Энергетический кризис в Украине. Хватит ли стране газа и угля

760

По состоянию на 10 ноября, десять из двенадцати украинских ТЭС не имеют на складах минимального объема угля. По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам энергетики Андрея Геруса, соблюдение гарантированных запасов — это одно из условий лицензионной деятельности, которая должна выполняться. В то же время генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко сообщил, что ни одна ТЭС компании не будет остановлена по причине нехватки угля. Он подчеркнул, что с ноября по март ДТЭК работает максимальным составом оборудования и гарантирует обеспечение всех своих станций углем. К слову, пресс-секретарь делегации «ЛНР» в Трехсторонней контактной группе Мария Ковшарь сообщила, что украинская сторона на заседании ТКГ хотел договориться о поставках угля и электричества из оккупированных территорий. Впрочем, эту информацию опровергли в пресс-службе украинской делегации. Там заявили, что украинские переговорщики говорили о том, что важно, чтобы РФ и дальше поставляла уголь на Луганскую ТЭС, которая находится на оккупированной территории. В украинской делегации утверждают, что представители «ЛНР» перекрутили информацию и запустили новый фейк. Впрочем, эксперты говорят о том, что ситуация в сфере энергетики, действительно, непростая, поэтому очень важно, чтобы Беларусь выполняла свои обязательства и поставляла Украине электричество. В то же время, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко заявила, что нужно вводить чрезвычайное положение в сфере энергетики и привлекать к ответственности конкретных чиновников, которые провалили подготовку к осенне-зимнему периоду, в частности не закупили в достаточном количестве газ и уголь.

По состоянию на десятое ноября 10 из 12 украинских ТЭС не имеют у себя в запасе минимальные объемы угля, об этом заявили в министерстве энергетики. По данным чиновников гарантированные (минимальные) запасы угля не были соблюдены на шести ТЭС группы ДТЭК: Кураховской, Ладыжинской, Добротворской, Бурштынской, Запорожской и Приднепровской. Кроме них, не имеют гарантированного объема три ТЭС «Центрэнерго» (Змиевская, Трипольская, Углегорская), а также Славянская ТЭС Донбассэнерго. Необходимые запасы есть только в распоряжении Луганской и Криворожской ТЭС, заявили в Минэнерго.

В свою очередь глава комитета Верховной Рады по вопросам энергетики Андрей Герус заявил, что соблюдение гарантированных запасов — это одно из условий лицензионной деятельности, которая безусловно должна выполняться. По его словам, это правило, обязательное к исполнению каждой законопослушной компанией.

В то же время генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко подчеркнул, что ни одна ТЭС компании не будет остановлена по причине нехватки угля. По его словам, с ноября по март ДТЭК работает максимальным составом оборудования и гарантирует обеспечение всех своих станций углем. Он отметил, что исключением может быть только Луганская ТЭС, к которой физически нет железнодорожного подъезда для поставки угля с контролируемой территории и которая полностью зависит от поставок через территорию России. Тимченко выразил надежду, что на государственном уровне удастся разблокировать вопрос импорта угля на эту станцию из территории РФ.

Кроме того, генеральный директор ДТЭК заявил, что компания начала контрактовать импортный уголь в августе. До конца этого года ожидается поставка еще 400 тыс. тонн угля из США и Колумбии. В целом, подчеркнул он, в 2021 году компания импортировала 2,5 млн тонн угля. В первом квартале следующего года 600 тыс. тонн угля уже законтрактовано. Речь идет о поставках морем, и о поставках из Польши, сказал Тимченко.

К слову, вопрос поставок угля был поднят на заседании Трехсторонней контактной группы (ТКГ), которое прошло в среду, десятого ноября. По итогам заседания пресс-секретарь делегации «ЛНР» Мария Ковшарь заявила, что украинская сторона просила рассмотреть возможность коммерческих поставок угля и электричества из оккупированных территорий. Эту информацию категорически опровергли в пресс-службе украинской делегации в ТКГ. Там утверждают, что вопрос об угле, действительно, поднимался. Но, украинская сторона говорила о важности поставок угля на Луганскую ТЭС из территории России. В пресс-службе подчеркнули, что эта станция вырабатывает тепло и электричество для жителей как оккупированных, так и не оккупированных территорий, а также обеспечивает электричеством Попаснянский районный водоканал. Представители украинской делегации указали на недопустимость ухудшения положения наших граждан по обе стороны линии разграничения, что прямо противоречит духу и букве «Минских соглашений», заявили в пресс-службе.

Впрочем, ранее политолог Сергей Таран обращал внимание на слова народного депутата от «Слуги народа» Артема Дмитрука, который предложил Украине договариваться с «ЛДНР» о поставках угля. Эксперт подчеркнул, что речь идет о сдаче национальных интересов после провала подготовки к отопительному сезону. Резонансное предложение нардеп сделал после того, как в начале недели беларусская энергетическая компания «Белэнерго» сообщила о прекращении экспорта электроэнергии в Украину. Впрочем, на следующий день в компании сообщили, что экспорт происходит в соответствии с указанными в контракте обязательствами. Письмо «Белэнерго» об изменениях условий сотрудничества было направлено конкретным компаниям, которые эти поставки в ноябре 2021 года не запланировали.

