Жест отчаяния или постановка? В Киеве ветеран АТО пришел в Кабмин с боевой гранатой

750

В Киеве мужчина прошел в здание Кабмина с ручной гранатой и угрожал ее взорвать. Конкретных требований он не выдвигал, лишь говорил, что его все достало. В последствие оказалось, что речь идет о Владимире Прохниче, ветеране АТО, который воевал в составе батальона «Айдар», имел два ранения. Сотрудники правоохранительных органов оперативно нашли его друга, волонтера Василия Олексюка, который и убедил его сдаться. Теперь Прохничу инкриминируют четыре статьи Уголовного кодекса. Самая тяжелая из них – захват заложников, которая предусматривает до 15 лет лишения свободы. При этом некоторые эксперты считают, что Прохнич пошел на такой шаг от отчаяния и нарушения закона местными властями. Говорят, что после войны у него обострено чувство справедливости. Другие утверждают, что все это может быть постановкой от власти либо от оппозиции – с целью отвлечь внимание от убийства беларусского оппозиционера Виталия Шишова или в рамках подготовки к осенним протестам.

В среду, четвертого августа, мужчина пришел к зданию Кабмина с гранатой и угрожал ее взорвать. Видео инцидента обнародовал представитель организации «Стоп коррупция» Игорь Бондарчук. При этом на видео видно, как посетители вообще не реагируют на мужчину и его угрозы, а также просьбы вывести всех гражданских из здания. На видео мужчина не выдвигал никаких требований, но говорил, что его все достало.

Известно, что мужчину не остановили правоохранители, поскольку он вошел в здание через вход для обслуживающего персонала. Им топ-чиновники не пользуются, поэтому на входе и не было охраны. То есть, отмечает бывший заместитель министра по вопросам оккупированных территорий Георгий Тука нельзя говорить о том, что мужчина захватил Кабмин, поскольку он даже не дошел к тому месту, где, грубо говоря, он начинается.

Позже стало известно, что мужчина с гранатой – это ветеран АТО, который воевал в батальоне «Айдар» и получил два ранения, в том числе и черепно-мозговую травму Владимир Прохнич, который сейчас живет в Ирпене.

Военный Мирослав Гай по этому поводу обратился к сотрудникам правоохранительных органов и попросил их использовать для переговоров профессионала. По его словам, вероятно, у мужчины посттравматическое расстройство.

Тем не менее, конфликт завершился быстро. По словам главы Национальной полиции Игоря Клименко, правоохранители начали выяснять круг знакомств Прохнича и первым нашли его друга волонтера Василия Олексюка, который живет в Киеве. К нему направили патрульных и привезли к зданию правительства. Клименко говорит, что ему удалось найти нужные слова и убедить друга сдаться полиции. Сам Олексюк подчеркивает, что Прохнич – это человек, который имеет очень сильный дух и обостренное чувство справедливости. Учитывая его ранения, его уровень жизни, быт, возможно, это побудило его к нарушению закона, отметил волонтер. При этом он добавил, что его друг работает на станции техобслуживания, денег ни у кого не просил, военную службу закончил несколько лет назад.

В пресс-службе Киевской городской прокуратуры сообщили, что в отношении задержанного начато уголовное производство по четырем статьям Уголовного кодекса Украины: ст. 341 (захват государственных зданий), ст. 345 (угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа), ч. 2 ст. 147 (захват заложников), ч. 1 ст. 263 (незаконное обращение с оружием). Самая тяжелая статья – захват заложников, она предусматривает до 15 лет лишения свободы. При этом в полиции утверждают, что ветеран АТО взял в заложники двоих сотрудников Управления госохраны и сотрудницу правительства, которая пыталась переубедить его сдаться. Тем не менее, Тука считает историю с захватом заложников смешной и не выдерживающей критики.

Кроме того, правоохранители сообщили, что Прохнич использовал настоящую боевую гранату РГН (наступательная противопехотная осколочная ручная граната ударно-дистанционного действия).

Сотрудники правоохранительных органов пытаются выяснить, почему ветеран АТО пришел в правительство с гранатой и какие у него были цели или требования. В то же время пресс-секретарь Киевской городской прокуратуры Надежда Максимец сообщила, что задержанный мужчина был недоволен работой госучреждения и ненадлежащим финансовым обеспечением бывших военнослужащих.

В свою очередь активист Дмитрий Корчинский утверждает, что Прохнич был доведен до отчаяния властями Ирпеня. По его словам, те ветераны, которые не собираются молчать, не могут рассчитывать ни на земельные участки, ни на квартиры, ни на помощь их бизнесу. Он отметил, что на последней сессии городского совета Ирпеня депутаты выделили землю под строительство капища УПЦ МП, но для Прохнича и других ветеранов земли у властей нет.

Видно, что Прохнич никакой не террорист, говорит волонтер Лилия Украинская, а доведенный до отчаяния человек. Она также подчеркнула, что с войны возвращаются с обостренным чувством справедливости, и когда возвращаешься в мирную жизнь, и видишь, что ничего не изменилось, кругом коррупция, то бывает сложно, и дело тут совсем не в отсутствии реабилитации.

Если правящий класс долгое время игнорирует закон, интересы государства и простых граждан, то возмущение людей с оружием или нет будет объективным последствием, говорит политолог Михаил Басараб. По его словам, такая угроза будет до тех пор, пока государство не начнет выполнять свои функции.

В то же время политолог Михаил Чаплыга не верит в то, что все происходящее в правительстве было настоящим. По его словам, это напоминало постановку, которую, вероятно, организовал кто-то из представителей власти.

Согласен с таким мнением политолог Николай Давидюк. По его словам, власти постановкой в Кабмине отвлекают внимание общественности от убийства беларусского оппозиционера Виталия Шишова. По его словам, Украина все это уже проходила в августе 2020 года, когда, например, был «захват заложников» в Луцке.

Есть две версии всего происходящего, говорит в свою очередь политолог Дмитрий Воронков. Первая – просто эмоциональный срыв, не безосновательный, поскольку наших бойцах, увы, государство быстро забывает. В пользу этой версии говорит тот факт, что граната оказалась боевой, отмечает эксперт. Вторая – политический подтекст. То есть «оружие» в руках оппонентов монобольшинства, демонстрация народного недовольства работой власти, и я бы предположил подготовка к осенним народным волнениям. В пользу этой версии говорит тот факт, что слишком уж быстро сдался АТОшник, говорит Воронков.

По его словам, в пользу той или иной версии укажет дальнейшее развитие событий. Если ветеран АТО сядет, значит это был эмоциональный срыв, если нет, значит политический заказ, добавил эксперт.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org