Амнистия и проведение выборов. Кабмин внес в ВР законопроект «Об основах государственной политики переходного периода»

581

Кабинет министров разработал и внес в Верховную Раду законопроект «Об основах государственной политики переходного периода», в котором расписал как будут жить отельные районы Донецкой и Луганской областей, а также Крым после деоккупации. В правительстве говорят, что законопроект готовили почти год, к его написанию привлекли экспертов и гражданское общество, чиновники анализировали правки и предложения и на основании их готовили законопроект. Кроме того, документ подали в Венецианскую комиссию, ожидается, что выводы по нему будут представлены в начале октября. Также в правительстве ожидают от парламента конструктивной дискуссии по поводу законопроекта. Примечательно, что в документе учтены все вопросы, которые на данный момент вызывают тревогу среди граждан. В первую очередь речь идет об амнистии, а также участи граждан в выборах. В Украине предложения правительства называют неоднозначными. Говорят, что практически 99% жителей оккупированных территорий получат амнистию и даже право принимать участие в выборах. Они опасаются, что таким образом будут легализированы оккупационные власти. К слову, раскритиковали правительственный законопроект и в «ДНР». Там заявили, что он не отвечает духу «Минских соглашений», поскольку в нем не предусмотрено проведение Конституционной реформы и предоставление Донбассу «особого статуса».

В начале августа правительство на своем заседании одобрило законопроект «Об основах государственной политики переходного периода». Его уже внес в Верховную Раду премьер-министр Денис Шмыгаль. По словам вице-премьер-министра — министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексея Резникова, законопроект базируется на принципах ООН в части переходной юстиции и полностью соответствует стандартам и критериям ОБСЕ. Он подчеркнул, что основной запрос общества — справедливость и определенность. Действующее законодательство, говорит министр, содержит большое количество шероховатостей как в терминах, так и в подходах, для многих создается впечатление непоследовательности государственной политики. Поэтому, по его словам, существует настоятельная необходимость определить конкретный перечень мероприятий, которые осуществляет государство в процессе деоккупации и реинтеграции. При этом не может быть сделано никаких уступок государству-агрессору в вопросах территориальной целостности и государственного суверенитета Украины, добавил Резников.

На самом деле, рассказывает советник Резникова Юна Потемкина, законопроект разрабатывался с осени прошлого года. По ее словам, коммуникация с международными организациями, с гражданским обществом была очень детальной. Правительство решило попробовать новый принцип при написании законопроекта —  принцип не информирования, а диалога с гражданами, отметила Потемкина. По ее словам, было сто активных участников процесса. После первого круга обсуждения законопроекта было получено 1020 страниц замечаний и предложений. Также рассказывает советник Резникова, изначально текст законопроекта занимал сто страниц, но благодаря подключению профессиональных участников были наработаны замечания и предложения. После этого проект переродился, в прямом смысле этого слова, в итоге сейчас разработчики вышли на 32 страницы законопроекта. Он стал гораздо более рамочным, говорит Потемкина. Также она добавила, что законопроект разрабатывался в первую очередь на основании международного опыта и так называемых принципов ООН, которые признаны мировым опытом как раз в подобного рода урегулировании конфликтов. Также был использован опыт Хорватии, в частности принцип конвалидации. Он говорит о том, что Украина, не признавая оккупационные прокси-власти, которые на сегодняшний день выдают огромное количество документов (связанных с рождением, смертью, разводами и иными этапами жизни), должна обеспечить нашим гражданам принцип удостоверения юридического факта, рассказывает Потемкина. Также сформирована позиция, что выдача Россией своих паспортов на временно оккупированных территориях признается актом принуждения граждан, и такие паспорта не имеют никакой силы в Украине.

Кроме того, разработчики законопроекта подали его на рассмотрение Венецианской комиссии. И это крайне важно, потому что нормы, которые прописаны в законопроекте, достаточно новые, нестандартные для украинского правового поля, поэтому иметь подобного рода экспертизу — тоже усиление проекта, говорит Потемкина. По ее словам, правительство ожидает коммуникацию с Венецианской комиссией уже в сентябре, а в начале октября должны быть предоставлены выводы.

И так, согласно правительственному законопроекту государством-агрессором и государством-оккупантом определено Российскую Федерацию. Отмечается также, что ответственность за нарушения вследствие вооруженной агрессии возлагается на РФ. Так, согласно законопроекту, возмещение имущественного и морального вреда, причиненного Кремлем на территории Украины, в полном объеме осуществляет Украина в порядке, определенном правительством, с последующим предъявлением требований о возмещении вреда к Российской Федерации. Определяется, что государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления обязаны принимать все возможные правомерные меры по взысканию с РФ компенсации за: ущерб, нанесенный Украине, юридическим и физическим лицам в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, а также возмещения, осуществленные Украины.

