За шаг до дефолта? Украина договорилась о реструктуризации внешнего долга

466

Международные рейтинговые агентства Standard & Poor’s Global Ratings и Fitch понизили рейтинг Украины в иностранной валюте, в связи с реструктуризацией Украиной внешнего долга. Так, S&P понизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Украины до «выборочного дефолта» — на одну ступень выше полного дефолта. Действительно, в начале августа правительство сумело договориться с внешними кредиторами относительно отсрочки в выплате обязательств на дав года. Премьер-министр Денис Шмыгаль подчеркнул, что таким образом удастся сэкономить в столь тяжелое для страны время шесть миллиардов долларов. Тем не менее, отмечают эксперты, несмотря на то что формально отсрочка по выплате обязательств означает для Украины «внешний дефолт», это не совсем так, ведь кредиторы сами пошли на уступки стране. Кроме того, отмечают они, очень хорошо, что Киев не инициировал вопрос списания долгов из-за войны, таким образом, он и дальше позиционирует себя как надежного партнера. При этом аналитики не исключают, что теперешняя реструктуризация не последняя, вероятно, что после двух лет опять возникнет вопрос о продлении срока выплаты обязательств, ведь после войны экономику нужно будет перезапускать, и на это нужны будут средства.

Международные рейтинговые агентства Standard & Poor’s Global Ratings (S&P) и Fitch понизили рейтинг Украины в иностранной валюте. Это связано с внешним долгом Украины, реструктуризация которого, по мнению аналитиков, может быть проблемной. Так, S&P понизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Украины до «выборочного дефолта» — на одну ступень выше полного дефолта. S&P обосновало этот шаг отсрочкой платежей по госдолгу, которую Украина получила 10 августа. S&P считает это «равносильным дефолту». В свою очередь, Fitch понизило долгосрочный рейтинг Украины в иностранной валюте с C до RD, поскольку считает отсрочку выплаты долга завершением обмена проблемного долга.

Действительно, еще в конце июля Кабмин утвердил постановление о двухлетней отсрочке на выплату внешних долгов. Согласно нему, государственный долг будет обслуживаться и погашаться в соответствии с условиями выпуска облигаций. Документ предусматривает, что конечная дата погашения облигаций откладывается на срок в 24 месяца с соответствующей конечной даты погашения облигаций. При этом известно, что в течение действия отсрочки, процентный доход по облигациям продолжит начисляться по ставкам, предусмотренным в условиях выпуска соответствующих облигаций. На сумму начисленного основного процентного дохода также начисляется дополнительный процентный доход по ставкам, которые предусмотрены в условиях выпуска соответствующих облигаций (дополнительный процентный доход).

В сообщении правительства говорится, что Украина хочет сделать первый шаг в реструктуризации своего иностранного суверенного долга, поскольку правительство стремится сохранить наличные для затяжной войны с Россией.

В начале августа стало известно, что Киев получил от держателей международных облигаций Украины согласие на отсрочку платежей на два года, чтобы не допустить дефолта страны. При этом, как подчеркивает Reuters, внешний долг Украины оценивается в 20 миллиардов долларов США. Как сообщил министр финансов Сергей Марченко, Украина достигла согласия по отсрочке платежей по внешнему долгу до 2024 года. Благодаря этому за два последующих года Украина сможет сэкономить почти шесть миллиардов долларов. При этом премьер-министр Денис Шмыгаль добавил, что инвесторы во внешний долг Украины согласились не просто на отсрочку на два года, а и подтвердили возможность его пролонгации еще на год. Он поблагодарил инвесторов за шаг солидарности. Также Шмыгаль добавил, что сэкономленные средства помогут сохранить макрофинансовую стабильность, усилить устойчивость украинской экономики и увеличить мощь армии.

О том, что двухлетнее замораживание долга имеет смысл, потому что даже если война скоро закончится, ситуация в Украине не улучшится в одночасье, говорит главный экономист лондонской исследовательской компании Tellimer Стюарт Калверхаус. По его словам, кредиторы даже удивились, что страна решила выполнять свои обязательства по облигациям до сих пор. При этом управляющий портфелем долговых обязательств развивающихся рынков в Vontobel Asset Management Карлос де Соуза считает, что такие действия правительства улучшат поток наличной иностранной валюты для Украины, но само по себе это вряд ли будет достаточно для стабилизации валютных резервов. По словам Де Соузы, после замораживания долга ожидается всеобъемлющая реструктуризация долга, поскольку «маловероятно», что Украина сможет восстановить доступ к рынку через два года.

