Нулевая декларация или почему нас хотят дважды обложить налогом

573

Обсуждая идею об изъятии у населения наличных, многочисленные комментаторы зря привязывают ее только к имени председателя парламентского финансового комитета Даниила Гетманцева. У нардепа есть свой собственный набор блестящих «находок», о которых будет сказано ниже.
Но наличность — это коллективное творчество и сосредоточено это творчество в пакете законопроектов (№№ 5153, 5154, 5155, 5156), посвященных налоговой амнистии и представленных в парламент главой государства.
С этого пакета законопроект №5153, который как раз и касается «денег из-под матраса», Верховная Рада в первом чтении приняла еще 30 марта. Но заговорили о нем только через месяц, когда глава налогового комитета ВР Гетманцев дал свой знаменитый комментарий. «У нас 30 лет, к сожалению, сложилась ситуация, при которой граждане без контроля накопили средства», — сказал он. Этих неосторожных слов ГЕТМАНЦЕВ не простили, но, с другой стороны, если бы не они — никто бы толком и не задумался над тем, что именно принимает Верховная Рада.

Фискалы на низком старте
Именно законопроект №5153 говорит о том же, о чем сказал Гетманцев. О том, в частности, что в течение определенного периода времени граждане должны обнародовать свои доходы. На языке законодателей это называется «добровольным декларированием». Такое удовольствие не бесплатное. Наличные несут в банк и платят сбор в размере 5%. Активы в виде недвижимости или открытых за рубежом валютных счетов потянут уже на 9%. А если кто-то захочет заявить, что владеет облигациями, то заплатит 2,5% от их номинальной стоимости.

Эксперты, комментируя такие новации, не могут объяснить один принципиальный момент. Почему наличные вдруг стали правонарушением, каяться в котором декларант имеет перед фискальными органами? И почему она автоматически зачисляется к активам, по которым не были уплачены налоги? Где доказательства подобного и где презумпция невиновности? Владелец средств уже оплатил из них сбор в процессе зарабатывания и получения. А то, что он всю жизнь складывал их себе под матрас, так на это граждане Украины имеют полное право.

Собственно, все выше перечисленные «почему?» — вопрос риторический. Ответы на них не существует, как не существует и законной базы, которую можно подвести под такие новации. Финансовый аналитик Алексей в разговоре с «Главкомом» называет любое увеличение налогового давления «еще одним фискальным преступлением против экономики». А политолог Кирилл Сазонов отмечает, что «ни логики, ни справедливости» в повторном налогообложении нет.

Между тем нардеп и экс-глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой политики Нина Южанина, выступая в парламенте, отмечает, что «после этой кампании декларирования все, кто имеет в собственности две квартиры любой площади, одну квартиру более 120 кв. м или один дом более 250 кв. м, или более одного транспортного средства, другие активы более 400 000 гривен и т.д., попадают в зону риска».

«Будьте уверены! К таким людям, рядовых украинский, придут налоговые органы, имеющие налоговую информацию только с 1998 года. И попробуйте тогда доказать, что на приобретение этих активов вы всю жизнь откладывали из официальной зарплаты, которую уже облагается налогом и не должны платить дополнительно еще 5% только потому, что так захотелось законодателям», — говорит Южанина.

Но в целом законопроект №5153 не стоит отрывать от остальных документов из обоймы под названием «налоговая амнистия». Их стоит рассмотреть все в комплексе, чтобы понять суть еще одной «реформы», которую затеяла власть.

Итак, если коротко, то налоговая амнистия провозглашает акт одноразового декларирования активов в Украине или за границей, приобретенных за счет доходов, не были задекларированы по любой налоговый период по состоянию на 1 января 2021 года. Тот, кто сейчас знает за собой налоговые грехи — может «покаяться» в них, и ему за это ничего не будет. Исключение — доходы, полученные в результате уголовных преступлений.

