Явка с повинной

894

Несмотря на оптимистичную тональность прогнозов МВФ в отношении украинской экономики и ее финансовой системы, официальный Киев отправлял на нынешней неделе свою делегацию в Вашингтон со значительно худшим, нежели в два предыдущих раза, настроением. Рассчитывать на радужный прием в американской столице не приходится — правительство все еще не справляется со взятыми на себя обязательствами.

Опубликованный в преддверии регулярного полугодового собрания МВФ доклад «Перспективы развития мировой экономики» содержит в целом весьма благоприятные прогнозы. Согласно ожиданиям аналитиков фонда, увеличение общемирового ВВП в 2011 году составит 4,4%, а в 2012-м — 4,5%.

При этом экономики развивающихся стран в нынешнем году будут расти более чем в два с половиной раза быстрее, нежели развитых (6,5% против 2,4%).

Прогнозы МВФ в отношении Украины близки к «средним по палате»: рост ВВП на уровне 4,5% в нынешнем году, с ускорением до 4,9% — в следующем.Мировые рынки оценивают сейчас украинские риски как умеренные. Стоит отметить, что кредитные дефолтные свопы нашей страны (стоимость страховки от дефолта) нынче стоят в два с половиной раза дешевле, например, греческих (менее 450 базисных пунктов против 1054 б.п.). Текущая доходность украинских евробондов с погашением в 2021 году составляет немногим более 7% годовых, тогда как для португальских аналогов превышает 10%. Получается, что международные инвесторы не слишком опасаются дефолта по гособязательствам Украины, как и разрыва взаимоотношений между МВФ и официальным Киевом, несмотря на задержки с выделением очередного транша.

Украинской делегации, отправившейся 14 апреля в Вашингтон, пришлось разделиться на две группы. Одна из них, состоящая из представителей НБУ, ведет консультации по денежно-кредитным и валютно-курсовым вопросам, по которым у сторон вроде бы нет принципиальных противоречий. Вторая группа, из кабминовцев, работает по той проблематике, которую правительству все еще не удалось утрясти.

Увы, подчиненным Николая Азарова — главного подписанта меморандума с МВФ — сложно ехать в Вашингтон с гордо поднятой головой. «Несмотря на весьма оптимистичное начало сотрудничества летом прошлого года, нынешнему правительству так и не удалось переломить негативный имидж, доставшийся в наследство от предшественников, и сформировать репутацию партнеров, которые держат слово, — рассказал ZN.UA один из представителей международных финансовых организаций. — Именно поэтому в фонде сейчас исповедуют четкий принцип: сначала — выполнение условий меморандума и только потом — деньги».

Принято считать, что едва ли не единственным камнем преткновения в переговорах стала пенсионная реформа, законодательную основу для реализации которой официальный Киев первоначально обязался заложить еще в декабре прошлого года. В итоге принятие соответствующего законопроекта было отложено сначала до конца марта, а затем — до июня нынешнего года.

«На самом деле существуют и другие важные условия — так называемые структурные маяки, — рассказывает наш собеседник. — Просто затрагивают они интересы не широких социальных слоев, а чиновников и близких к власти олигархических групп. В частности, речь идет о наведении порядка с экспортными квотами и администрированием налогов, главным образом НДС. Также — о реформе в соответствии с европейскими стандартами в НАК «Нафтогаз Украины» и энергетической сфере в целом, без чего предпринимаемые повышения тарифов произведут только краткосрочный стабилизационный эффект на госфинансы, но будут бесполезными в более долгосрочной перспективе».

Кстати, несмотря на значительное увеличение сумм в платежках за коммунальные услуги, власти пока не объявляли о повышении тарифов на газ (на 20%) и тепло (на 26%). А ведь согласно компромиссным договоренностям с МВФ это должно было произойти до 15 апреля. Впрочем, не исключено, что новое повышение станет «подарком» украинцам к пасхальным или майским праздникам.

Автоматическое возмещение НДС вроде бы стартовало, но получили его в апреле пока только

33 предприятия (на общую сумму 602,3 млн. грн.).

Никто, кажется, пока не слышал и об отмене нормы, обязывающей НБУ выкупать рекапитализационные облигации правительства по номинальной стоимости. Как и о внедрении компенсаторов, увеличивающих доходную часть бюджета на 4 млрд. грн.

Возможно, козырем в рукаве украинских переговорщиков может стать информация об ускорении темпов увеличения доходов госказны до 45% в феврале (45 млрд. грн.), тогда как текущая редакция закона о бюджете на 2011 год предусматривает рост его поступлений на 9,5%. Наверное, именно эти цифры внушали премьеру оптимизм, когда он заявлял о возможности не только пересмотра условий сотрудничества с МВФ, но и полного отказа от кредитов этой организации. Хотя при этом и подчеркивал, что «это будет крайне невыгодно для Украины».

Минфин на нынешней неделе заявил о необходимости продолжить сотрудничество с МВФ, поскольку оно — «надежный залог для привлечения иностранных инвестиций и сотрудничества с другими международными финансовыми учреждениями», а также «служит гарантией политико-экономической стабильности для иностранных инвесторов». Правда, эти слова прозвучали не из уст министра Ярошенко, подпись которого тоже стоит под меморандумом, а от директора департамента управления госдолгом и международного сотрудничества Сергея Макацария. При этом г-н Макацария сообщил о готовящемся визите новой миссии МВФ с 10 по 20 мая и спрогнозировал выделение нового транша в июне текущего года.

