«Парижским договоренностям» год. Почему на Донбассе «быстрый мир» не наступил

718

Прошел ровно год с момента последней встречи в «нормандском формате» и подписания «парижского коммюнике», выполнение которого должно было бы приблизить Украину к достижению мира на Донбассе. Тем не менее, как говорят эксперты, за год ситуация с разрешением военного конфликта радикально не улучшилась. В Офисе президента подчеркивают, что все же некие позитивные моменты были – удалось провести обмен пленными и добиться установления более-менее действенного режима прекращения огня. При этом там отметили, что мирный процесс зависит не только от желания Украины, поэтому и более существенного прогресса пока нет. Украина добивалась встречи в «нормандском формате», чтобы провести ревизию выполнения договоренностей, но в России от нее отказываются, заявляя, что нет смысла собираться, поскольку Киев не выполнил взятые на себя обязательства. По словам экспертов, украинские власти год назад сделали огромную ошибку – согласились на внедрение так называемой «формулы Штайнмайера» в законодательство, но позже избегали такого шага. Именно это и позволяет Кремлю говорить, что Украина не выполняет своих обещаний и уклоняться от дальнейших встреч. В то же время, глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Леонид Кравчук заявил, что Совет нацбезопасности разрабатывает новый план по Донбассу. Он подчеркнул, что Киев будет настаивать на том, чтобы РФ отключили от международной платежной системы. Как бы там ни было, считают эксперты, пока Украина обдумывает «план Б», Россия свой уже запустила – начав процесс по превращению отдельных районов Донецкой и Луганской областей в украинское Приднестровье.

Девятого декабря прошел год с момента последней встречи в «нормандском формате» и подписания так называемого «парижского коммюнике» с домашними заданиями для участников военного конфликта. Ожидалось, что их выполнение поможет восстановить мир на Донбассе. Несмотря на то, что война продолжается, пресс-секретарь президента Юлия Мендель подчеркнула, что благодаря парижской встрече удалось провести обмен пленными и вернуть около 200 граждан Украины, которые незаконно удерживались на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) и России. Кроме того, по ее словам, удалось достичь договоренности о режиме прекращения огня на Донбассе, который действует с 27 июля. Правда, добавила Мендель, нарушения есть, но они незначительные. Она подчеркнула, что в этот же период год назад в среднем каждые 72 часа погибал один украинский военный, сейчас же есть недели, месяцы без погибших и раненых. Таким образом, период от 27 июля 2020 года по сегодня нельзя сравнить ни с одним другим периодом войны в Донбассе за семь лет. Никогда не было такого уменьшения интенсивности огня и такой тишины в такой протяженности фронта, сейчас, добавила спикер президента.

О том, что за год удалось уменьшить количество потерь на фронте, говорят и в украинской делегации Трехсторонней контактной группы (ТКГ). Также там отметили, что теперь нужно добиться возобновления процесса обмена пленными, работы КПВВ, разминирования территорий, разведения войск, а также продолжить обсуждение выполнения политической части договоренностей.

Тем не менее не все эксперты позитивно оценивают год с момента подписания «парижского коммюнике». Так, народный депутат Валентин Наливайченко даже называет его годом утраченных возможностей. Он считает, что Украина не должна была ничего подписывать в Париже, ведь таким образом, дала добро на выполнение «Минских договоренностей», которые нужно было бы пересмотреть. Политик обратил внимание на то, что в течение года не было сделано ни одного шага вперед в вопросе деоккупации, то есть выведения хотя бы частично российских войск и спецслужб с временно оккупированных территорий, причем, и Донецкой, и Луганской областей и Автономной республики Крым. Наливайченко считает, что выход у Украины только один – необходимо подготовить собственный национальный план действий по деоккупации и восстановлению мира.

О том, что год после «парижского саммита» не приблизил Украину к миру, заявил и бывший министр иностранных дел Павел Климкин. По его мнению, весь процесс переговоров превратился на смесь стагнации и имитации, а шаги на встречу России показали, что они не работают. При этом бывший глава МИД добавил, что перемирие более-менее работает, так как это выгодно РФ, ведь она может поднимать вопросы о выполнении Киевом политической части «Минских соглашений». Кроме того, Климкин считает, что согласие Украины ввести так называемую «формулу Штайнмайера» (выборы на оккупированных территориях без вывода иностранных формирований и передачи контроля над границей Украине) в законодательство привело к тому, что РФ может обвинять Киев в невыполнении договоренностей и отказываться от дальнейших встреч в «нормандском формате». По его мнению, прогресс в вопросе Донбасса возможен при условии единения всех проукраинских сил, честного диалога с обществом и признанием того, что занимать сильную позицию во время переговоров с РФ Украина может лишь при поддержке США и ЕС.