То есть если ваше состояние приобретенные незаконным путем — налоговая амнистия вам не светит. А если они законны, но незадекларированные — пора вывести их из тени. Таков общий замысел. (Здесь раскроем скобки и заметим, что многие эксперты отмечают: законные, но незадекларированные доходы — это некий оксюморон. Такого в природе просто не бывает или, по крайней мере, не должно быть).

Теперь по времени. У потенциальных декларантов есть год на то, чтобы обнародовать свои доходы.

По форме. Декларация будет электронной персональной или обезличенной (подается через нотариуса, декларант персонифицируется через специальный код).

По активам. Декларированию подлежат любые активы, в том числе движимое / недвижимое имущество, цене бумаги, корпоративные права, по которым субъект декларирования является владельцем или от которых вправе получать доход.

По базы для активов: для валютных ценностей и прав денежного требования — их денежная или номинальная стоимость, которая должна быть документально подтверждена, для других активов — расходы на приобретение, оценочная стоимость, биржевая стоимость или самостоятельно определена стоимость движимого имущества, которое находится в Украине , за исключением транспортных средств и драгоценных металлов.

По ставке налогообложения. Об этом уже говорилось выше: ставка составляет 5% для валютных ценностей, размещенных на счетах в банках Украины, 9% — для валюты, находящейся на банковских счетах за рубежом, 2,5% — для ОВГЗ (облигаций внутреннего государственного займа), приобретенных в период с 01.01.2021 по 20.06.2022 до момента подачи декларации.

В отношении имущества, подлежащего освобождению от декларирования: недвижимое имущество в Украине в виде квартиры до 120 кв. м. или жилого дома до 240 кв. м. или его незавершенного строительства и тому подобное. От налогообложения освобождаются также транспортные средства с определенным объемом их двигателя.

Таков общий замысел, который, по мнению Зеленского и его команды, позволит вывести активы из тени. Экономические же эксперты считают, что все будет наоборот: «тень» никуда не денется, а вот новых проблем — приложится.

Начнем с того, что украинцы и так платят очень много налогов. Больше даже, чем в других странах — развитых и не слишком. Проект «Цена государства» аналитического центра «Case Украина» обнародовал данные, согласно которым украинцы, которые играют по правилам, то есть получают белую зарплату и выплачивают все установленные законом сборы, отдают государству до 50% своего дохода.

Посмотрим подробнее, о чем идет речь. Так, при выплате заработной платы работодатель должен заплатить в бюджет единый социальный взнос, равный 22% от должностного оклада. Кроме этого те, кто получает «белую» зарплату, недосчитываются 18% от своего оклада — это налог на доходы физических лиц. Еще 1,5% идет на военный сбор. Но даже после того, как от нашей зарплаты государство уже «откусила» свой пай, мы снова продолжаем платить налоги.

Мы отдаем их при каждой покупке, платя 20% налога на добавленную стоимость. А если речь идет о подакцизные товары (табак, алкоголь, топливо), то за них мы платим дополнительные сборы. Пресловутые украинские налоги — это тот фактор, который постоянно отбрасывает нас назад, отпугивая потенциальных инвесторов.

Для сравнения: в структуре ВВП США все налоги вместе взятые составляют 24%, в Китае — 20%, в Индии и других развивающихся странах — ниже 20%, в Украине же «налоговый вклад» в ВВП приближается к 40%. А в системе государственных доходов налоги составляют 90,82%, это — по самым свежим данным Минфина.

При этом у нас насчитывается огромная армия чиновников, то есть тех людей, которые не производят продукт, подлежащий налогообложению. Посчитано, что один чиновник в Украине приходится на 170 граждан, и это — потрясающая цифра, особенно если сравнить с тем, что один врач (по расчетам министерства здравоохранения) приходится на 2000 пациентов. По крайней мере, так было в доковидные времена, а сейчас, в связи с массовыми увольнениями медиков, эта цифра, вероятно, увеличилась еще.

При таких условиях власть затевает «налоговую амнистию», которая, по факту, обернется уплатой еще одного налога, и немалого.

