Формула Штайнмайера и запуск «Северного потока-2». Эксперты рассказали о провальном визите Зеленского в Германию

480

Президент Владимир Зеленский встретился с канцлером Германии Ангелой Меркель и обсудил с ней строительство «Северного потока-2» и вопрос прекращения война на Донбассе. Глава государства подчеркнул, что строительство и введение в эксплуатацию российского газопровода – это вопрос безопасности Украины, поэтому его нужно обсуждать в «нормандском формате». Украина также хотела бы получить не только гарантии безопасности, а и гарантии того, что транзит газа территорией страны будет сохранен. Меркель поддержала Зеленского в вопросе сохранения транзита, и отметила, что этого нужно добиваться, и добавила, что понимает опасения Украины в той части, что заключенные договоренности в дальнейшем могут не соблюдаться. В то же время, канцлер признала, что «Минские соглашения» забуксовали и заявила, что Киев должен ввести в законодательство, так называемую «формулу Штайнмайера», по которой на оккупированных территориях должны пройти выборы, а потом все остальное. По мнению экспертов, визит Зеленского в Германию был провальным, а Меркель окончательно встала на сторону России.

Президент Владимир Зеленский посетил Германию, где провел более чем четырехчасовую встречу с канцлером Ангелой Меркель. Говорили политики о строительстве «Северного потока-2». Так, глава Украины заявил, что газопровод – это угроза безопасности, которая скрывается под маской экономического проекта. Он подчеркнул, что запуск российского газопровода – потенциальная угроза безопасности во всем регионе, а украинский маршрут транспортировки газа в Европу является весомым сдерживающим фактором. Свидетельством этого является концентрация российских войск на украинской границе, сказал президент. Он заявил, что вопрос строительства «Северного потока-2» нужно обсудить в «нормандском формате», поскольку речь идет о вопросе безопасности.

В свою очередь Меркель заявила, что Украина должна оставаться транзитером газа из России в страны Европы. По ее словам, Германия хочет добиться, чтобы транзит газа шел через украинскую территорию. Глава немецкого правительства признала, что в Украине есть большие опасения по газопроводу «Северный поток-2». По ее словам, правительство всерьез воспринимаем эти опасения, поскольку знает, что произошло с Украиной, ведь еще десять лет назад никто не мог предположить, что Россия аннексирует Крым и «будет поддерживать сепаратистов на Донбассе».

На самом деле, говорит бывший народный депутат Игорь Луценко, «Северный поток-2» является германским проектом. По его словам, этот проект не мог быть реализован без помощи ФРГ. Он считает, что именно Меркель решила все проблемные вопросы с соседними странами и пролоббировала строительство газопровода.

Было очевидно, говорит политолог Кирилл Сазонов, что Германия не откажется от завершения «Северного потока-2». По его словам, в природе не существует аргументов, которые позволили бы украинскому президенту переломить эту ситуацию. Были шансы в формате жесткой санкционной политики США при президенте Дональде Трампе, но Джо Байден этот вопрос откровенно «слил», что вполне ожидаемо в формате партийных интересов демократов в США. Так что «Северный поток-2» будут заканчивать и ключевым вопросом на самом деле будет компенсация со стороны Германии этих потерь Украине, считает эксперт. Справедливости ради стоит отметить, что условные карты на руках у украинского президента перед этой «игрой» далеко не самые сильные. Помешать реализации российско-немецкого проекта «Северный поток-2» Украина не может, и речь идет не о выгоде, а о минимизации потерь, считает Сазонов. Он предположил, что Германия может преподнести Украине некие «деры». Какие, пока не понятно. Лишь известно, что после встречи ФРГ пообещала передать Украине вакцину от коронавируса.

Кроме того, Меркель заявила об отсутствии прогресса в выполнении «Минских соглашений» и подчеркнула, что Украине нужно имплементировать в законодательство так называемую «формулу Штайнмайера», когда на оккупированных территориях проводят выборы, а потом идет выполнение других пунктов «Минских соглашений». Украина отвергала эту формулу – поскольку это бы означало проведения выборов «под дулами автоматов». Напомним, Киев настаивает на том, что изначально должны быть выполнены первые пункты «Минских соглашений» о безопасности на Донбассе. Также в Украине говорят, что выборы можно проводить только после разоружения боевиков и взятие под контроль границы.

