Люди нужны на фронте. Залужный откровенно рассказал о важности мобилизации

311

Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный впервые дал пресс-коференцию, на которой прокомментировал вопросы мобилизации. Как считает журналист Юрий Бутусов власти заставили главкома пойти на такой шаг, чтобы снизить его рейтинг, поскольку тема слишком резонансная для общества. Но, по его словам, главком показал себя более чем достойно. И, как говорят политологи, «отделил мух от котлет» в вопросе, кто чем должен заниматься. В частности, от отметил, что военное командование не делало ни одного запроса с конкретными цифрами. При этом Залужный добавил, что цифру в 400-500 тыс. мобилизованных сформировали на следующий год. Она учитывает покрытие текущего некомплекта, который возник, а также формирование воинских частей и прогнозирование потерь. Кроме того, по его словам, нереально сейчас прописывать в законопроект ротацию через каждые полгода. Он отметил, что все будет зависеть от ситуации на фронте, а также от количества военных, которые нужны для того, чтобы проводить ротацию или демобилизацию, и над этим должно работать правительство. Как считают политологи, очень важно, что главнокомандующий выразил свою позицию в вопросе мобилизации, поскольку дискуссия по этому вопросу начала переходить в «неправильную тональность». Эксперты добавляют, очевидно, что предложенный правительством законопроект является «сырым» и его нужно дорабатывать.

После того, как правительство внесло в Верховную Раду законопроект о мобилизации с множеством дискуссионных норм, чем породило в обществе дискуссии, по этому вопросу на пресс-конференции высказался главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. При этом, как отмечает журналист Юрий Бутусов, якобы главкома заставили выступить «слуги народа», чтобы снизить его рейтинг, так как тема мобилизации очень сложная. По его словам, Залужный таким образом впервые взял на себя публичную ответственность за вопрос, который по закону должен комментировать президент. В то же время, он сравнил президента Владимира Зеленского и Залужного и подчеркнул, что последнему удалось отвечать на вопросы понятно и не хамить журналистам.

Так, Валерий Залужный прокомментировал планы по мобилизации 500 тысяч человек в ряды украинской армии. По его словам, военное командование не делало ни одного запроса с конкретными цифрами. Он подчеркнул, что военное командование продолжает выполнять функцию по защите государства и соответственно формирует свои запросы на боеприпасы, оружие и человеческий ресурс. Это делается на постоянной основе. Каким-то отдельным форматом, мероприятием на Кабмин или Верховную Раду такого военные не осществляют, сказал главком. По его словам, военные осуществляют свои полномочия в соответствии с тем функционалом, которым наделены.

Как отметил политолог Андрей Миселюк, Залужный достаточно четко и конструктивно разделил, где его сфера обязанностей и ответственности органов центральной власти, а где — ВСУ. Пояснил, что представители Генштаба участвовали в рабочих группах и занимались вопросами функционирования именно ВСУ. То есть, отмечает политолог, главком в публичном пространстве разделил «мух и котлет» в отдельности, потому что, когда Зеленский заявил, что Генштаб вышел к нему с представлением на 450 тысяч дополнительных людей, это создало в обществе напряженность. Поэтому возникла необходимость расставить четкие акценты, подчеркнул Мыселюк.

При этом Залужный отметил, что цифру в 400-500 тысяч мобилизованных сформировано на следующий год. По его словам, она учитывает покрытие текущего некомплекта, который возник, плюс учитывает формирование воинских частей и прогнозирование потерь, которые можно понести в течение следующего года.

В то же время политолог, офицер Виктор Таран не понимает истерики относительно мобилизации 500 тыс. граждан. Он отметил, что сейчас украинцев – 30 млн., то есть мобилизация затронет только 1,5% населения. А если смотреть в разрезе областей и Киева, то это всего 20 тыс. людей с каждой области, а это – мизерные цифры, подчеркнул эксперт.

Также Залужный добавил, что 500 тыс. граждан никто сразу мобилизовать не будет. Кого-то могут призвать в январе, а кого-то в декабре следующего года.

