На Луганщине продолжаются масштабные пожары. Офис генпрокурора расследует четыре версии произошедшего

904

В Луганской области продолжаются масштабные пожары. Спасателям вместе с военными удалось ликвидировать один очаг возгорания на площади около 50 гектаров. Осталось еще семь крупных очагов возгорания, при этом известно, что очаги в целом прошли площадь по меньшей мере 20 тыс. гектаров. В данный момент следствие рассматривает четыре версии возникновения пожаров. Среди них: обстрелы незаконных вооруженных формирований, умышленный поджог, самовозгорание травы и неосторожное обращение с огнем. В штабе операции Объединенных сил уже заявили о том, что, по их мнению, масштабные пожары спровоцировали боевики своими обстрелами. Многие эксперты также поддерживают такое мнение. Говорят, что несколько десятков очагов возгорания не могли стать следствием, например, природных катаклизмов. Тем не менее, президент Владимир Зеленский советует не спешить с выводами, и все же дождаться официальных результатов расследования. В то же время премьер-министр Денис Шмыгаль пообещал, что правительство выделит деньги всем пострадавшим гражданам во время пожаров, местным властям поручено собрать о них информацию.

В Луганской области продолжаются масштабные пожары, которые унесли жизни по меньшей мере девяти человек, еще четыре считаются пропавшими без вести. По информации Государственной службы по вопросам чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) по состоянию на утро субботы, третьего октября, удалось ликвидировать один большой очаг пожара вблизи села Чмыривка Старобельского района. Спасатели говорят, что пожар на площади около 50 га был локализован накануне, теперь его ликвидировали. По их информации, сейчас на территории Луганской области продолжается тушение пожаров, возникших 30 сентября и первого октября. По предварительным оценкам ориентировочная площадь, пройденная огнем всех восьми крупных очагов, составляет более 20 тыс. га.

Также в ГСЧС сообщили, что самая сложная обстановка сложилась вдоль линии разграничения на территории Станично-Луганского, Новоайдарского, Северодонецкого районов, где в зону поражения попало 32 населенных пункта.

Пока пожарные вместе с военными борются с огнем, сотрудники правоохранительных органов занимаются расследованием причин пожаров. По информации Офиса генпрокурора, рассматривается четыре версии произошедшего — обстрелы незаконными вооруженными формированиями с неподконтрольной органам государственной власти территории Луганской области, умышленный поджог, самовозгорание травы и леса вследствие погодных условий, неосторожное обращение с огнем.

В настоящее время начато семь уголовных производств по факту пожаров. Предварительная правовая квалификация — нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, повлекшее гибель людей, имущественный ущерб в особо крупном размере и другие тяжкие последствия.

В то же время, в штабе операции Объединенных сил заявили о вероятной причастности к масштабным пожарам боевиков. Сами военные рассказали о том, что, например, в районе поселков Золотое и Хутор Вольный боевики атаковали позиции Вооруженных сил Украины, что спровоцировало масштабные пожары. Военные говорят, что хотели оперативно потушить их, но боевики открыли огонь по ним. Также они утверждают, что боевики поджигают украинскую территорию при помощи сигнальных ракет.

Кроме того, волонтерская организация «Вернись живим» обнародовала видео от военных, на котором видно, что люди, которых называют боевиками, специально поджигают траву.

Также в волонтерской организации утверждают, что в результате масштабных пожаров уничтожено имущество военных – в том числе беспилотники, средства защиты, телефонный кабель и прочее.

Конечно, говорит политолог Кирилл Сазонов, в результате пожаров страдают позиции украинской армии, даже отдельные КП и видеокамеры, но кроме этого масштабно уничтожается вся природа Луганщины — гибнут птицы и звери, новые леса не вырастут, ни через пять, ни через десять лет. Экосистеме нанесен огромный урон, плюс горят поселки и деревни. Он считает, что даже местные боевики просто из ненависти к украинским военным не могли превратить свой регион в выжженную землю. По его убеждению, местные никогда бы на это не пошли. В то же время, политолог уверен, что поджоги – это дело рук россиян, которые воюют против Украины на Донбассе, которым все равно, что останется после них на Луганщине, поскольку они там жить не собираются.

Считает, что вариант с поджогом и диверсией нужно рассматривать, и политолог Олег Саакян. Во-первых, отмечает он, классика военной тактики говорит о том, что нападают осенью, а обороняются летом. Зеленые насаждения, так называемая «зеленка», нужна для маскировки и создает сложности при нападении. Осенью, без этой маскировки наступать легче, поскольку стороне, которая обороняется, сложнее закрывать свои позиции. Эксперт не исключает, что выжигание земли вполне могло бы быть одной из технологий, чтобы зачистить потенциальные будущие плацдармы для боевых действий.

В свою очередь политолог Владимир Цыбулько заявил, что масштабные пожары в Луганской области – это теракт, потому что одновременно возгорание в 80 точках по бытовым причинам — маловероятно. Не может быть и такого природного катаклизма, чтобы так совпало, считает эксперт. Именно поэтому он уверен, что речь идет об умышленном применение каких-то огнестрельных боеприпасов. Цыбулько добавил, что расследование причин пожара должно проходить с учетом эпицентров пожаров.

Тем не менее, президент Владимир Зеленский считает преждевременными заявления о том, что пожары в Луганской области были спровоцированы обстрелами со стороны пророссийских боевиков. Он напомнил, что это не первые пожары на Луганщине в этом году. Также Зеленский отметил, что в этом году в Украине вообще произошло много масштабных пожаров. По его совам, причину пожаров на Луганщине должны установить правоохранители.

К слову, политолог Саакян не исключает, что цель организации масштабных пожаров может быть не только нанесения урона военным, а и возможна дестабилизация ситуации, психологическое и социально-экономическое давление перед выборами. Согласен с таким мнением и политолог Андрей Смолий. Он напоминает, что 25 октября в Украине должны пройти местные выборы. По его мнению, России нужно максимально обострить ситуацию и повысить градус напряжения среди местного населения, чтобы продвигать месседжи о том, что «Украина – плохая», а «Россия – хорошая». Кроме того, отмечает политолог, время масштабных пожаров странным образом совпало с тем, что топ-руководство силовиков и ГСЧС отбыло в Италию на суд украинского военного Виталия Маркива, которого обвиняют в тех вещах, к которым он не имеет отношения. С одной стороны – эффективное тушение пожаров без руководства, усложнено, с другой – такие действия отвлекают внимание от того, что происходит в Италии.

В то же время премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил, что правительство выделит средства для помощи пострадавшим от пожаров в Луганской области.

По его словам, государственная комиссия ТЭБ и ЧС поручила Луганской ОГА срочно подготовить расчеты для осуществления неотложных мер, чтобы уже на очередном заседании правительство выделило средства на временное жилье, лекарства, продукты питания и средства первой необходимости для пострадавших.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org