Как подчеркнул экономист Иван Компан, договоренности, которых удалось достичь правительству, очень актуальны, ведь они помогут значительно снизить нагрузку на бюджет и стабилизировать государственные финансы. Согласен с таким мнением и экономический эксперт Илья Несходовский. По его словам, сумма, выплата которой отсрочена, огромна для украинского бюджета. Он напомнил, что только в сентябре нужно было бы выплатить инвесторам около двух миллиардов долларов. Поэтому, говорит он, очень хорошо, что правительству удалось договориться о реструктуризации до того, как пришло время этих выплат.

В то же время, как подчеркивает член Совета Национального банка Украины (НБУ) Виталий Шапран, вряд ли в мирных условиях Украине удалось бы достичь столь успешной реструктуризации долга. По его словам, инвесторы осознают, что тут происходит, и поэтому пошли на уступки, чтобы поддержать украинскую систему госфинансов, надеясь, что после окончания войны проблема их долга разрешится сама собой. Он добавил, что приток иностранной валюты на восстановление Украины может существенно поправить бюджетную картину в послевоенный период, так что согласие кредиторов отсрочить платежи по долгам «не лишено смысла».

В свою очередь экономический эксперт Тарас Козак добавил, что любые изменения по обслуживанию и погашению долга называются – реструктуризация, именно о ней сейчас идет речь, хотя все может выглядеть, как дефолт. При этом эксперт отмечает, что речь не идет о дефолте, поскольку Украина не вовремя погашает долг, получив добровольное согласие кредиторов. В то же время, эксперт считает, что условия реструктуризации для кредиторов приемлемы, поскольку Украина не отказывается платить, просто переносит сроки выплат. Кроме того, Козак не исключает, что вероятнее всего, речь идет только о первой реструктуризации, за которой последует еще одна. Предположительно, говорит он, через два года, когда будет подходить срок погашения ближайших бумаг, Киеву еще раз придется идти на такой шаг.

К слову, парламентарии предлагали правительству не реструктуризировать долг, а добиться его списания. Так, в Верховной Раде в середине июля был зарегистрирован законопроект, в котором они просили президента и премьера безотлагательно провести переговоры со всеми иностранными партнерами — кредиторами Украины по списанию и пересмотру государственного и гарантированного государством внешнего долга Украины. В законопроекте указано, что полномасштабная война, которую ведет сейчас Украина, является типичным форс-мажором – непредсказуемым обстоятельством, позволяющим вести переговоры об отказе от обязательств, заключенных в мирное время. В документе отмечается, что потери экономики Украины от войны, по предварительным расчетам, значительно превышают триллион долларов. По данным, официально обнародованным министерством финансов Украины, государственный и гарантированный государством внешний долг составляет 1 662,69 млрд. гривен, или 56,83 млрд долларов. За период с апреля и до конца этого года государство должно выплатить 102 млрд гривен внешнего долга. В законопроекте указано, что в условиях войны в финансировании в первую очередь нуждаются сфера обороны и социального обеспечения десятков миллионов пострадавших от войны украинцев, а обслуживание госдолга забирает значительную часть средств.

Тем не менее Компан считает правильным то, что правительство инициировала реструктуризацию долга, а не его списание. По его словам, возможно, в данных условиях и удалось бы достичь такой договоренности, однако это принесло бы больше вреда, чем пользы, поскольку инвесторы могли бы надолго отвернуться от Украины как от государства, которое отказывается от собственных обязательств. Согласен с таким мнением и Несходовский. По его словам, многие государства оказывают Украине финансовую поддержку, и на этом фоне объявлять об отказе от выплаты долгов было бы даже непорядочно. Впрочем, добавляет финансист Сергей Фурса, не исключено, что о частичном списании долга можно будет говорить после войны.

К слову, как сообщил глава НБУ Кирилл Шевченко, Украина рассчитывает получить около 20 миллиардов долларов от МВФ, сейчас ведутся активные переговоры по этому вопросу. По его словам, программу новой помощи лучше начать уже в ноябре. Также он добавил, что в уставе МВФ нет запрета финансировать страны, находящиеся в состоянии войны. Понятно, говорит Шевченко, что это очень тяжело, ведь такого опыта у Фонда еще не было, с другой стороны, также не было и примеров, когда в войну стране удалось сохранить полностью работающую финансовую систему.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org