Не тех, и не так. После обмена пленными возобновилась дискуссия о формировании списков на обмен
В четверг, 16 апреля, между Украиной и «ЛДНР» состоялся обмен пленными. Впервые Киев отдал меньше задержанных, чем получил. По информации СБУ, Украина передала на неподконтрольные территории 14 граждан. Среди них, по информации общественных организаций, подозреваемые в убийстве, члены незаконных вооруженных формирований. В то же время, в Украину вернулось 20 пленных – среди них двое военных, которые «заблудились» и попали в руки врага, бывший сотрудник правоохранительных органов, которого в начале «русской весны» подозревали в убийстве кассирши и ограблении пункта обмена валюты, и гражданские. При этом волонтеры уже отметили, Киев отдал «республикам» настоящих преступников, а взамен получил обычных граждан Украины. Известно, что накануне обмена родственники военных, которые годами находятся в плену у боевиков, записали обращение к президенту Владимиру Зеленскому и попросили о встрече с ним. Они не понимают, каким образом, составляют списки на обмен, и почему освобождают в первую очередь тех людей, которые не имеют никакого отношения к вооруженному конфликту на Донбассе. В то же время, некоторые волонтеры утверждают, что на самом деле, Офис президента не влияет на формирование списков, якобы «республики» сами его доводят до руководства Украины, и говорят, что или так, или никак.
В четверг, 16 апреля, между Украиной и «ЛДНР» прошел обмен пленными в формате «всех на всех». По информации СБУ Киев вернул 20 граждан, а отдал – 14. То есть, отмечает политолог Владимир Фесенко, Украина впервые в истории обменов отдала меньше удерживаемых лиц, чем получила своих граждан в результате обмена.
К слову, волонтер Ольга Решетилова считает, что Офис президента информационно неправильно организовал обмен пленными, поскольку никак не комментировал его. Как результат, журналисты, в том числе и международные вынуждены были искать информацию на ресурсах боевиков. Также на сам обмен не допустили пул даже самых лояльных журналистов. То есть, говорит волонтер, сознательно или нет Офис президента нивелирует значение освобождения пленных, скрывает информацию и легализирует медиа «ЛДНР» в информационном пространстве, а также дезинформирует своих граждан.
Приветствовал обмен пленными президент Владимир Зеленский. По его словам, он испытывает радость, когда удается вернуть военных, героев и простых граждан. Глава государства подчеркну, что Украина освобождает всех, и будет бороться до тех пор, пока каждый украинец не вернется домой.
О том, что Украина забирает всех граждан без исключения, заявил и глава Офиса президента Андрей Ермак. По его словам, именно так поступают сильные государства, которые ценят своих граждан. Также он сообщил, что продолжаются переговоры об освобождении украинцев, которые удерживаются на территории оккупированного Крыма и в России.
Очевидно, говорит Фесенко, что для президента Зеленского освобождение украинцев из плена у россиян и сепаратистов остается одним из главных приоритетов, и это правильно. Борьба с эпидемией сейчас объективно на первом плане, но нельзя забывать про освобождение наших людей, оказавшихся в плену, добавил политолог.
Вместе с тем, стало известно, что из всех освобожденных украинцев, только двое – военных, один – бывший сотрудник правоохранительных органов, а все остальные – гражданские. Освободить удалось 22-летнего военного 79 бригады Николая Гриненко. Он попал в руки террористов 23 января 2019 года, когда вышел с оружием на задание, но так и не вернулся. Его искали в тылу, но увидели его допрос и поняли, что он оказался в плену. Одно время даже считалось, что Гриненко дезертировал. Второй военный – Виктор Шайдов, который находился в КАМАЗЕ, который в мае 2019 года потерялся на местности и случайно заехал на территорию боевиков.
Среди освобожденных, бывший сотрудник правоохранительных органов Александр Садивский. Его задержали в мае 2014 года по подозрению в убийстве кассирши и ограблению пункта обмена валют. На момент задержании он был сотрудником частной охранной компании.
Немного рассказала об освобожденных и омбудсмен Людмила Денисова. Так, она сообщила, что среди них Виталий Желдак — относительно которого к ней обращалась его мать в сентябре 2019 года с просьбой спасти сына. Он был осужден так называемым «верховным судом «ЛНР» и незаконно удерживался в Славяносербской исправительной колонии Луганской области. По информации же активистов, 34-летний Желдак, бывший наркозависимый, получал заместительную терапию в Лисичанске, часто ездил на подконтрольную Украине территорию. Именно поэтому на него обратили внимание и заподозрили в работе на спецслужбы. Некоторые бывший пленные, которых удалось освободить, уверены, что Желдак не имел никакого отношения к шпионажу и работе на Украину.