Внес ясность с поставками из Беларуси директор Центра исследований энергетики Александр Харченко. По его словам, беларусы отказались продавать электричество через «Энергоатом» по политически мотивированной причине — вероятно, россияне заявили о том, что они не готовы продавать электроэнергию через эту компанию, что может быть связано с тем, что «Энергоатом» активно заменяет ядерное топливо «Росатома» на американскую Westinghouse Electric, из-за чего российская сторона могла оказать на Беларусь определенное давление. Однако другим трейдерам, помимо «Энергоатома», электричество продают, поэтому электричество продолжает успешно поступать в Украину. По словам эксперта, те 415 мегаватт-часов, которые мы получаем по импорту — это тот самый заявленный объем, который Украина должна получать из Беларуси по договорам «Энергоатома» с «Белэнерго». Всего Беларусь может поставлять в Украину до 900 мегаватт-часов, однако для этого ей необходимо выполнить определенные условия, которые уже в ближайшее время могут расширить поставки электроэнергии в Украину, добавил Харченко.

Кроме того, эксперт утверждает, несмотря на то, что ситуация в энергетике напряженная, говорить о веерных отключениях пока преждевременно. Потому что выдавать плановые ремонты за веерные отключения — это нагнетать лишнюю панику. Однако правительству все-таки нужно признать, что ситуация в энергетике тяжелая — уголь и газ очень дорогие, потому как они в дефиците на мировых рынках, говорит эксперт. В частности, уголь Китай интенсивно выкупает по всему рынку, из-за чего украинским генерирующим компаниям, которые его закупают, приходится сталкиваться с серьезной конкуренцией, утверждает Харченко. По его словам, эта ситуация не безнадежная и прилагается много усилий для ее смягчения, но однозначно говорить о том, что все хорошо — тоже неправильно. Потому риски того, что в случае холодной зимы в феврале могут случиться веерные отключения по графику, объективно существуют. Но реализуются ли они будет зависеть от ряда факторов — погодных условий, своевременных доставок угля, корректной работы теплоэлектростанций, подытожил эксперт.

Не совсем согласен с таким мнением глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко. Он считает, что Украине грозят веерные отключения электроэнергии в январе-феврале, потому что нет стопроцентной уверенности, что страна будет получать импортную электроэнергию из Беларуси или России, а также хватит ли угля. По его словам, на сегодня Украина вместо угля сжигает газ, но будет ли такая возможность в начале 2022 года, непонятно.

К слову, секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов заявил, что Совет нацбезопасности и обороны не может давать распоряжения по веерным отключениям электроэнергии. Он не исключил, что Россия может использовать энергетический терроризм по отношению к Украине. В этом случае, будут приняты правительством жесткие решения, подчеркнул Данилов. Правда, какие-именно, он не уточнил.

В свою очередь лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко сообщила, что по информации экспертов необходимо вводить чрезвычайное положение в энергетике, проводить очень жесткую систему планирования энергетического баланса. Властям нужно действовать в чрезвычайном режиме и очень профессионально. Тимошенко посоветовала президенту, премьеру, главе СНБО немедленно собирать профессиональных экс-министров топлива и энергетики, создать штаб противодействия энергетическому кризису и вырабатывать план его преодоления.

По ее словам, энергетическая зависимость Украины от Беларуси является следствием некомпетентности власти, однако сейчас очень важно, чтобы эти договоренности не были сорваны. Она считает, что такое положение возникло потому, что конкретные чиновники не подготовились к осенне-зимнему периоду – не закупили газ и уголь. Тимошенко говорит, что это – преступление, и ее команда будет требовать привлечь этих людей к ответственности.

Заместитель министра энергетики Украины Максим Немчинов заявил, что Россия делает все до того, чтобы Украина больше чувствовала на себе энергетический кризис. По его словам, Украина сегодня фактически находится в состоянии энергетической войны с Россией, которая блокирует импорт из Казахстана, не пуская железнодорожные вагоны с углем в Украину, которая постоянно уменьшает заказанные мощности по транзиту газа. То есть, добавил замминистра, РФ делает все для того, чтобы Украина еще больше ощутила на себе кризис.

В то же время премьер Денис Шмыгаль утверждает, что на отопительный сезон Украине хватит угля, и газом страна также обеспечена. По его словам, уголь уже «едет». В среднем за отопительный сезон, отметил Шмыгаль, потребляется около 10 млн тонн угля, 8 из которых — собственная добыча, а чуть более 2 млн тонн — то, что дозаказано по импорту, где есть контракты. Именно поэтому, утверждает премьер, на отопительный сезон угля хватит. Впрочем, он добавил, что при необходимости вместо угля может быть использован газ. Сейчас, говорит Шмыгаль, в хранилищах Украина имеет 17,6 млрд кубометров газа, из которых 1,4 — тот газ, который «принадлежит нерезидентам и может быть, при разных условиях, ими забран из Украины». Даже при условии, что есть 16 миллиардов кубов газа, за отопительный сезон, в среднем, Украина использует восемь, за жесткий и холодный отопительный сезон — 10 миллиардов кубов. То есть, газа абсолютно достаточно и для отопления, и для технологических нужд, подытожил премьер.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org