Чего хотят Украина и РФ. Сценарии завершения войны

401

Президент РФ Владимир Путин готов к переговорам с Западом по Украине, об этом заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Правда, по его словам, Кремль готов обсуждать только «реалистичные предложения», которые будут учитывать все его интересы. В то же время спикер российского президента Дмитрий Песков считает, что платформой для переговоров Путина с президентом США Джо Байденом могло бы стать желание Штатов прислушаться к «озабоченностям России» по гарантиям безопасности. В свою очередь сам глава Кремля также подчеркнул, что готов вести переговоры с Украиной, но она от такой возможности отказывается. При этом в украинском МИД подчеркнули, что первым шагом к проведению таких переговоров могло бы стать возвращение под контроль Киева украинских территорий, включительно с Донбассом и Крымом. Также в Украине считают, что на самом деле РФ не хочет переговоров, и ее действия красноречиво об этом свидетельствуют. Эксперты уверены, что Кремлю просто нужна передышка, чтобы с новой силой продолжить войну в Украине. При этом, добавляют они, на Западе это понимают. Понимают также и то, что если РФ получит победу в Украине, то война придет в страны ЕС и НАТО.

Президент России Владимир Путин все еще готов к переговорам по Украине, заявил глава российского МИД Сергей Лавров. По его словам, Кремль готов говорить с Западом, если он будет обращаться к РФ с «реалистичными предложениями, опирающимися на принципы равноправия и взаимного уважения интересов, направленными на поиск компромиссов и баланса интересов всех стран в этом регионе». Лавров также добавил, что Путин неоднократно говорил о том, что РФ никогда не отказывалась и не отказывается от переговоров, а отказывается якобы Украина «по прямому указанию западных спонсоров».

В свою очередь спикер российского президента Дмитрий Песков заявил, что платформой для переговоров Путина с президентом США Джо Байденом могло бы стать желание Штатов прислушаться к «озабоченностям России» по гарантиям безопасности и вернуться к состоянию на декабрь-январь.

При этом сам глава Кремля посетовал на то, что именно Украина не хочет мирных переговоров и заявил, что РФ готова подождать, пока ситуация изменится. По мнению же бывшего премьера Италии Сильвио Берлускони, Киев может пойти на переговоры, если Запад перестанет поставлять Украине оружие, а взамен пообещает больше денег на восстановление страны. При этом он уверен, что на переговорах вопрос вхождения Крыма в состав РФ обсуждаться не должен, а на Донбассе должен состояться новый референдум под контролем Запада.

В свою очередь российский политолог Андрей Кортунов заявил, что после выборов в американский Конгресс шансы на скорое начало переговоров США и РФ заметно возрастут. Однако, по его словам, диалог может начаться по не связанной с Украиной повестке дня, но в будущем может затронуть и Киев. Он добавил, что двусторонние переговоры Москвы и Вашингтона должны вестись на уровне, не ниже глав МИД, с последующим расширением состава делегаций — вхождением в их состав глав военных ведомств, представителей советов безопасности и разведывательных сообществ. Кортунов также отметил, что, даже если диалог начнется, он будет очень напряженным и «едва ли приведет к каким-то подвижкам по общей ситуации».

На самом деле, говорит спикер украинского МИД Олег Николенко, единственным реалистичным предложением относительно возможных переговоров с Россией должно быть немедленное прекращение Путиным войны против Украины и вывод российских войск за границы по состоянию на 1991 год. По его словам, тот, кто действительно хочет переговоров, не уничтожает энергетическую систему страны, чтобы ее население замерзло зимой, не обстреливает жилые кварталы, не объявляет мобилизацию дополнительных 300 тысяч военнослужащих, не блокирует поставки зерновых и не выдвигает ультиматумов. Николенко считает, что заявления о готовности к переговорам – это не что иное, как очередная дымовая завеса, чтобы выиграть время на фоне поражений российской армии. По его словам, пока Россия продолжает совершать преступления в Украине, ответ должен быть один – на поле боя.

На самом деле, говорит политолог Петр Олещук, схема отдать Путину «кусок Украины», чтобы он прекратил войну, не рабочая, и это показывает практика. Все события, начиная с 2014 года привели к тому, что сейчас в мире происходит самая большая война со времен Второй мировой. По мнению эксперта, на самом деле РФ хочет просто получить передышку, подтянуть резервы, добиться снятия санкций и начать восстановление армии, чтобы через какое-то время вернуться к войне, при этом с учетом всех ошибок прошлого.

Согласен с таким мнением правозащитник Павел Лиснянский. По его словам, РФ переговорный процесс нужен для того, чтобы «заморозить» конфликт с целью выиграть время, получить некую передышку. Возможно, убедить Украину пойти на некие договоренности, придав временно оккупированным территориям статус нейтральных, то есть попытаться повторить «Минск-2». При этом он уверен, что если Украина пойдет сейчас на какие-то договоренности с РФ, та будет это ретранслировать как слабость Киева, подталкивая Запад к сворачиванию поддержки нашей страны.