И это, комментирует Алексей Кущ, «очередной пример дискредитации хорошей идеи. Налоговая амнистия могла бы дать значительный импульс развитию экономики, но у нас нарушена базовая последовательность действий. Для начала надо определить, что является первопричинами возникновения теневой экономики, поскольку любая налоговая амнистия — это реакция на существование теневой экономики. Итак, первопричины — это мощное фискальное давление но не менее мощное давление регулятивное.

Первое, то есть налоговое бремя, особенно сказывается, когда мы говорим об отчислении из фонда оплаты труда. Для начала надо посмотреть эти моменты: уменьшим налог на оплату труда и заработной платы в конвертах исчезнут сами по себе. А нас же лошади поставили перед телегой, потому что механизмы запуска теневой экономики не только не исчезли, но и усилились».

Эксперт добавляет: «Если сейчас провести амнистию, то через год понадобится еще одна, и так до бесконечности, но амнистия может быть эффективной только как разовая акция и только в том случае, если была проведена предварительная кропотливая работа. Кроме того, налоговую амнистию следует рассматривать еще в контексте того, что будет после нее. А после нее власть хочет создать некую нулевую точку отсчета и ввести обязательное ежегодное декларирование.

То есть человек сможет увеличивать свое состояние исключительно на сумму официально задекларированного дохода. По кому это ударит в первую очередь? Например, по заробитчанах. Поехал человек в Польшу, заработала там квартиру, но официальных-то доходов у него — ноль. Как легализовать эту квартиру? Заплатив колоссальный налог с нее, а это, в свою очередь, не что иное, как еще один фискальный преступление против собственной экономики».

С коллегой согласен и Павел Мельник, аналитик компании «МПП Консалтинг». «Такая амнистия — это вообще ни о чем. Амнистия уже проводилась несколько раз. Впервые — во времена Кучмы. Потом сказали: просто платите налоги, и мы все забудем. То, что сейчас говорится — абсурдно. Как можно нажить капитал законно, но не оплатить с него налоги? » — спрашивает он.

И добавляет: «Для кого эта амнистия? У того, кто хотел жить честно, давно уже белый бизнес. А черный рынок как существовал, так и существует. Вопрос лишь в том, каков процент этого теневого бизнеса. Сейчас он меньше, а во времена Януковича был существенно больше. Тогда было процентов 60, сейчас где-то 52%, но точно считать можно тогда, когда страна в течение значительного времени находится в более или менее стабильном состоянии. Мы не развиваемся стало хотя бы 10 лет подряд, чтобы вычислить теневой сектор».

Но дело не только в «тени». Комментаторов возмущает другое. Налоговая амнистия и новые сборы адресованы прежде всего рядовым украинцам. Тем самым «работникам из Польши», о которых упоминал Алексей Кущ. Наиболее «жирные» клиенты фискалов раз выведены из-под удара. Речь о тех, кто составляет единственный по-настоящему богатый слой населения Украины — о чиновниках и народных депутатах. Для них прописаны отдельные правила игры.

Этот момент прокомментировала Елена Дьяченко, глава директората по вопросам экономической политики офиса президента Украины. Выступая в Верховной Раде во время «презентации» налоговой амнистии, Дьяченко напомнила, что налоговые декларации народных избранников — это сфера ответственности НАБУ и НАЗКа. Но сегодня неизвестно ни об одном случае, когда за подачу недостоверной декларации был бы осужден и наказан хотя бы один знаковый чиновник.

Проще говоря, новые драконовские правила выписаны, как всегда, исключительно для плебса. А между тем именно именно представители власти должны быть недоступны для 90% населения доходы. В том числе и солидные залежи наличности.

К примеру, тот же Даниил Гетманцев в декларации 2020 года указал наличности на 40 000 евро, 35 000 долларов и 287 тыс. Грн. Мать Гетманцева имеет наличными 216 000 долларов, а также 650 000 долларов — их она заняла третьему лицу. И такая картина наблюдается в кошельках и карманах почти каждого народного депутата, министра или управленца другого уровня.