Именно так, говорит бывший заместитель министра по вопросам оккупированных территорий Георгий Тука, происходит «слив Украины». По его словам, никто публично не будет говорить о том, что Киев должен вести прямые переговоры с «ДНР» и «ЛНР», ему просто напомнили, что президент Владимир Зеленский взял на себя такие обязательства во время «парижского саммита».

Предложением использовать «формулу Штайнмайера» Меркель, фактически, возвращает Украину в 2014 год, считает журналист Юрий Луканов. Тогда, говорит он, от этого предложения удалось отбиться и от него отказались. Но теперь, когда власть в Украине ослабла, этот вопрос подняли опять. Конечно, говорит Луканов, появилось искушение решить все проблемы за счет ослабленной Украины, вот Меркель и старается.

На самом деле, считает Луценко, «Минские соглашения» можно считать германским планом разделения Украины. При этом он напомнил, что согласно этим соглашениям Дебальцево должно быть за Украиной. Поэтому, говорит политик, было бы интересно услышать от госпожи Меркель, что ФРГ сделало для того, чтобы ее партнер Россия, вышла из этого города. Луценко говорит, что на самом деле Меркель и ее партнеры уже давно «в российских ушанках».

Действительно, отмечает политолог Виктор Таран, получается, что Меркель поддерживает российский сценарий – имплементация «формулы Штайнмайера», далее выборы, переговоры с марионетками и только после этого – граница. По его словам, складывается впечатление, что Германия окончательно стала на сторону России.

Не только Германия, а весь Запад, добавляет бывший советник российского президента Андрей Илларионов. Например, говорит он, представитель Госдепа Виктория Нуланд пояснила, что «Минские соглашения» означают предоставление политической автономии сепаратистам «ЛДНР». Судя по всему, это предложение было дано президентом РФ Владимиром Путиным Байдену и судя по тому, что ни Байден, ни Нуланд не возразили на это предложение, более того, она публично изложила его, это означает косвенное согласие с этим вариантом, сказал эксперт. По его мнению, сейчас Запад поддерживает позицию о политической автономии на Донбассе, несмотря на отсутствие подобного пункта в «Минских соглашениях».  Это новация Путина, которую он передал Байдену, которая Байденом была принята, и теперь еще со стороны Вашингтона оказывается давление на Украину, сказал Илларионов и добавил, версию Путина поддерживает Меркель. Он добавил, что Украина оказывается в очень тяжелом положении из-за того, что страны, ранее позиционировавшие себя ее союзниками, сейчас переходят на сторону противника.

Конечно, говорит политолог Сергей Быков, которого связывают с Офисом президента, «формула Штайнмайера» в свое время не принесла ничего хорошего Грузии и не принесет ничего хорошего Украине. Однако, по его словам, Меркель не могла во всем согласиться с Зеленским. Будучи лидером ключевой европейской страны, она должна сохранить себе поле для маневра и занять достаточно нейтральную, но нерушимую позицию, чтобы заработать баллы на геополитической шахматной доске, подчеркнул эксперт.

Одним словом, утверждают политологи, визит Зеленского в Германию оказался провальным. Так, говорит политолог Дмитрий Корнейчук, Меркель не уступила ни по одной важной для Украины позиции. По его словам, можно было вообще на встречу с Меркель не ездить, чтобы сохранить остатки имиджа, поскольку никаких переговоров с украинским президентом в Берлине вести и не собирались.

Тем не менее, есть мнение, что, возможно, что-то изменят переговоры Меркель с Байденом.

Так, политолог Владимир Фесенко говорит, что визит Зеленского состоялся перед поездкой канцлера ФРГ в Вашингтон, куда затем отправится и президент Украины. Поэтому фактически переговоры и по Донбассу, и по «Северному потоку-2» проходят в рамках треугольника Украина-Германия-США. В условиях стагнации «нормандского формата», это хороший способ влиять на переговорный процесс, добавил политолог.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org