Обменяв «беркутовцев» Украина похоронила дела Майдана и признала «внутренний конфликт» — эксперты
После обмена пятерых экс-«беркутовцев», которых обвиняют в убийствах на Майдане во время Революции достоинства, Украина, фактически признала, что военный конфликт в Украине начался задолго до событий на Донбассе, и речь идет о «гражданской войне», считают эксперты. По их словам, об этом свидетельствует тот факт, что «беркутовцев» меняли в рамках «Минских соглашений», которые касаются именно военного конфликта на востоке Украины. Теперь, отмечают аналитики, Россия, фактически, доказала миру, что она не имеет никакого отношения к событиям в Украине, поэтому с нее должны снять санкции. В то же время, общественные активисты подчеркивают, что после обмена «беркутовцев» практически нет никаких шансов довести расследование убийств на Майдане до логического конца. Хотя, добавляют они, можно настаивать на заочном суде. В то же время, освобожденные сотрудники бывшего «Беркута» уже заявили, что они на Майдане защищались и первыми не открывали стрельбу. А их адвокаты публично обратились к президенту Владимиру Зеленскому с просьбой пересмотреть события Революции достоинства и примирить украинцев, среди которых нет однозначного мнения по поводу того, что произошло на Майдане в 2013-2014 годах.
После того, как бывшие сотрудники «Беркута», которых подозревают в убийствах на Майдане, были освобождении из-под стражи в рамках обмена и переданы в «ЛДНР», у Украины осталось меньше шансов установить, что произошло во время Революции достоинства, и кто за этим стоял, считают эксперты. Так, по мнению Александры Матвийчук, координатор Евромайдана SOS, после обмена «беркутовцев» Украина имеет худшие шансы на расследование дел о преступлениях Майдана в Международном криминальном суде.
В свою очередь бывший прокурор, который занимался делами Майдана Сергей Горбатюк, отмечает, что в принципе, Украина может перейти на заочный процесс расследования дела об убийствах во время Революции достоинства. Но, говорит он, проблема в том, что закон не дает ответа, как сделать суд заочным посреди процесса. По его словам, не исключено, что нужно будет начинать весь процесс с самого начала, чтобы потом не было обвинений в нарушении прав подозреваемых.
В то же время, волонтер Ольга Решетилова подчеркнула, что активисты будут добиваться изменений в законодательство, чтобы освобожденные «беркутовцы» были осуждены заочно. По ее словам, сейчас народные депутаты должны были бы принять все необходимые законодательные акты, регулирующие освобождения лиц, содержащихся в связи с конфликтом, которые определяли бы их статус и социальные гарантии (этот законопроект в Офисе президента, его очень долго анализируют их юристы), гарантирующие проведение расследования и установления истины, независимо от процессов обмена.
По мнению же активиста Сергея Марченко, после обмена «беркутовцев» дело Майдана похоронено.
Впрочем, политолог Петр Олещук подчеркивает, что на самом деле дело Майдана похоронили уже давно, поскольку за пять лет не произошло никакого прогресса в расследовании. Он напомнил, что генеральный прокурор Руслан Рябошапка лично пообещал, что факт обмена экс-«беркутовцев» не помешает вынести приговор по этому делу. То есть, их амнистировали, а отпустили под личное обязательство. Теперь с юридической точки зрения они являются подозреваемыми, которые уклоняются от суда, говорит политолог. Также он добавляет, что это не мешает вынести им приговор, если действительно все материалы собраны, прокуратура доказательную базу. Кроме этого, Олещук считает, что, возможно, с вынесением приговора не очень спешили, поскольку украинцы остались бы недовольны после этого. Дело в том, что «беркутовцам» бы не дали пожизненные сроки. При этом они уже отсидели пять лет, и по «закону Савченко» им бы пересчитали сроки, и они вскоре бы оказались на свободе. Поэтому, добавил Олещук, вероятно, большинство людей, связанных с Майданом, не восприняли бы положительно конечный приговор.
К слову, бывшие бойцы «Беркута», которые приняли участие в обмене, Сергей Зинченко и Павел Аброськин, в интервью росСМИ заявили, что не виновны в тех преступлениях, в которых их обвиняют на родине. По их словам, доказательств их невиновности собрано немало. По словам Аброськина, изначально сотрудники украинской милиции во время событий Революции достоинства в 2013–2014 годах не применяли оружие, а только спецсредства, что не запрещено законом. Он заявил, что оружие начали применять в ответ, когда протестующие якобы убили и ранили нескольких сотрудников милиции. Зинченко и Аброськин добавили, что намерены продолжать принимать участие в расследовании по своему делу.
В свою очередь адвокаты бывших «беркутовцев», которые приняли участие в обмене, обратились к президенту Владимиру Зеленскому с призывом пересмотреть события Революции достоинства и дать им «адекватную правовую оценку». Они подчеркнули, что их подзащитные приняли участие в обмене не для того, чтобы избежать ответственности, а потому, что они не могут добиться справедливой оценки своих действий. Защитники экс-«беркутовцев» называют дискриминацией тот факт, что активистов евромайдана «освободили от ответственности», а взамен правоохранителям устроили «инквизицию». Они считают, что в основе дела Майдана лежит политическая составляющая, поскольку эти события стали поводом для смены политической власти в стране способом, не предусмотренным Конституцией Украины, а потому и решение дела Майдана в политическом смысле лежит в предоставлении правильной оценки событий февраля 2014 обществом, с юридической точки зрения — в адекватной правовой оценке, которая заключается в коррекции обвинения наших подзащитных или объявлении амнистии всем участникам противостояния 2014 года, в том числе работникам правоохранительных органов.
Также адвокаты заявили, что ключ к единению страны лежит в примирении и всепрощении. Они призвали Зеленского дать политический сигнал обществу, правоохранительной и судебной системе к адекватной, честной и справедливой политической и правовой оценке событий 20.02.2014 года — и получить ключ для объединения страны и реинтеграции Донбасса в том числе.
В то же время, представитель России в Трехсторонней контактной группе Борис Грызлов заявил, что Киев взял на себя обязательство не преследовать освобождаемых лиц. По его словам, стороны обязались завершить процедуры помилования и не возобновлять преследование освобождаемых лиц. Дипломат подчеркнул, что Киев гарантировал «процессуальную очистку» для тех из них, кому еще не вынесен приговор суда.
При этом некоторые эксперты считают, что в деле выдачи «беркутовцев» в рамках обмена пленными означает, что Украина признала – они являются участниками событий, которые произошли весной-осенью 2014 года. То есть, говорит политолог Виктор Таран, получается, что в Украине продолжается «гражданский конфликт», который начался в феврале 2014 года и происходит по сегодняшний день.
Согласен с таким мнением и политолог Михаил Чаплыга.
По его словам, согласившись расширить юрисдикцию п.6 «Минских соглашений» с исключительно событий на Востоке на события на Майдане, которые предшествовали — Украина в глазах всего мира признала причинно-следственную связь, а значит признала ,что конфликт внутренний при внешней военной и финансовой поддержке разными странами разных сторон конфликта. Это ключевой шаг на пути переоценки Майдана, событий в Украине и установления прямого диалога конфликтующих сторон, добавил эксперт.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org