Зеленский спросит о свободной экономической зоне для Донбасса. Что не так со вторым вопросом?

807

Президент Владимир Зеленский озвучил второй вопрос, который он собирается поставить украинцам 25 октября. Звучит он так: «Поддерживаешь ли ты создание на Донбассе свободной экономической зоны?». При этом ряд экспертов заявили, что на самом деле, не понятно, что имеет в виду глава государства, говоря о Донбассе – это свободная часть территорий Украины или оккупированная. Также, добавляют они, трудно понять, что имеет в виду под свободной эконмической зоной президент, и когда она будет введена – после деоккупации части территорий или до. При этом некоторые аналитики подчеркивают, что на самом деле вопрос очень важный и сложный, он нуждается в обсуждении экспертами. Тем не менее, добавляют политологи, президенту не нужен высокий уровень дискуссии, ему важно заманить на участки электорат, который разочаровался его политикой и обратил внимание на «Оппозиционную платформу – За жизнь».

Президент Владимир Зеленский озвучил второй вопрос из пяти, которой он собирается поставить украинцам в день проведения местных выборов 25 октября. В этот раз вопрос касается Донбасса. Глава государства спрашивает о том, поддерживают ли граждане введение там свободной экономической зоны.

Политолог Виктор Таран считает, что Зеленский пытается заручиться поддержкой электората восточной Украины, который за последний год разочаровался в президенте, поскольку он не восстановил мир и не предоставил русскому языку официальный статус. Симпатии этих избирателей перешли к «Оппозиционной платформе – За жизнь», говорит Таран, и Зеленский с помощь второго вопроса пытается вернуть своих избирателей.

По мнению политолога Олега Саакяна, глава государства ошибся и с этим вопросом. Он считает, что этот вопрос нуждается в экспертном обсуждении, а не опросе. Саакян уверен, что украинцы не воспримут этот вопрос, потому что для тех, кто живет на востоке страны и имеет пророссийские взгляды, такое предложение слишком ничтожное, а для патриотов – от «экономической зоны» веет предложением уволенного Витольда Фокина. Кроме того, политолог не понимает, какие именно территории имеет в виду Зеленский, говорят о Донбассе. По его словам, классически Донбасс – это и часть Днепропетровской области и даже российского Ростова, а вот большая часть Луганской области и юг Донецкой, в это обозначение не входят.

О том, что для начала хорошо бы понять, что имеется в виду президент под словом «Донбасс», говорит и журналист, представитель переселенцев в Трехсторонней контактной группе Денис Казанский. По его словам, не существует закона, который бы определял границы такого региона. Поэтому, добавляет он, не понятно, речь идет о районах Донецкого угольного бассейна от Павлограда до Краснодона или только о Донецкой и Луганской областях. При этом журналист добавил, что, по его мнению, вероятно речь идет об отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). В этом контексте он подчеркнул, что Украина может много чего хотеть, но проблема в том, что она не контролирует ту территорию, которая в данный момент не входит в правовое поле Украины. Следовательно, никаких рычагов, чтобы реализовать какие-либо предложения у Киева нет, добавил Казанский. Также он не понимает, зачем власти решили создать себе проблемы на ровном месте. Ведь будут те, кто не примет результаты опроса, и в обществе может вызреть очередной конфликт.

В свою очередь политолог Виталий Бала считает, что перед тем, как обсуждать экономическую зону для Донбасса, нужно освободить его от российской оккупации и установить там украинскую власть. По его мнению, вопрос о свободной экономической зоне является шагом к попытке введения «особого статуса» для Донбасса.

По мнению же лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока, власти под прикрытием «народного выбора» хотят «протянуть» хотелки российского президента Владимира Путина. Он считает, что в первую очередь нужно деоккупировать территории, обеспечить верховенство украинского закона, провести перепаспортизацию, и только после этого говорить об экономике.

В свою очередь журналист Юрий Бутусов считает, что Зеленский просто пытается узаконить бизнес на оккупированной территории, поскольку это составная часть Приднестровского сценария, реализованного помощником Путина Дмитрием Козака в Молдове. Россия добилась, что власти Молдовы признали экономическую деятельность оккупированного РФ Приднестровья, оформляют документы на экспорт из Приднестровья, собирают какие-то налоги с территории, которую не контролируют, и таким образом, дают собирать налоги и российским властям. Россия, в результате, имеет возможность содержать за счет самой Молдовы свою оккупационную администрацию. Бутусов считает, что вопросы Зеленского — это очередной вброс российских инициатив, чтобы добиться прекращения сопротивления Украиной, и легализовать бизнес на Донбассе в украинском правовом поле, чтобы они начали воевать против нас за наш счет.

На самом деле, говорит волонтер Ольга Решетилова, Украина должна возвращаться к эконмическим связям с оккупированными территориями. При этом, считает она, предприятия, которые там работают, должны платить специальный налог на восстановление этих территорий. Решетилова говорит, что торговля между свободной и оккупированной частью и так ведется, но сейчас речь идет о контрабанде с участием в схемах военных, что уже является вопросом национальной безопасности.

Волонтер считает, что экономика налаживает связи намного быстрее и эффективнее, плюс возвращает на оккупированные территории гривну. Но, добавляет Решетилова, нужно обсуждать возращение таких связей, продумывать каждый шаг. По ее мнению, Зеленский со своим вопросом просто «хоронит» идею восстановления экономических связей.

Согласен с таким мнением и политолог Владимир Фесенко. По его словам, вопрос о свободной экономической зоне, проблемный. Могут быть аргументы и за и против, но ответить на него простым людям будет не просто. По контексту этого вопроса очевидно, что речь идет о компромиссной, мирной форме урегулирования конфликта на Донбассе, что может прибавить голосов «за». Ну а сама тема свободной экономической зоны на Донбассе требует конкретизации и содержательного наполнения. Правда, добавляет Фесенко, для реализации этой идеи необходимо прекращение военных действий в зоне конфликта.

По мнению же политолога Петра Олещука, большинство избирателей может негативно отреагировать на слово Донбасс, но не понятно, что с этим потом делать дальше, ведь опрос не несет никаких юридических последствий, разве что его результаты могут демонстрировать на заседании Трехсторонней контактной группы.

Позже в Офисе президента заявили, что создание специальных экономических условий на подконтрольной части Донбасса поможет «сшить» регион и будет способствовать реинтеграции. Там отметили, что Украина обязательно вернет Донецк и Луганск, но ускорить этот процесс, упростить реинтеграцию, отойти от традиционно пассивного ожидания положительного решения можно лишь за счет более проактивной и инициативной позиции.

На Банковой подчеркнули, что сначала свободную экономическую зону предлагается реализовать на подконтрольной Украине территории, поскольку эти районы сейчас переживают значительное негативное влияние от войны, развернувшейся рядом. Регион становится все более депрессивным, что заставляет людей покидать его и свои дома. Поэтому и нужно создавать новую мотивацию для населения, новые рабочие места, новые перспективные бизнесы и внедрять специальные инструменты для привлечения на Донбасс инвесторов, чтобы заинтересовать людей и бизнес оставаться работать именно на этой территории, подчеркнули в Офисе президента.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org