На самом деле у декларанта на момент подачи финансового отчета может и не быть всей этой наличности. Или быть в десятки раз больше. Никто не считает свои тысячи перед подачей отчета. Но каждый депутат должен указать то или иное количество наличных (часто цифры берутся просто с потолка) и «таскать» ее из декларации в декларацию, чтобы при необходимости объяснить то или иное капиталовложение. И если кто-то поинтересуется, на которые, мол, средства ты приобрел яхту или особняк, можно будет показать декларацию. А там черным по белому указано, что человек и его семья всю жизнь собирала средства на эту покупку.

Проверить же наличие или отсутствие наличности, собственно, нельзя никак. Тем более у лиц, защищает пусть и урезанный, но иммунитет.

А теперь — об обещанных в начале финансовые инициативы власти, которые не ограничиваются одной лишь налоговой амнистии.

Так, в конце прошлого года Данил Гетманцев написал в Фейсбуке пост, где изложил свое видение очередной реформы. На этот раз — квартирные. Его идея заключалась в том, чтобы существенно повысить верхнюю планку величины налога на жилую недвижимость. Как пояснил он сам, нынешний порядок администрирования налога по квадратным метрам напоминает ему средневековый налог «на окна».

Мол, чем больше окон в здании (а значит, соответственно, чем больше ее метраж), тем и выше налог. А это, по мнению Гетманцева, несправедливо. Ведь если ваш «дворец» расположен, например, на Печерске, то его стоимость выше аналогичного «имение» на Троещине. Даже если и у первого, и у второго — только три окна. Поэтому Гетманцев предложил, чтобы налог платили, исходя не из площади недвижимости, а из показателя стоимости жилья.

Наверное, излишне объяснять, как сильно ударила бы такая новация по условным пенсионерам — владельцам одно- или двухкомнатной «сталинки» где-то в центре города. Гипотетически ежегодный налог на такую ​​квартиру превышал бы их пенсию, но, к счастью, идея Гетманцева так осталась постом в Фейсбуке. По крайней мере, по состоянию на сейчас.

Вторая инициатива, к которой приложил руку народный депутат, это — исследуемая в этой статье налоговая амнистия. Ну и завершает ТОП-3 фискальных инициатив идея Гетманцева увеличить НДС с нынешних 20% до 22-24%. Последнее также вызывает острую критику экономических экспертов.

«То, что хочет делать господин Гетманцев, если это действительно так, — просто экономическая глупость, которая приведет к ухудшению ситуации в экономике и к возмущению в обществе», — отмечает экономист Борис Кушнирук. «Бывший министр финансов при президенте Зеленскому (т.е. Игорь Уманский — ред.) Сказал, что у нас ежемесячно из бюджета крадется 5 млрд грн именно на мошеннических схемах НДС. Это при 20%, но если ставка вырастет, то будут воровать больше. То есть перед тем, как повышать ставку НДС, вам сначала нужно навести порядок, чтобы прекратилось хищение средств », — убежден Кушнирук.

А политолог Кирилл Сазонов спрашивает: «Если у нас локдаун и связанная с ним кризис, то, может, не стоит пытаться содрать лишнюю копейку с населения? Может, оптимизировать расходы госаппарата? Сократить его — это как вариант. В этом будет логика и населения поддержит действия власти. А просто ободрать всех еще раз — ошибочный путь … ».

Впрочем, Сазонов предполагает, что на этот ложный путь власть ступить не решится. Эксперт отмечает, что он видит «два возможных положительные сценарии». Или депутаты вовремя одумаются и не будут голосовать за наиболее возмутительные инициативы коллег, или кто-то объяснит все риски президенту, потому что «последствия для его рейтинга будут катастрофическими».

Что ж, возможно, так и будет. Но в целом довольно странной страна, где позитивом считается сам позитив, то есть очевидные изменения к лучшему, а вовремя отвлеченный негатив, иными словами — назойливое желание власти загнать ситуацию в еще больший тупик.

По материалам: glavcom.ua