На самом деле, добавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Константин Елисеев, саммит в Париже не стал, как обещал глава государства Владимир Зеленский, прорывным на пути мирного урегулирования ситуации на Донбассе. По его словам, из Франции президент вернулся без обещанного быстрого мира, но со списком домашних заданий, чем Россия в дальнейшем воспользовалась для оттягивания следующей «нормандской встречи» и безосновательного обвинения Украины в непоследовательности. Как оказалось, подчеркнул дипломат, для мира на Донбассе недостаточно только провести встречу на высшем уровне и перестать стрелять. Москва, увидев «окно возможностей» после президентских выборов в Украине, и готова обменять «быстрый мир» только на капитуляцию Украины. Кроме того, Елисеев отметил, что поспешное и ложное согласие Зеленского на «формулу Штайнмайера», которая открыла дорогу для «парижского саммита», в дальнейшем стала едва ли не ключевой проблемой для президентской команды и перевернула мирный процесс с ног на голову. По его словам, прописанное в парижских выводах согласие Киева инкорпорировать формулу в национальное законодательство позволяет Москве блокировать следующий «берлинский саммит». Дипломат считает, что Кремль давно стремился маргинализировать «нормандский формат» и минимизировать роль Берлина и Парижа как реальных посредников и арбитров договоренностей с РФ. По его мнению, президент Зеленский должен наконец предложить целостную, продуманную стратегию деоккупации Донбасса, которая позволила бы покончить с хаотичностью, этапом авантюрных и дилетантских идей и введением в заблуждение как наших партнеров, так и украинского общества. При этом он считает, что власти должны проводить консультации относительно Донбасса с украинцами и прислушиваться к ним.

На предложение Елисеева во всем советоваться с обществом, обратил внимание политолог Петр Олещук. Он напомнил, что дипломат работал во времена президентства Петра Порошенко и тогда украинцам также не объясняли свои шаги в вопросах Донбасса, что привело к потасовкам со стрельбой под Верховной Радой 31 августа 2015 года, когда парламент закреплял «особый статус» для ОРДЛО. По его словам, тогда все обсуждение сводилось к заявлениям о том, что «Минские соглашения» — это дипломатическая победа, закон об ОРДЛО – это требование западных партнеров, а присутствие Виктора Медведчука в Минске – это личная просьба канцлера Германии Ангелы Меркель. Правда, политолог признает, что обществу нужна настоящая дискуссия вокруг Донбасса и «Минских соглашений».

К слову, глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук заявил, что, если Россия не будет предпринимать никаких шагов навстречу по Донбассу, Украина может предложить отключить ее от международной платежной системы SWIFT. По его словам, в этом и состоит «план Б», который разрабатывают эксперты. В РФ такое предложение уже назвали провокацией. По мнению заместителя председателя комитета по международным делам Госдумы Алексея Чепы, такие санкции не поддержат западные страны, поскольку якобы отключение России от международной платежной системы негативно отразится на экономике других государств.

На самом деле, добавляет представитель переселенцев в ТКГ, журналист Сергей Гармаш, у Украины разработано несколько планов действий по Донбассу на случай, если переговоры в Трехсторонней контактной группе зайдут в тупик. По его мнению, «план Б», наверное, будет зависеть от первых шагов администрации новоизбранного президента США Джо Байдена, а также от того, какие будут изменения в Европе, в частности с коронавирусом, потому что это будет влиять на экономическую ситуацию в мире и в России. Также он считает, что Кремль сегодня пугает любое экономическое давление, поскольку экономика России очень ослабла. Идея с отключением РФ от международной платежной системы может быть реалистичной, если она будет поддержана западными партнерами. Она сделает Россию действительно значительно сговорчивее, добавил Гармаш. К слову, он считает, что миротворцы и международная временная администрация были бы самым компромиссным вариантом урегулирования военного конфликта, особенно для населения оккупированной части Донбасса.

В свою очередь представитель переселенцев в ТКГ Денис Казанский считает, что на оккупированном Донбассе уже может реализовываться «план Б» — причем не украинский. Россия цементирует ситуацию – в политической и экономической сферах, поэтому русские и закрыли перемещение через линию разграничения. Переговорщик говорит, что таким образом РФ пытается превратить ОРДЛО в украинское Приднестровье.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org