Как подчеркнул представитель Минфина, полученные средства в размере 1,5 млрд. долл. планируется направить в резервы Нацбанка — финансирование бюджетных нужд за счет ресурсов МВФ уже не предусмотрено. Однако от сотрудничества с МВФ зависит поступление в госбюджет кредитов Всемирного банка на 850 млн. долл. и ЕС — на 690 млн. евро. Не говоря уж о настроениях частных кредиторов и инвесторов, поступления от которых по финансовому счету пока перекрывают дефицит внешнеторгового баланса Украины.

Это позволяет НБУ пока без особых проблем поддерживать стабильность валютного курса, обеспечивая необходимой валютой платежи как по обслуживанию внешнего долга, так и по закупкам энергоносителей (в частности, газа). Положительное сальдо интервенций НБУ в первом квартале текущего года составило почти полмиллиарда (498,7 млн. в долларовом эквиваленте).

Как сообщило агентство «Интерфакс-Украина» со ссылкой на руководителя группы советников НБУ Валерия Литвицкого, валовые международные резервы Украины превысили 37 млрд. долл. на конец дня 12 апреля. Так что валютные запасы Нацбанка пока растут, в то время как условия меморандума предусматривали возможность сокращения его чистых резервов в первом квартале с.г. на 4,42 млрд. по отношению к 1 июля 2010-го (19,171 млрд. долл.).

Денежная база, прирост которой за тот же период может составить 10,46 млрд. грн., реально увеличилась на 3,98 млрд. (с начала нынешнего года показатель сократился на 2,2 млрд. грн.).

Нацбанку удается выполнять не только количественные критерии программы с МВФ. Помимо прочего, в его активе — отмена парламентом пенсионного сбора с обменных операций, существование которого сдерживало развитие валютного рынка, а также утверждение нормы, требующей раскрытия информации о собственниках банковских учреждений.

Поэтому представители НБУ должны чувствовать себя в Вашингтоне намного комфортнее своих кабминовских коллег. В их переговорной повестке дня — дальнейшая либерализация валютного рынка и принятие закона о защите прав кредиторов. То есть те условия, которые Киев должен выполнить до конца июня. Досадная заноза — банк «Надра», но мяч в этом вопросе сейчас на стороне правительства и МФО.

Однако существует и еще один перечень вопросов, которые наверняка будут подняты в ходе нынешних консультаций. Дело в том, что МВФ в своем последнем докладе почти втрое ухудшил свой нынешний прогноз дефицита текущего счета платежного баланса Украины на текущий год (до 3,6% ВВП против 1,3% в осенних прогнозах). Согласно ожиданиям экспертов фонда, в следующем году показатель дефицита вырастет еще больше — до 3,8% ВВП. И только затем начнется его постепенное сокращение (до 2,9% ВВП к 2016 году).

Впрочем, такой прогноз вовсе не означает, что в более отдаленной перспективе ситуация действительно улучшится, поскольку позитивные прогнозы на отдаленную перспективу — традиционная черта официальных программ и докладов.

Тем временем Госкомстат на нынешней неделе сообщил, что дефицит торговли товарами по итогам февраля составил 1,7 млрд. долл. — максимум с начала кризиса. Объяснение — феноменальные темпы роста импорта (72% в годовом исчислении), с лихвой перекрывшие аналогичный показатель для экспорта (40%).

Главной причиной увеличения импорта стала значительно возросшая стоимость закупок газа. Как отмечают аналитики, за первые два месяца текущего года Украина потратила на эти нужды 3,3 млрд. долл. (для сравнения, экспорт металлопродукции за тот же период составил 3,1 млрд. долл.).

Не исключено, что столь значительные закупки носили эпизодический характер (с целью запастись газом или рассчитаться с «РосУкрЭнерго»). Однако с учетом нынешнего подорожания энергоносителей на мировых рынках, а также постепенного роста внутреннего потребления в Украине в дальнейшем высока вероятность того, что сальдо и внешней торговли, и текущего счета продолжат ухудшаться, если не произойдут действительно серьезные структурные изменения в экономике.

Согласно прогнозам все того же МВФ, цена на нефть в ближайшие пять лет останется на уровне выше 100 долл. за баррель, поскольку «мировой рынок вступил в период повышенного дефицита „черного золота“. За растущим спросом на нефть, по прогнозам фонда, вряд ли поспеет предложение, шоки которого (в том числе из-за геополитической неопределенности) „увеличат волатильность (изменчивость) международных потоков капитала и финансовую нестабильность“.

Волатильность международных потоков капитала — один из главных вызовов не только для НБУ, но и для правительства в условиях существования отрицательного внешнеторгового сальдо. Которое усугубляется все еще высокой инфляцией — она быстро съедает произведенный девальвацией 2008 года запас ценовой конкурентоспособности украинских производителей.

С учетом последних статистических данных и грядущих повышений тарифов большинство экспертов сходятся во мнении, что рост цен в нынешнем году вряд ли удастся удержать в одноразрядных параметрах. Наиболее часто называемый прогноз — около 11%.

По оценкам МВФ, инфляция в Украине в 2011 увеличится до 10,2% (декабрь к декабрю), а в 2012-м замедлится до 7,7%. Однако эти прогнозы сделаны с расчетом на полное выполнение Киевом условий меморандума. И вряд ли учитывают приближение парламентских выборов-2012, которое наверняка осложнит ценовую ситуацию из-за практически неизбежного массового увеличения социальных выплат.

Нацбанк, конечно же, мог бы ограничить инфляцию, резко перекрыв монетарные клапаны, но как тогда быть с восстановлением экономики? Непростая дилемма, для решения которой Кабмину и Нацбанку в ближайшие год-полтора придется серьезно поупражняться в кризис-менеджменте.

zn.ua