Согласно законопроекту, нормативно-правовые акты РФ, связанные с временной оккупацией, являются ничтожными, не создают никаких правовых последствий, их ничтожность не подлежит обжалованию и не может быть отменена.

При этом, в законопроекте есть отдельная статья, которая посвящена амнистии. Она предусматривает, что не допускается преследование и наказание лиц, не совершивших правонарушений на временно оккупированных территориях.

Тем не менее, человек, который, находясь в составе оккупационных сил или оккупационных администраций Российской Федерации, совершил уголовное преступление в связи с временной оккупацией, не может быть освобожден от уголовной ответственности (кроме случаев, предусмотренных Уголовным кодексом Украины) и к нему не может быть применена амнистия, если он совершил преступление: подпадающее под юрисдикцию Международного уголовного суда в пределах, признанных Украиной. Не подпадают под амнистию те, чьи действия повлекли смерть человека или причинили ему тяжкие телесные повреждения, а также те, кто занимался пытками. Не попадают под амнистию преступления против основ национальной безопасности Украины со стороны судьи, прокурора, народного депутата Украины, депутата Верховной Рады АР Крым, депутатов местного совета, городских, сельских, поселковых глав или военнослужащих.

Иностранцы и лица без гражданства, которые, находясь в составе оккупационных сил или оккупационных администраций РФ, совершили уголовные преступления в связи с временной оккупацией, не могут быть освобождены от уголовной ответственности и к ним не может быть применена амнистия.

Журналист Вахтанг Кипиани считает, что правительств хочет простить 99% всех боевиков и коллаборантов. По его словам, это исходит из того, что не будут наказаны лица, которые находились в составе оккупационных администраций против своей воли и в следствии своих действий специально не наносили вред здоровью граждан. Журналист говорит, что теперь все боевики и чиновники на оккупированных территориях заявят, что взяли оружие или принимали решения по принуждению и против свое воли, и специально не хотели причинить вред кому-либо. Например, тот, кто посадил украинца в «Изоляцию» может говорить о том, что не знал о том, что там применяют жестокие пытки. То есть, у него не было злого умысла причинить ему вред.

Также правительственный законопроект о государственной политике переходного периода на оккупированной части Донбасса и в Крыму предлагает закрепить условия проведения выборов на этих территориях после деоккупации. Там сказано, что выборы и всеукраинские референдумы на деоккупированных территориях могут быть проведены только при условии соблюдения требований Конституции и законодательства Украины. Их можно провести, если на территориях будут обеспечены невмешательство в избирательный процесс со стороны России, будут соблюдаться принципы политического плюрализма и многопартийности, равенства прав и возможностей участия в избирательном процессе. Также должна быть обеспечена свобода предвыборной агитации, равные возможности доступа к средствам массовой информации и восстановления украинской теле- и радиовещания, свободного обращения украинских печатных средств массовой информации на деоккупированных территориях.

Согласно законопроекту, люди, которые своими решениями, действиями или бездействием подрывали основы национальной безопасности и обороны Украины или нарушали права и свободы человека, или же способствовали таким действиям, ограничиваются в праве быть избранным на местных выборах и занимать должности.

Не могут быть избранными на местных выборах или занимать должности лица, которые были в составе оккупационных сил РФ, оккупационных администраций РФ. Исключение — те, кто обеспечивал жизнедеятельность временно оккупированных территорий и не причинил вреда жизни и здоровью граждан, а также те, кто был в составе оккупационных сил или администрацией по принуждению.

По мнению журналиста Татьяны Высоцкой, Шмыгаль хочет разрешить российским боевикам из оккупированного Донбасса баллотироваться на выборах и занимать государственные должности. Ведь все они могут заявить, что работали на оккупационные власти по принуждению. Высоцкая считает, что ни о каких выборах нельзя говорить до тех пор, пока Украина полностью не освободила все свои территории. По ее мнению, переходной период со времени деоккупации должен проходить как минимум несколько лет, до этого времени проводить выборы нельзя.

И еще, правительственный законопроект запрещает контакты чиновников и депутатов с органами власти РФ без специального разрешения президента.

Законопроект Кабмина раскритиковали в «ДНР». Так называемый министр иностранных дел Наталья Никонорова заявила, что документ не имеет ничего общего с «Минскими соглашениями». По ее словам, в законопроекте ничего не говориться о проведении Конституционной реформы и предоставлению Донбассу «особого статуса».

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org