Дело не в реформах, а политике. Украине дали ответ о членстве в НАТО

738

Президент Владимир Зеленский попросил представителей НАТО указать, какие реформы Украина должна еще провести, чтобы получить План действий по членству, чтобы в итоге ее приняли в НАТО. На это ему ответили, что на самом деле четкого перечня реформ нет и все зависит от мнения членов Альянса. То есть, не только Украина должна хотеть стать членом НАТО, а и его члены должны быть готовы принять ее. По мнению экспертов, такое заявление свидетельствует о том, что не смотря на все реформы и очевидный прогресс Украина никогда не станет членом Альянса и сорокамиллионную страну просто водят за нос. В свою очередь министр иностранных дел Дмитрий Кулеба добавил, что перед камерами представители Альянса говорят, что Россия не может указывать Украине быть ей членом НАТО или нет, и не может влиять на решение по этому поводу. Но на практике, при выключенных камерах члены Альянса все же не хотят принять решение, которое не нравится РФ. К тому же, отмечают политологи, Россия активно использует связи в Европейском Союзе, а также лоббистов, чтобы предотвратить вступление Украины в Альянс. И в ЕС прислушиваются к этому мнению, деля Украину таким себе буфером, между Евросоюзом и РФ.

На прошлой неделе находясь с визитом в Литве президент Владимир Зеленский заявил, что Украина хочет получить четкий перечень реформ, которые она должна провести, чтобы получить План действий по членству (ПДЧ) и вступить в НАТО. По его словам, после тринадцати лет после Бухарестского саммита НАТО нужно закончить период неопределенности и начать воплощать в жизнь политическое решение по вступлению Украины в Альянс. При этом он добавил, что Украина и дальше будет делать все для того, чтобы ускорить темп реформ, и поэтому хотелось бы понять, какие из них нужны в первую очередь, чтобы произошла интеграция.

В то же время специальный представитель генсека НАТО Джеймс Аппатурай заявил, что Альянс не может предоставить конкретный перечень реформ, которые должна провести Украина, чтобы стать членом НАТО, поскольку «это так не работает». Он заявил, что нет четкого перечня критериев, после выполнения которых предоставляется ПДЧ или членство — потому что это политические решения, а не чисто технические критерии. По его словам, лишь выполнения перечня условий самого по себе недостаточно. Спецпредставитель добавил, что не только Украина должна быть готова к вступлению в НАТО, но и Альянс должен быть готов к расширению.

По словам экс-нардепа Виктора Балоги, западные партнеры всегда говорили Украине о том, что готовы с радостью принять ее в НАТО, но для этого нужно осуществить реформы, чтобы отвечать всем критериям. Было все понятно. Но теперь оказалось, что западные партнеры были не до конца честны с Украиной и на самом деле нет никаких четких критериев, и важным является не столько проведение реформ, сколько готовность других членов организации принять Украину. То есть, изначально политика, а потом все другое, говорит Балога. По его словам, теперь очевидно, что не смотря на прогресс в реформах, Украина никогда не станет членом НАТО, если у всех участников не будет для этого политической воли. В этом контексте он интересуется, когда такая воля может появится, например, у Франции и Германии, которые в 2008 году, фактически сорвали процесс предоставления Украине ПДЧ. Сегодня же эти страны занимаются только тем, чтобы наладить отношения с Россией, добавил политик.

В свою очередь бывший спецпредставитель Госдепа США Курт Волкер говорит, что План действий по членству был создан для того, чтобы помочь другим странам достичь готовности к вступлению в НАТО. По его словам, в этот план входят: разработка национальных планов по приближению к стандартам НАТО, программы обменов, тренинги и подготовка военных. Все эти пункты Украина уже выполнила, поэтому нужды в ПДЧ нет, добавил дипломат.  По его мнению, страны — члены НАТО используют ПДЧ для Украины скорее, как препятствие.

При этом политолог Петр Олещук подчеркнул, что Волкер назвал вещи своими именами. То, что для стран Восточной Европы было реальным механизмом согласования стандартов, для Украины используют, как предохранитель.

На самом деле, говорит министр обороны Андрей Таран, Украина с учетом изменений, которые она сделала в своих военных структурах, сейчас, вероятно, даже ближе к НАТО, чем некоторые страны-члены Альянса. По его словам, Украина уже имплементировала различные изменения, и теперь у нее есть гражданский министр обороны и военный Генеральный штаб, которые разделили обязанности между собой. Министр обороны также отметил, что украинская армия пошла намного вперед в развитии по сравнению с армией РФ и добавил, надеется, что Украина станет членом Альянса.

Действительно, говорит министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, Украина сделала достаточно, чтобы заслужить следующий шаг на пути к евроатлантической интеграции и хотела бы услышать честный ответ на вопрос, когда она сможет стать членом НАТО. При этом, он говорит, что с одной стороны Украина слышит заявления, что Россия не имеет права голоса в отношениях между Украиной и НАТО, но в то же время за закрытыми дверями и при выключенных микрофонах члены Альянса говорят, что это не лучшее время для евроатлантической интеграции Украины, поскольку нужно учитывать мнение России. На самом деле, отмечает Кулеба, так функционирует политика. Но, он призывает НАТО быть честными. Он призывает Альянс откровенно сказать, что причина в РФ, а не в том, что Украина недостаточно занимается реформами. Также министр добавил, что страна сделала достаточно, чтобы заслужить следующего шага в евроатлантической интеграции.

На самом деле, говорит политолог Денис Москалик, Россия направляет большие ресурсы, действуя через своих европейских друзей, союзников и просто наемных лоббистов, чтобы не допустить получения Украиной ПДЧ. При этом он считает, что форсирование этого вопроса может сыграть против Украины, потому что Россия будет рассматривать это как непосредственную угрозу для себя и, безусловно, это вызовет очередной акт агрессии. Украина имеет стратегическое значение для России и Европы как некий транзитный хаб на распутье. По его словам, НАТО, безусловно, является для Украины стратегическим приоритетом, и Украина может туда вступить, но не в современных условиях. В настоящее время для основных центров западного мира приоритетным является избежание войны. Соответственно, в этих условиях Украина нужна как страна-буфер, чтобы избежать возможности начала Третьей мировой, заявил Москалик.

По мнению политолога Елены Дьяченко, Зеленский хочет финализировать переговоры с НАТО, но, говорит она, глава государства должен быть готов и к негативному ответу, и к тому, что в перспективе ближайших 500 лет и Североатлантический Альянс, и Евросоюз ответят Украине — нет. Кроме этого, как отметила Елена Дьяченко, членство в НАТО не гарантирует получение безопасности.

Не совсем согласен с таким мнением премьер-министр Денис Шмыгаль. По его словам, действительно, вступление в НАТО зависит не только от Украины, а и от решения 27 членов Альянса. В то же время, говорит он, Украина нацелена получить членство в течение пяти — десяти лет. В свою очередь вице-премьер Алексей Резников считает, что Украина вступит в НАТО, когда будет равноценным партнером Альянса.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org