О том, что сейчас просто не существует пространства для переговоров, заявил и глава правления аналитического центра «Донбасский институт региональной политики» Энрике Менендес. По его словам, украинская позиция очевидна и законна – она хочет освободить свои территории, которые были, в нарушение всех международных норм права, аннексированы Россией. Тут все понятно, в отличие от того, что предлагает страна-агрессор. И это дает основания считать данные заявления Путина – ритуалом, суть которого показать, что РФ якобы договороспособна и настроена на мир, считает эксперт. Хотя, добавляет он, на самом деле это далеко от правды. Конечно, всем нам хочется скорейшего завершения войны, но при этом условия мира должны быть справедливыми. К сожалению, пока на поле боя не создались такие условия, которые позволили бы Украине добиться именно справедливого мира, подчеркнул Менендес.

При этом политолог Джейсон Смарт уверен, Кремль надеется, что после атак на критическую инфраструктуру Украины она согласится на переговоры. Но с Кремлем никто не хочет разговаривать, переговоры с ним не интересы никому, говорит эксперт. По его мнению, у Путина нет ни стратегии, ни планов, как выиграть эту войну в Украине, и он точно проиграет ее.

На самом деле, говорит политолог Владимир Фесенко есть реалистичные и маловероятные сценарии завершения войны. К последним он относит военную победу России и капитуляцию Украины, заключение мирного договора между Киевом и Москвой и возникновение прямого военного конфликта между Россией и НАТО, включая риск глобальной ядерной войны. К реалистичным сценариям завершения войны Фесенко относит «замораживание» конфликта. При этом такой сценарий он называет неоднозначным и тупиковым. По его мнению, для Путина сценарий «замораживания войны» представляется приемлемым, но при условии, что он сохранит контроль над аннексированными регионами и это будет закреплено неким межгосударственным соглашением, однако это неприемлемо для Украины. Поэтому максимум, что возможно в рамках данного сценария – техническое и процедурное соглашение о прекращении огня на уровне военного руководства противоборствующих сторон. Кроме того, по словам политолога, данный сценарий не предполагает полноценного мира, скорее это будет неопределенная и нестабильная пауза перед новой войной. По его мнению, данный сценарий будет возможен при следующих условиях: Россия относительно приспосабливается к санкционному давлению и длительной войне, но не имеет возможности победить Украину; Запад продолжает оказывать Украине умеренную, но уже меньшую по объемам военно-техническую и экономическую поддержку, минимально необходимую для сдерживания российской агрессии, но недостаточную для наступательных действий и освобождения оккупированных территорий; международные партнеры могут подталкивать руководство Украины к соглашению о прекращении огня. Реализация такого сценария вызовет критику и внутри Украины, и внутри России, что также обусловит его нестабильность.

Самый оптимистичный для Украины сценарий, говорит Фесенко, полное освобождение всех оккупированных территорий. Он будет возможен при сочетании следующих факторов: качественное усиление военного потенциала Вооруженных сил Украины с помощью международных партнеров, что создаст существенное превосходство над российской армией и позволит ВСУ вести активные и успешные наступательные действия; резкое усиление кризисных тенденций в российской экономике и политике, возникновение в РФ острого внутриполитического кризиса вследствие тяжелых военных поражений в Украине. Именно острый внутрироссийский кризис может создать благоприятное окно возможностей для полного освобождения Украиной всех оккупированных территорий, считает политолог. Завершение войны в данном случае, говорит он, произойдет либо по факту выхода Вооруженных сил Украины на украино-российскую границу 1991 года и соответствующего прекращения активных военных действий, либо путем подписания представителями Вооруженных сил договоренности о прекращении военных действий по линии украино-российской границы 1991 года.

Кроме того, говорит Фесенко, есть еще и умеренно-оптимистический сценарий – постепенное освобождение большей части оккупированных территорий за исключением Крыма и, возможно, части Донбасса. Очень условно, это примерный выход на рубежи до 24 февраля 2022 года. Данный сценарий может быть возможен при следующих условиях: успешные поэтапные наступательные действия Вооруженных сил Украины; устойчивая военно-техническая и экономическая поддержка Украины со стороны международных партнеров; военно-политическое и экономическое ослабление России, но без возникновения системного внутреннего кризиса; высокий риск применения Россией ядерного оружия в случае попытки освобождения Донецка, Луганска и, особенно, Крыма, что может побудить международных партнеров к активным переговорам с Россией и Украиной о прекращении огня на условной линии «до 24 февраля 2022 года», или фактической линии фронта на тот момент. Еще одним аргументом для временного прекращения огня может быть большое число жертв с украинской стороны при попытке наступательной операции по освобождению Крыма. В данном случае, говорит Фесенко, военные действия также могут завершиться техническим соглашением о прекращении огня. Внешне это будет напоминать сценарий «замораживания войны», но с одним существенным отличием, в Украине освобождение большей части оккупированных территорий будет восприниматься как относительная победа, а вот в России это будет воспринято как болезненное поражение.

Таким образом, подытожил Фесенко, исход войны будет определяться следующими факторами: эффективностью боевых действий каждой из противоборствующих сторон, уровнем поддержки Украины ее международными партнерами, а также развитием внутриполитической ситуации в России. От сочетания этих трех факторов будет зависеть не только финал войны, но и условия будущего мира, пусть даже и без его договорной формализации, подытожил эксперт.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org