, что дело Грымчака может выиграть даже адвокат средней руки. В связи с этим многие эксперты не понимают, зачем тогда нужно было задерживать чиновника. Впрочем, есть мнение, что через него могут давить на главу ГПУ Юрия Луценко, чтобы он покинул свою должность. Во-вторых, шоу с задержанием всегда выглядит красиво.
В среду, 14 августа, сотрудники Национального антикоррупционного бюро, Генпрокуратуры и СБУ задержали заместителя министра по вопросам оккупированных территорий Юрия Грымчака и брата его жены Игоря Овдиенко. По версии следствия, чиновник обещал некому юридическому лицу повлиять на Минкульт, и получить разрешение на строительство в исторической части города. Цена услуги – 1,1 млн. долларов, задержали обоих фигурантов дела при получении первой части взятки в размере 480 тыс. долларов.
Кроме этого, в НАБУ отмечают, что Грымчак проходит еще по двум эпизодам. Первый – Грымчак и Овдиенко обещали помочь фирме получить разрешение на строительные работы в Киеве. За это фирма должна была заплатить 450 тысяч долларов, а чиновник и его соратник якобы обещали повлиять на министерства культуры и юстиции, Киевскую городскую государственную администрацию и Украинский государственный институт культурного наследия. Второй – Грымчак и Овдиенко обещали повлиять на Верховный суд, чтобы помочь фирме взыскать через него долг с другого предприятия, цена услуги – 80 тыс. долларов.
Но казалось бы в таком «стопроцентно надежном деле», которое неминуемо должно привести к «посадкам», оказалось много нестыковок, которые в последствие могут привести к тому, что оба задержанных не понесут никакой ответственности, а Грымчак еще и будет выступать в образе жертвы, которую «по политическим мотивам» преследуют новые власти.
Адвокат Овдиенко Татьяна Матяш говорит, что дело ее подзащитного и Грымчака «пришыли» в качестве «эпизода» к делу Майдана – об избиении в 2014 году журналистки Татьяны Черновол. И теперь дело называется «покушение на Татьяну Чорновол, а также умышленные действия должностных лиц МинТОТ, направленные на завладение чужими денежным средствами, путем введения в заблуждение или злоупотребления доверием». В свою очередь адвокат Грымчака Феликс Кашарский говорит, что «дела искусственно пришили» друг к другу и сейчас прокуратура не имеет права вести расследования. Правда, по закону может заканчивать ранее зарегистрированные дела. Именно поэтому в прокуратуре берут старые регистрации и притягивают к ним новые уголовные нарушения. И это, отмечает Кашарский, незаконно. По его словам, эту преступную схему придумал глава НАБУ Артем Сытник и прокурор Сергей Горбатюк. По оценке адвоката, в суде такие действия будут признаны незаконными, и все доказательства не будут восприниматься.
Неофициально в ГПУ говорят, что Грымчак, действительно, фигурирует в производстве по Татьяне Черновол. Якобы во время расследования нападения правоохранители получили информацию о новом преступлении, именно поэтому и провели задержание. В то же время Горбатюк сообщил, что в рамках расследования избиения Черновол велась проверка лица на причастность к этому преступлению. Это лицо непосредственно подозревается в причастности к избиению Черновол, и во время его документирования получили информацию, что совершается новое преступление. И оказалось, что к нему причастен Грымчак. То есть это новое преступление, которое не связано с избиением Черновол, но оно выявлено в ходе расследования преступления против нее, пояснил Горбатюк.
На этом странности не заканчиваются. Грымчаку инкриминируют статью «мошенничество», а это исключительно подследственность Национальной полиции, говорит народный депутат Борислав Береза. Поэтому непонятно, что на месте задержания делали сотрудники СБУ и НАБУ. Нардеп считает, что суд обязательно на этот факт обратит внимание. По его мнению, также неправильно было квалифицировано само преступление и речь идет о «злоупотребление влиянием». То есть дело неправильно квалифицировали, поэтому доказательства в деле не будут приняты судом и в суде дело Грымчака развалится.
Согласна с таким мнением и юрист Анна Маляр. Также, по ее словам, из-за неправильной квалификации «мошенничество» дело может просто развалится в суде, если будет доказано, что Грымчак не планировал никого обманывать и собирался выполнить все договоренности.
О том, что дело развалится в суде, говорит и политолог Михаил Чапылга. Так как НАБУ, СБУ и Горбатюк некомпетентны, Луценко-Грымчак обыграли их. Эксперт считает, что силовики просто хотели показать президенту Владимиру Зеленскому свою эффективность, но в результате окажется, что Грымчака не просто не осудят, он еще и выйдет из этой истории в образе политической жертвы.
В свою очередь политолог Виктор Небоженко считает, что с помощью Грымчака, который является хорошим другом Луценко, новые власти пытаются давить на главу ГПУ, который построил эшелонированную оборону своего положения и должности, от Вашингтона до Киева.
Перед снятием Луценко с должности генпрокурора команда Зеленского ставит его перед выбором: либо ты спокойно уходишь с поста генпрокурора и не торгуешься с нами о своей неприкосновенности после потери должности, либо Грымчак и другие дают громкие показания на самого честного прокурора Украины, которого некому защитить. То есть таким образом команда Зеленского энергично выталкивает Луценко из прокуратуры.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org