Обыски у владельца «Прямого». Телеканал заявил о преследованиях и ответил шокирующей постановкой

606

Сотрудники Государственного бюро расследований пришли с обысками к официальному владельцу телеканала «Прямой» Владимиру Макеенко. Макеенко обвиняют в том, что якобы при покупке телеканала не были уплачены все налоги. В «Европейской солидарности» уже назвали действия силовиков наступлением на свободу слова. Политологи и активисты, близкие к лидеру партии Петру Порошенко, в свою очередь заявили, что таким образом действующие власти хотят взять под контроль телеканал, который находится в оппозиции к президенту Владимиру Зеленскому и позволяет себе критиковать его действия на посту главы государства. В то же время политологи отмечают, что вероятнее всего через обыски у Макеенко власти пытаются надавить на Порошенко или же договориться с ним. Также они критикуют «шутку» «Прямого», когда во время прямого эфира на телеканал пришли ряженные «спецназовцы», которые позволяли себе наставлять оружие на пожилых зрителей. По их словам, такие перформансы в воюющей стране, мягко говорят, неуместны.

В четверг, седьмого ноября, сотрудники Государственного бюро расследований (ГБР) пришли домой к официальному владельцу телеканала «Прямой» Владимиру Макеенко. Там якобы хотели найти документы относительно продажи-покупки телеканала, который якобы на самом деле купил президент Петр Порошенко использовав Макеенко, как подставное лицо. Ранее лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко уже обвиняла Порошенко в том, что он купил телеканал использовав подставное лицо. Также известно, что ГБР вызывала бывшего президента на допрос в связи с покупкой «Прямого».

В партии «Европейская солидарность» назвали такие действия силовиком наступлением на свободу слова в Украине. По словам политолога Андрея Смолия, после взятия под контроль исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, у президента Владимира Зеленского решили узурпировать еще и все средства массовой информации. Он отметил, что сейчас власти преследуют всех тех, у кого другая точка зрения на происходящее в стране.

Действующие власти, вероятно, приняли решение закрывать все оппозиционные каналы, заявил и политолог Виктор Таран. По его словам президенту нужна не свобода слова, а «квартализация» страны. При этом эксперт подчеркнул, что несколько лет назад у представителей тогдашней власти была реальная возможность закрыть телеканал «1+1», но исповедуя принципы Революции достоинства на этот шаг не пошли. Действующие же власти, добавил Таран, менее щепетильны.

В свою очередь политолог Виталий Бала говорит, что сначала действующие власти показали, что они якобы борются с владельцами антиукраинских телеканалов к которым имеет отношение народный депутат от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Виктор Медведчук, чтобы ни у кого не было претензий об «избирательности». Теперь же, утверждает эксперт, взялись за проукраинские каналы, которые не поют оды действиям Зеленского.

По мнению же политолога Евгения Магды, сотрудники ГБР используют российские методы борьбы. Также, считает он, власти подводят украинцев к мнению, что Украина — failed state, а изменения после Революции достоинства ничего не стоят.

О том, что сейчас Украина напоминают Россию при «раннем Путине», говорит и политолог Тарас Черновол.

Такого же мнения и волонтер Семен Кабакаев. По его словам, попытка «закрыть рот» оппозиционному каналу напоминает ситуацию, которая происходила в России в девяностых годах.

Есть эксперты, которые категорически не согласны с тем, что обыски у владельца «Прямого» — это наступление на свободу слова. По словам бывшего народного депутата Сергея Лещенко, называть обыски у Макеенко наступлением на свободу слова — это то же самое, что называть Гладковского «узником совести». Он напомнил, что «Прямой» — это бывший телеканал Януковича «Тонис», который тот «отжал» у Владимира Костерина. Но после Майдана канал решил купить Порошенко и его оформили на депутата-регионала Макеенко.

Лещенко утверждает, что на содержание канала «Прямой» выделялись деньги неизвестного происхождения — при тотальной убыточности зарплаты некоторых звездных ведущих из России достигали 50 тысяч долларов в месяц. Были вложены миллионы в новый офис «Прямого» в самом дорогом бизнес-центре Украины «Парус». Поэтому, отмечает политик, все, что надо сделать Владимиру Макеенко — это успокоиться, взять себя в руки и начать сотрудничать со следствием, сказав сколько Игорь Кононенко передавал на содержание телеканала и откуда воровались эти деньги — с Центрэнерго или УкрОборонПрома?

В свою очередь политик Александр Доний обращает внимание на то, что «Прямой» называют убыточным каналом, вместе с тем есть информация, что в него уже вложено 50 млн. долларов. Отсюда вопрос, откуда у бывшего регионала Макеенко такие деньги и где он их заработал. При этом, добавляет Доний, не понятно, какая выгода от канала самому Макеенко, ведь «Прямой» занимается рекламой Порошенко и людей из его окружения. И все выгоды от работы телеканала получает Порошенко, поэтому возникает вопрос – почему он этот бизнес записал на подставное лицо и сколько у него еще таких подобных бизнесов. При этом Доний считает, что обыски у Макеенко похожи на попытку договорится с бывшим президентом.

По мнению же политолога Андрея Золотарева, обыски у Макеенко – это предупреждение команде Порошенко, которая в последнее время заметно радикализировала свою критику Зеленского.

К слову, телеканал «Прямой» попал в новый скандал, устроив постановочное шоу в прямом эфире и напугав зрителей. Так, во время программы в студию ворвались «вооруженные спецназовцы», которые наставляли оружие на зрителей и «стреляли» в ведущего Миколу Вересня. Через некоторое время ведущие сообщили, что это штука и перформанс на обыски ГБР у Макеенко.

Такая постановка вызвала критику даже среди сторонников канала. Так, журналист Егор Чичеринда считает, что в стране, где ежедневно гибнут люди не только на фронте, но и в Киеве, подобные «розыгрыши» не совсем уместны. По его словам, журналисты «Прямого» стали на стезю тех, кого ежедневно критикуют. И такой подход не приведет ни к чему хорошему.

Раскритиковал действия «Прямого» и бывший нардеп Борислав Береза. По его словам, если бы он находился в студии, то стрелял бы по «актерам», так как в этом случае сработали бы рефлексы.

В свою очередь правозащитник Сергей Наумович заявил, что выходка «Прямого» ярко засвидетельствовала, что этот ТВ-ресурс предназначен для безжалостных психологических экспериментов над зрителями для достижения политических целей. Он считает, что редакцию канала и его реального собственника абсолютно не интересует, что в стране война и приглашенные в студию пенсионеры могут не перенести эту «шутку». Направленный в ряды зрителей автомат — это очень удачный символ того, что канал делает с психикой и мозгами своих «прихожан». Он добавил, было видно, что гости в креслах предупреждены о «террористах», а пожилые зрители — нет. Очевидно, что на обычных «смертных» редакции абсолютно плевать, добавил правозащитник.

После жесткой критики журналисты «Прямого» извинились за свою «шутку».

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org