Зеленский поддержал офлайн-обучение. Как готовят школы к учебному году

579

Президент Владимир Зеленский ответил на петицию, в которой просят запретить очное обучение в школах до завершения боевых действий. Автор петиции Мария Горшенева утверждает, что отправлять детей на учебу во время войны опасно. По ее словам, многие школы не имеют убежищ, путь к ним часто затруднен, к тому же сложно представить, чтобы учителя могли продолжать образовательный процесс в укрытиях, как предлагает правительство. В то же время глава государства не поддержал запрет очного обучения до конца военного положения. Также он добавил, что учебные заведения наделены правом автономного самоуправления и могут сами принимать решения об организации учебного процесса. В то же время известно, что на местах организованы специальные комиссии, которые проверяют школы на наличие убежищ и готовность их к приему большого количества учащихся. Есть перечень требований к таким укрытиям. Известно, что денег на то, чтобы выполнить их все, не хватает, поэтому некоторые школы обращаются к родителям за финансовой помощью на обустройство укрытий в школе.

В Украине петиция авторства Марии Горшеневой о запрете очного обучения до завершения войны собрала необходимое количество подписей для ее рассмотрения. Так, она призвала президента Владимира Зеленского запретить офлайн учебу, пока не завершатся боевые действия. Женщина подчеркивает, что не все учебные заведения имеют бомбоубежища и пути эвакуации. Так, по ее информации, в некоторых зданиях узкие коридоры и лестничные пролеты. Помимо этого, учащиеся не смогут сконцентрироваться на учебе после окончания воздушной тревоги. Еще одним камнем преткновения для очного обучения инициатор петиции называет продолжительность воздушных тревог. По ее словам, например, в Киеве воздушные тревоги могут продолжаться несколько часов, не понятно, как все это время должен продолжаться учебный процесс. Она считает затруднительным организацию процесса обучения для всех учеников в укрытиях. При этом автор петиции добавила, что детям для ежедневного очного посещения школы нужен портфель, канцелярия, книги, тетради, а для онлайн обучения — только телефон, ноутбук или компьютер.

На петицию ответил президент Зеленский. Он не поддержал запрет очного обучения до конца военного положения и подчеркнул, что решение будет принимать местная власть. Кроме того, глава государства подчеркнул, что политику в сфере образования определяет Верховная Рада, а реализуют ее правительство, другие центральные органы власти и органы местного самоуправления. При этом учебные заведения наделены правом автономии самоуправления — самостоятельно, независимо и ответственно принимать решения у научных, организационных, финансовых, кадровых и других вопросах, в порядке и пределах, определенных законом. Зеленский заверил, что предложения, которые были изложены автором петиции, будут направлены к премьер-министру. Он сообщил, что уже обратился к премьер-министру Денису Шмыгалю с просьбой проработать изложенные в электронной петиции предложения и проинформировать о результатах рассмотрения автора обращения.

При этом министр образования Сергей Шкарлет подчеркнул, что обучение в офлайн-формате будет возобновлено только при условии наличия гарантий безопасности для участников образовательного процесса. По его словам, учитывая, что министерство образования не имеет прямого менеджмента на школы, принимать решения по оффлайн- или онлайн-формату все-таки будут учредители, местные органы, руководители объединенных общин, военные администрации. И только при условии обеспечения безопасности для участников образовательного процесса может быть формат офлайн.

Такие решения о начале учебного процесса уже начали принимать органы местного самоуправления. Так, уже известно, что в Харькове, например, обучения будет проходить в онлайн-формате. Об этом сообщил городской глава Игорь Терехов. По его словам, с нынешними темпами обстрелов не приходится говорить об обучении детей офлайн. Он подчеркнул, что власти будут в основном готовиться только к онлайн-обучению с первого сентября. Мэр отметил, что россияне обстреливают школы и учебные заведения с особой яростью, поэтому начинать учебный процесс в школах небезопасно.

Кроме того, активисты обращают внимание на то, что россияне обстреливают школы и университеты, поскольку уверены в том, что там якобы находятся опорные пункты военных или склады с оружием. Они приводят в пример недавнее заявление Минобороны РФ, в котором те обозначили новые цели для поражения, среди которых есть школы. Так, в российском ведомстве утверждают, что в Соледаре в школе №14 находится опорный пункт ВСУ, а в подвале учебного заведения устроен склад боеприпасов. Также там заявляют, что на территории учебного заведения якобы находится тяжелое вооружение. Кроме того, в Минобороны РФ угрожают нанести удар по школе №100 в Одессе, поскольку там якобы размещена украинская бронетехника, тяжелая артиллерия и ракетные системы залпового огня. К тому же, в РФ распространяют информацию о том, что ВСУ заминировали территорию школы и установили блокпосты по периметру. В Славянске под угрозой может оказаться приют для детей «Паруса Надежды» на ул. Серафимовича. В Минобороны РФ убеждают, что там «боевики националистических формирований оборудовали казарму и опорный пункт».

По словам журналиста Оксаны Онищенко, власти обещают родителям, что офлайн-обучение будет организовано там, где безопасно, но, отмечает она, пока идет война безопасных мест попросту нет. По ее словам, Минобразования утверждает, что в результате боевых действий уничтожено более двух тысяч учебных заведений. Вероятно, это – не предел. По словам Онищенко, персональную ответственность за организацию безопасных условий обучения для учащихся и учителей несет директор школы. Но школа самостоятельно не зарабатывает деньги, ее удерживают местные власти. При этом известно, что у местных властей не хватает денег на то, чтобы оборудовать надлежащим образом убежища, но они этого требуют от директоров. Как результат, в некоторых школах начали собирать деньги на ремонт укрытий и некоторые родители недовольны «новыми поборами».

При этом премьер Шмыгаль подчеркивает, что местные власти должны до сентября завершить подготовку школ для обеспечения офлайн-обучения, в частности оборудовать убежища. Он подчеркнул, что правительство ожидает от местных властей, что все работы завершатся к началу учебного года, который должен стартовать перового сентября в очном режиме. В тех областях, где это категорически невозможно, будет применяться смешанная система обучения, добавил глава Кабмина. Он также отметил, что безопасность детей является ключевым приоритетом при подготовке образовательных учреждений к учебному году. Правильно обустроенные убежища с вентиляцией, обогревом, соответствующими возможностями проводить обучение в случае необходимости — это вещи, которые требуют от общин и руководителей областных военных администраций.

В свою очередь образовательный омбудсмен Сергей Горбачев сообщил, что специальные комиссии будут решать, достаточным ли образом оборудованы убежища в образовательных заведениях. От выводов комиссий и будет зависеть, начнется ли в каждой отдельной школе образовательный процесс в офлайн-режиме. Горбачев также рассказал, какие требования государство выставляет к таким укрытиям. По его словам, они должны давать возможность беспрерывного нахождения в них не менее 48 часов. В таких укрытиях должны быть места для сидения и лежания, емкости для воды в расчете два литра воды в сутки на одного человека и контейнеры для хранения продуктов. В укрытиях должен быть обустроен санузел, резервное освещение, также будет проверяться наличие медицинских аптечек, одеял и много другого.

Ранее Горбачев рассказывал, что после проверки 13,7 тыс. школ оказалось, что только 8% из них имеют надлежащим образом обустроенные убежища.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org