Также Денисова рассказала, что среди освобожденных и Александр Табачный — инвалид и ветеран МВД Украины, один из самых пожилых, кто попал в плен, с 2019 года находился на временно оккупированной территории Луганской области в Луганском СИЗО. Его жена, как только ей стало известно о задержании мужа, написала омбудсмену обращение, после чего начался процесс его освобождения. Активисты же рассказывают, что 59-летний Табачный одолжил у своего бывшего подчиненного, чиновника «МГБ» деньги, они оказались мечеными. За ним пришли и сделали сообщником в каком-то преступлении, связанным с наркотиками.
Среди освобожденных, говорит Денисова и Алевтина Попова, незаконно удерживалась с 2018 года в исправительном учреждении во временно оккупированном Луганске. Она была приговорена так называемым судом «ЛНР» за «государственную измену». В 2019 году ее отец обратился к омбудсмену с просьбой помочь вернуть дочь домой. Активисты говорят, что Попову обвинили в том, что она якобы искала людей для программы СБУ «Тебя ждут дома». На самом деле, ранее освобожденные из плена женщины рассказывают, что Попова уверена, ее подставили конкуренты, чтобы получить ее торговое место на рынке.
Сергей Русинов — самый молодой среди граждан Украины, вернувшихся на подконтрольную Украины территорию, говорит Денисова. Он был задержан силовиками так называемой «ЛНР» в 2018 году из-за того, что в социальных сетях призвал к единству Украины и осуждал деятельность незаконных вооруженных формирований так называемой «ЛНР». Украинский патриот был приговорен к лишению свободы с отбыванием наказания в Славяносербской исправительной колонии. Его родственники остались на временно оккупированной территории Луганской области, из-за чего не могут ему помогать. Но люди, которые хорошо его знают и готовы поддержать, обратились к Денисовой с просьбой передать Русинову помощь для скорейшей адаптации в мирной жизни. В свою очередь активисты добавляют, что Русинова держали в одной камере с боевиком из батальона «Русь», которые сильно издевался над парнем.
В свою очередь, Украина передала «ЛДНР» настоящих преступников. Например, среди них, говорят активисты, Виктор Колос, который планировал совершить теракт в Запорожье. Он согласился сотрудничать с «МГБ «ДНР» в обмен на бесплатное лечение. Выдали боевикам Юрия Слатова, который рассказывал, что пошел в незаконные вооруженные формирования через безработицу. Попросили боевики отдать им и бойца «Сомали» Андрея Яворчука. Попал в списки на обмен Алексей Лазаренко, осужденный за государственную измену. По версии следствия он, работая на одном из предприятий «Укроборонпрома» передавал россиянам тайную информацию.
По информации волонтера Романа Доника, Зеленский опять обменял преступников, сидящих в украинских тюрьмах на гражданских. По его словам, по сути каждый человек живущий на оккупированной территории может оказаться на подвале только для того, чтобы на него поменяли какого-то преступника из материковой Украины. Зеленский и Ермак просто отдают в ОРДЛО тех людей, которые нужны Кремлю, а взамен получает не наших военных, которые в плену годами, а непонятно кого, добавил Доник.
К слову, родственники пленных записали обращение к президенту Владимиру Зеленскому и попросили встречи с ним. По их словам, они не понимают, каким образом составляют списки на обмен. Они говорят, что им надоело смотреть, как в списки на обмен попадают люди, не имеющие отношение к конфликту на Донбассе.
В свою очередь волонтер Семен Кабакаев утверждает, что на самом деле ни Зеленский, ни Ермак не влияют на формирование списков на обмен.
По его словам, такие списки формируют в России, разбавляют их несколькими военными и передают в «ЛДНР», а те в свою очередь в Офис президента. Как только у украинской стороны возникают вопросы, там якобы говорят, что обмен будет проходить либо так, либо вообще никак.
На самом деле, добавляет в свою очередь политолог Петр Олещук, будет много разговоров о том, что Украине меняет не тех и не так. Но, считает он, в любом случае нужно такие обмены проводить.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org