Смогут ли участники переговоров по Донбассу договориться о мире
Украина и дальше работает над тем, чтобы выполнить все условия прошлогоднего «нормандского саммита» по урегулированию военного конфликта на Донбассе и добиться того, чтобы до конца декабря состоялась новая встреча. Об этом заявил глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Леонид Кравчук. По его словам, такая встреча важна для Украины потому, что позволит дать оценку действиям сторон договора, и заставить Россию и представителей отдельный районов Донецкой и Луганской областей выполнять все то, под чем поставил свою подпись глава РФ Владимир Путин. В то же время, некоторые эксперты считают, что проведение «нормандской встречи» невыгодно для Киева, поскольку Украина там идет на невыгодные для себя условия. Например, речь идет о прекращении боевых действий. Говорят, что противник каждый день нарушает условия перемирия, это фиксируют сотрудники миссии ОБСЕ, но украинские военные не открывают ответный огонь. Тем не менее, Киев все же готов идти на определенные компромиссы в вопросах Донбасса, говорит Кравчук. По его словам, именно для этого и был разработан «План совместных шагов», который пункт за пунктом выписывает то, как можно восстановить мир. Тем не менее, представители России и оккупированных территорий уже раскритиковали этот план, и даже слили его в сеть со своими комментариями. В частности, они раскритиковали каждый пункт предложений и заявили, что в таком формате предложения украинской стороны выполнены не будет. Впрочем, как утверждает спикер украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Алексей Арестович, россияне и представители оккупированных районов на публику критикуют «План совместных шагов», но во время заседания группы обсуждают его, «как зайчики».
Украина продолжает работу над тем, чтобы на Донбассе был установлен мир, говорит глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Леонид Кравчук. По его словам, для этого Верховная Рада в ближайшее время должна принять три основных для достижения мира закона. Это законы о демилитаризации оккупированных районов, об амнистии и о выборах. Кравчук подчеркнул, что закон о демилитаризации важно принять в контексте будущих выборов на оккупированных территориях, ведь Украине не сможет, например, гарантировать безопасность наблюдателям, в том числе и международным, которые поедут на Донбасс. Также, говорит политик, нужно, чтобы политические партии, журналисты смогли работать на оккупированных территориях, и в целом там должна быть полностью возобновлена юрисдикция Украины. Кроме того, добавил Кравчук. Важно принять закон об амнистии. По его словам, не могут быть амнистированы военные преступники или те, кто насиловал, мучил людей, но это надо сделать, во-первых, на основе закона, и, во-вторых, с учетом ситуации и мнения тех людей, которые там живут.
К слову, политолог Александр Мусиенко не верит, что в ближайшее время на оккупированных территориях могут состоятся выборы. По его мнению, конфликт идет к «замораживанию». Стороны сейчас просто ищут пути, каким образом остановить огонь и все, не больше и не меньше. Впрочем, добавил политолог, выборы на оккупированных территориях действительно могут состояться, если об этом будет сказано в законе Украины об особенностях местного самоуправления на Донбассе, который должен быть продолжен. Возможно, туда будет внесена так называемая «формула Штайнмайера» или какой-то пункт о том, что должны состояться выборы, добавил Мусиенко. При этом он считает, что в тех условиях, которые декларирует украинская власть, о том, что должна быть деоккупация, демилитаризация и другие аспекты, то нет реального сценария выполнения всего этого.
Также Кравчук заявил, что сейчас главная задача в Украине сделать все, чтобы выполнить те установки, которые были очерчены на прошлогоднем «нормандском саммите». При этом он подчеркнул, что решения, которые принимались тогда в Париже одобрил и президент России Владимир Путин. Поэтому если кто-то не выполняет договоренности, или РФ, или представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), а это и есть подопечные последней, то они блокируют тот документ, который одобрил глава России, подчеркнул Кравчук. Он добавил, что во встрече в «нормандском формате», которая может состоятся до конца года, Украина заинтересована. По его мнению, встреча поможет понять, что нужно сделать еще, чтобы двигаться дальше в вопросе установления мира на Донбассе.
В свою очередь политолог Виталий Кулик считает, что проведение «нормандского саммита» в условиях, когда на линии разграничения продолжаются обстрелы, не имеет смысла. По его словам, предыдущая встреча состоялась вокруг того, что Киев взял на себя обязательства. Украина все это время закрывали глаза на то, что обстрелы на оккупированных территориях не утихают и продолжали разведение сил на линии разграничения, добавил эксперт. По его мнению, работа должна продолжиться на уровне ТКГ в рамках улаживания тактических вопросов. Он подчеркнул, что большой формат урегулирования невозможен в то время, когда не соблюдаются ключевые вопросы, такие как безопасность. Кулик утверждает, что россияне рассматривают «нормандский саммит» как дополнительную возможность выбить из Украины какие-то обязательства, а это не та стратегия, которая нужна для донбасского урегулирования. По его мнению, изначально надо обеспечить хотя бы минимальное соблюдение вопросов безопасности на уровне ТКГ, ведь на Донбассе до сих пор нет режима тишины, там ежедневно фиксируются обстрелы.
По мнению же политолога Кирилла Сазонова, переговоры в ТКГ перешли в вялый позиционный формат — Москва продолжает «активно лепить» из ОРДЛО сторону переговоров, Киев от этого сценария вяло отбивается. Мотивы Кремля понятны давно — снизить значимость «нормандского формата», где у Украины есть возможность опираться на позиции Франции и Германии. В минской ТКГ есть только Украина, РФ и ОБСЕ, последнее трудно назвать нашим безусловным союзником, добавил политолог. Он обращает внимание на то, что пока Москва руками представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей предложила свой план урегулирования, как бы с уступками, но несущественными. Впрочем, сам факт переговоров Киева с ОРДЛО для Кремля стал бы уже победой, значит, они уже не сторона конфликта, а посредник. Киев представил свой вариант, но никаких «властей ОРДЛО» не признает и прямых переговоров вести не хочет. В общем, утверждает Сазонов, ждать каких-то политических сдвигов типа серьезного «Плана совместных шагов» не стоит.
К слову, представители оккупированных территорий опубликовали в сети украинский план по Донбассу со своими комментариями. Например, они раскритиковали предложение Киева до 15 февраля следующего года провести полную демилитаризацию. Говорят, что это сделать невозможно до тех пор, пока Верховная Рада не примет закон о статусе «народной милиции». Кроме того, представители ОРДЛО категорически отвергают пункты, в которых указана каким-либо образом Россия (например, пункт о том, что РФ должна отменить свои акты, которые касаются ОРДЛО, паспортизацию местного населения). Они заявляют, что какая-либо ответственность РФ не предусмотрена «Минскими соглашениями». Относительно разных законов, которые должна принять Верховная Рада, то в ОРДЛО настаивают, что все эти документы должны быть полностью согласованы с их представителями, и не проголосованы Верховной Радой, а приняты ею.
В свою очередь Арестович заявляет, что россияне и представители ОРДЛО врут о том, что украинский план для них не подходит. По его словам, это делается для их «внутренней аудитории». На самом деле, утверждает Арестович представители России сидят на переговорах, «как зайчики» и обсуждают каждый пункт украинского плана.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org