Согласен с тем, что мобилизация не может быть одномоментной, поскольку этому есть объективные причины и военный Мирослав Гай. При этом он согласен с тем, что армию нужно пополнять. Но, по его словам, ВСУ нужны не только люди, а и боеприпасы, и оружие, которыми армию должны обеспечить центральные власти. Гай говорит, что генштаб формирует правильные потребности в средствах, поскольку это его функционал, а вот обеспечить всем нужным должны власти.

На пресс-конференции Залужный также поднял тему демобилизации и ротации. По его словам, с Минобороны договорено провести демобилизацию через 36 месяцев при определенных условиях. Он отметил, что бойцы на фронте находятся в сверхсложных и очень тяжелых условиях, делают свое дело, и хотелось бы, чтобы они понимали, сколько будут воевать. По его словам, демобилизация через 36 месяцев будет зависеть от того, будут ли обострения на фронте, а также от того, будет ли кем заменить военных. Залужный выразил надежду, что к 2025 году у командования будет достаточно времени, чтобы подготовить замену бойцам, которые служат с начала широкомасштабного вторжения. Но, добавил он, и правительство должно понимать, что начать этот процесс надо будет в следующем году.

Кроме того, главком подчеркнул, что сейчас нереально прописывать в законе норму о ротации военнослужащих через шесть месяцев. По его словам, ситуация на фронте зависит от действий противника, и невозможно предсказать, будет ли это шесть месяцев, пять или три месяца. Ситуация бывает абсолютно разной, добавил он. Залужный подчеркнул, утверждая ротацию каждые шесть месяцев, нужно увеличивать примерно хотя бы в два раза боевой комплект войск. Надо понимать, какой будет необходима численность войск для того, чтобы через полгода заменить людей на боевых позициях, добавил главнокомандующий ВСУ.

К слову, Залужный не удовлетворен тем, как работают территориальные центры комплектования (ТЦК), однако считает, что с необходимыми объемами мобилизации они справятся. Впрочем, по его словам, сейчас возможности ТЦК по набору военных не упущены, и он не видит проблем в будущем с тем, чтобы набрать необходимый объем людей. Также он добавил, что годность к службе в армии не должна определяться группой инвалидности, а понятие «ограничено годен» вообще нужно убрать из законодательства. По его словам, заключение о годности должна делать непосредственно военно-врачебная комиссия.

На самом деле, говорит политолог Владимир Фесенко, очень важно, что главком высказал свою публичную позицию по вопросу мобилизации. Проблема в том, говорит он, что дискуссия на эту тему приобретает не совсем правильную тональность. Очевидно, что законопроект «сырой» и в определенной степени эклектичный, в нем есть, мягко говоря, некоторые неоднозначные нормы, которые и привлекли к себе наибольшее внимание, подчеркивает политолог. По его словам, законопроект нуждается в серьезной доработке, но акцент следует делать не на отдельных резонансных нормах этого законопроекта, а на его сути и всеобщей идеологии.

Как отметил Фесенко, нужно понимать, что альтернативы мобилизации просто нет, в противном случае Украину ждет проигрыш в войне со всеми вытекающими проблемами. По его словам, сейчас ядро сил обороны, которые защищают страну, составили добровольцы. Если в Украине не будет достаточно массовой и эффективной мобилизации, то на фронте у всех будут достаточно серьезные проблемы. Тогда не только придется забыть мечту о победе, и выходе на границы 1991 года, будет очень трудно удерживать даже нынешние оборонительные позиции, говорит Фесенко. По его словам, в Украине нужно проводить текущую мобилизацию для того, чтобы поддерживать обороноспособность в противостоянии с врагом, имеющим гораздо больший мобилизационный потенциал. Поэтому целесообразность закона о мобилизации не вызывает сомнений. Медлить с этим законом нельзя. Но он должен быть тщательно проработан и направлен именно на формирование системы эффективной мобилизации, подчеркнул эксперт.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org