Новой Сребреницы не будет. В Украине не видят угроз населению в случае получения контроля над границей с РФ

680

Во время переговоров в «нормандском формате», которые состоялись в Париже,  лидеры четырех государств Украины, России, Германии и Франции не смогли найти компромисс в вопросе передаче под контроль Украины участка границы с РФ на Донбассе. Кремль считает, что, исходя из «Минских соглашений», Киев может получить такой контроль только после того, как проведет на оккупированных территориях местные выборы и закрепит «особый статус» Донбасса в Конституции. У Украины другая позиция – сначала контроль, а потом выборы. При этом глава РФ Владимир Путин заявил, что если Украина получит контроль над границей, то следует ожидать следующей Сребреницы. А сенатор Алексей Пушков заявил, что в случае получения контроля над границей Украина начнет жестокую «зачистку» оккупированных территорий. Такие заявления категорически опровергают украинские политики и военные эксперты. Они говорят, что сравнивать Донбасс с Сребреницей неуместно, и добавляют, Украина уже имеет опыт взятия под контроль населенных пунктов, которые ранее контролировали «республики», и там никакой резни не произошло. В то же время, министр внутренних дел Арсен Аваков считает, что патрулировать участок границы с РФ могут бойцы Национальной гвардии, полиции и представители общины Донбасса. В то же время, некоторые эксперты считают это предложение до конца непроработанным, ведь среди представителей местной общины могут оказаться члены незаконных вооруженных формирований.

На заседании «нормандской четверки», которое прошло в Париже девятого декабря, лидеры Украины, России, Германии и Франции не смогли найти компромисс в вопросе взятия под контроль Украиной границы с РФ. Так, глава России Владимир Путин, ссылаясь на «Минские договоренности», считает, что Киев сначала должен провести на оккупированных территориях местные выборы и начать внедрение остальной части политических обязательств, и только после этого, можно ставить вопрос о передаче властям контроля над границей.

Другая позиция у президента Владимира Зеленского. Он категорически не соглашается с тем, что выборы на оккупированном Донбассе должны пройти до того, как Украина получит контроль над границей. В принципе, отмечает министр внутренних дел Арсен Аваков, в этом вопросе можно найти компромиссный сценарий. Например, Киев мог бы взять контроль над границей за два дня до выборов.

После завершения встречи в «нормандском формате» Путин заявил, что в Украине произойдут массовые убийства, если будет закрыта граница с РФ. По его словам, если дать Киеву контроль над границей, то на Донбассе начнется Сребреница. Глава РФ имел в виду пример массового убийстве в Европе после окончания Второй мировой войны.

Похожее мнение выразил и российский сенатор Алексей Пушков. Он считает, что если Украина получит контроль над границей, то Киев начнет «зачистки народных республик», и его от таких действий не удержат никакие западные гарантии.

Категорически не согласен с таким мнением лидер партии «Слуга народа» Александр Корниенко. По его словам, после деоккупации Донбасса не будет никакой новой Сребреницы, поскольку там имел место этнографический фактор, христиане уничтожили мусульманскую деревню. В Украине же, говорит Корниенко, один народ – украинский, не смотря на то, что он может говорить на разных языках.

Согласен с таким мнением и глава Совета Всеукраинского объединения «Союз участников миротворческих операций» Сергей Грабский. Он напомнил, что боснийская Сребреница в 1995 году стала местом трагических событий, когда населенный мусульманами город захватили боснийские сербы. После этого в городе были убиты около семь тысяч человек. По его словам, в Сребренице, благодаря пособникам, была проведена карательная операция по уничтожению мусульманского населения. В то же время, говорит эксперт, Украина имеет опыт восстановления законной власти в таких городах как Краматорск, Славянск, Северодонецк, Лисичанск, которые были под контролем «республик», нигде никакой резни, даже в острой фазе войны не было. Сегодня об этом не может быть речи, подчеркнул Грабский.

По его словам, когда законная власть возвращается, восстанавливается конституционный порядок, ни о какой резни разговоров быть не может. При этом военный эксперт уверен, что запугивание Путина рассчитано на внутреннего потребителя в России, то есть для накручивания российского общественного мнения.

Грабский считает, что в ближайшее время вряд ли будет найден компромисс по вопросу контроля над границей. По его словам, нет никаких перспектив решить вопрос передачи контроля над границей, потому что уступки возможны только в том случае, когда одна из сторон уже не способна сдерживать высокий градус конфликта. Российская сторона еще пока не ослабла, а украинская – окрепла на столько, что в ближайшее время мы можем даже не поднимать тему уступок по этому вопросу, добавил эксперт.

Впрочем, Арсен Аваков сообщил, что можно найти некий компромисс, например, украинская полиция может зайти на оккупированные территории Донецкой и Луганской областей, когда их оставят незаконные вооруженные формирования, и начать патрулировать границу с «представителями территориальных общин». По мнению бывшего заместителя министра по вопросам оккупированных территорий Георгия Туки, Аваков, вероятно, решил в этом вопросе использовать мировой опыт. По его словам, на Балканах осуществлялось совместное полицейское патрулирование границы сербами и хорватами. Однако, отмечает эксперт, в Украине ситуация такая, что предстоит взять под контроль участки украинско-российской границы, которые отделены временно оккупированной территорией. Когда, говорит Тука, ранее анализировали возможность применения подобного опыта, то эксперты рассматривали вариант совместного патрулирования всей территории, а не только участка границы. Речь идет о формировании групп полицейских патрулей, которые могут работать по селам, дорогам, а не только вдоль границы.

Также, считает Тука, в обозримом будущем, полгода — год, реализовать идеи совместного патрулирования нереально по целому ряду причин, в том числе и из-за отсутствия законодательной базы, консолидированной позиции в украинском обществе. По его словам, предстоит провести дискуссию о том, кто именно с другой стороны может участвовать в патрулировании, так как, учитывая положение дел на оккупированной территории, в патрули могут попасть и местные боевики. Это тот неловкий вопрос, подчеркивает бывший чиновник, на который на протяжении пяти лет различного рода теоретики ни разу не дали внятного ответа.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org