Постоянный шантаж надоел. В ЕС хотят лишить Венгрию права голоса

625

В Европейском парламенте призвали лишить Венгрию права голоса в Европейском Союзе при принятии решений. По мнению заместителя главы Европейского парламента Катерины Барли, Венгрия «заигралась» и злоупотребляет принципом единогласия. Она заявила, что поведение Будапешта при голосовании за шестой пакет санкций против России неприемлемо. Она отметила, что Венгрия занималась откровенным шантажом. Известно, что из-за ее позиции по эмбарго на нефть в ЕС несколько недель не могли согласовать новые санкции. Кроме того, Будапешт, угрожая наложить вето, добился исключения из перечня лиц, которые попадали под санкции, патриарха РПЦ Кирилла. Аналитики утверждают, что ЕС, чтобы быть эффективным органом, который способен оперативно реагировать на вызовы, нужно перейти к практике принятия решения подавляющим большинством. По мнению политологов, для этого нужно провести реформу Европейского Союза, которая может занять год.

Венгрия должна быть полностью лишена права голоса в Европейском Союзе при принятии решений, так как эта страна окончательно «заигралась» и злоупотребляет принципом единогласия стран ЕС — что особенно было заметно в процессе принятия шестого пакета санкций против России. Об этом заявила заместитель председателя Европейского парламента Катарина Барли. По ее словам, Венгрия зашла слишком далеко, шантажируя Евросоюз своим несогласием — ведь для принятия некоторых решений нужно согласие всех стран членов. Так, в ситуации с шестым пакетом санкций против России, включавшим нефтяное эмбарго, Венгрия несколько недель не давала принять этот пакет, блокируя его и пытаясь выгадать для себя деньги и преференции. При этом Барли считает, что право голоса у Венгрии можно отобрать на совершенно законных основаниях — например, за нарушение принципа верховенства закона, что предусмотрено документами Евросоюза. Тем более, что в контролируемой премьером Виктором Орбаном и его приближенными Венгрии вряд ли можно говорить о каких-то демократических и правовых отношениях. По ее словам, принцип единогласия при принятии важных решений в рамках ЕС должен уйти в прошлое. Он восходит к тому времени, когда Евросоюз состоял всего из шести стран. Сейчас стран стало гораздо больше, и этот принцип становится непрактичным, подытожила Барли.

Известно, что из-за позиции Венгрии ЕС не мог согласовать эмбарго на российскую нефть. Правительство Орбана требовало от Европейского Союза сотни миллионов евро якобы на модернизацию своей нефтяной инфраструктуры. В конце концов санкции удалось согласовать, предоставив Венгрии возможность и дальше покупать российскую нефть. После этого успеха Венгрия потребовала исключить из санкционного списка патриарха РПЦ Кирилла и пригрозила, что в противном случае воспользуется своим правом вето. Как результат, Кирилла исключили из списка лиц, которые попали под санкции ЕС.

Как заявил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, исключение главы РПЦ из санкционного списка Евросоюза было для его страны принципиальным вопросом, и это удалось сделать. По его словам, Венгрия настаивает на свободе вероисповедания, поэтому было неправильно вносить в санкционный список Кирилла.

В свою очередь обозреватель Tagesspiegel Кристоф фон Маршалл утверждает, Венгрия торпедирует единство, которое существует у европейцев по отношению к войне, развязанной российским президентом Владимиром Путиным против Украины. Он обратил внимание, что после согласования позиций по эмбарго, Венгрия потребовала не вводить санкции против Кирилла, и Европа ей уступила. И это, считает Кристоф фон Маршалл, было ошибкой. По его мнению, ЕС должен найти пути, как заставить возмутителя спокойствия Орбана действовать сообща и отказаться от попыток подорвать сплоченность и использования методов шантажа.

На самом деле, добавляет обозреватель FAZ Николас Буссе, то, что Венгрия настояла, чтобы патриарха Кирилла не было в санкционных списках ЕС, показывает настоящие мотивы Орбана. Иначе, чем в ситуации с нефтяным эмбарго, здесь речь не шла о возможных экономических последствиях для Венгрии. Кирилл, говорит Буссе, играет важную роль в путинской пропаганде, которую не замечает и выносит за скобки только тот, кто чувствует себя ближе к Кремлю, чем к европейской свободе.

В то же время обозреватель DW Барбара Везель считает, что внутри ЕС нужно срочно проделать большую работу, а именно: избавиться от необходимости принятия решений консенсусом. Она называет «невыносимой» ситуацию вокруг нефтяного эмбарго против России. И если Венгрия использует по максимуму свой потенциал шантажа это, по мнению обозревателя, показывает, что дальше так дело не пойдет. Она считает, что разумное большинство стран-членов ЕС наконец должно пересилить себя и поверить в то, что мир не обрушится, если одна страна будет действовать иначе и окажется в меньшинстве. В таком случае не останется ничего другого, кроме как сделать ставку на здравый смысл демократического большинства европейцев, добавила Везель. Также она уверена, что нужно ввести штрафные меры в отношении тех стран, которые упорно идут против общих правил со своими очевидно антиевропейскими взглядами. Большинство государств-членов должно наконец преодолеть страх перед тем, чтобы посадить одно из них на скамью штрафников и лишить его права голоса, это должно быть последним средством и применяться только в исключительных случаях. Но без такого рода санкций Евросоюз останется беззубым перед лицом своих внутренних противников, подытожила Везель.

По мнению же дипломата Владимир Огрызко, Венгрия стала голосом России в ЕС и НАТО. Он также считает, что эти структуры должны отказаться от коллективного согласия при принятии решений, в частности по внешним или принципиальным вопросам. В этом случае Венгрия будет «носится со своей принципиальной позицией и шантажом», но ЕС будет принимать решения, которые считает нужными, считает дипломат. Также, он добавляет, что Венгрия нивелирует ценности Евросоюза и НАТО и блокирует важные геополитические решения. А это превращает ЕС и НАТО в подобие ООН, которая ничего не может сделать из-за вето России. Огрызко считает, что в Евросоюзе уже начали понимать все риски, связанные с Венгрией.

На самом деле, говорит политолог Владимир Горбач, единственным вариантом влияния на позицию Венгрии может быть реформа самого Европейского Союза — изменение процедуры принятия решений по вопросам внешней политики. Он уверен в том, что лучшим способом выйти из этой ситуации было бы внести изменения в способ принятия решений (например, принимать их не единогласно, а квалифицированным большинством — две трети, три четверти, три пятых — как угодно). Эксперт добавил, что просто взять и исключить страну из процедуры принятия решения, или вообще из состава Евросоюза невозможно, потому что ЕС имеет общую внешнюю политику. Согласно ей, решения принимаются консенсусом и любая страна имеет право вето. Такой принцип делает внешнюю политику Евросоюза слабой и неповоротливой, из-за чего решения принимаются очень долго, говорит Горбач. По его словам, изменение процедуры голосования может занять не менее года, однако, если это произойдет, то это будет означать, что Евросоюз сможет быстрее принимать свои внешнеполитические решения.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org