Встреча Зеленского, Эрдогана и Гутерриша. О чем говорили и будут ли переговоры с Россией
В четверг, 18 августа, во Львове состоялась встреча президентов Украины и Турции Владимира Зеленского и Реджепа Тайипа Эрдогана, а также Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Они обсудили зерновую сделку, ситуацию на Запорожской АЭС, обмен пленными между Украиной и Россией, и затронули тему, как завершить войну. Перед саммитом турецкие СМИ сообщали, что якобы Эрдоган предложит Зеленскому организовать встречу с главой РФ Владимиром Путиным, чтобы обсудить «дорожную карту» завершения военных действий. При этом российские политологи опровергали эту информацию, подчеркивая, что Путин якобы против встречи с Зеленским, поскольку считает его «недоговороспособным». Как бы там ни было, вопрос прекращения войны за столом переговоров поднимался. В этом контексте Зеленский заявил, что его встреча с главой Кремля возможна только поле того, как Россия выведет с территории Украины всех своих военных. В то же время Эрдоган уверен, что после успешного опыта зерновой сделки появилось «окно возможностей» и этот опыт можно использоваться для того, чтобы договориться о мире. Впрочем, эксперты считают, что президент Турции ошибается и договоренности о вывозе зерна и формат сделки совсем другой, чем договоренности о мире. По итогам встречи Эрдоган высказал обеспокоенность по вопросу безопасности на Запорожской АЭС, а Гутерриш потребовал от России немедленно демилитаризировать этот объект.
Во Львове, 18 августа, состоялась встреча президентов Украины и Турции Владимира Зеленского и Реджепа Тайипа Эрдогана, а также генсека ООН Антониу Гутерриша, которая продлилась всего сорок минут. По мнению экспертов, этого времени было достаточно лишь для того, чтобы озвучить свои позиции друг другу. Хотя министр иностранных дел Дмитрий Кулеба утверждает, что встреча продлилась дольше, чем планировалась и она была конструктивной. По его словам, президенты и генеральный секретарь скоординировали не просто позиции, а свои действия по ключевым вопросам: зерновой коридор, Запорожская АЭС, освобождение украинских пленных. То есть речь идет о достижении некоторых договоренностей, кто что делает дальше, подчеркнул глава МИД. Он добавил, что до завершения этой войны от координации и решений этой троицы будет зависеть решение многих проблем по дипломатическому пути, поскольку между ними есть понимание. Кроме того министр подчеркнул, что на этих переговорах Украину никто ни к чему не склонял.
В принципе, перед встречей турецкие СМИ сообщали, что Эрдоган предложит Зеленскому организовать его встречу с главой Кремля Владимиром Путиным. Якобы президент РФ во время встречи с Эрдоганом в Сочи намекнул, что готов к ней. Впрочем, эту информацию опроверг российский политолог Сергей Марков. По его мнению, Путин не считает Зеленского стороной переговоров потому, что Украина «находится под внешним управлением» и потому, что сам Зеленский «недоговороспособен».
Как бы там ни было, но вопрос переговоров все же поднимался. Так Зеленский заявил, что переговоры с Россией возможны только тогда, когда российские войска покинут незаконно оккупированную территорию Украины. Также он подчеркнул, что в отличие от Эрдогана не видит «окна возможностей» для переговоров с Россией о прекращении войны, несмотря на то что так называемое зерновое соглашение заработало. По его словам, Эрдоган в ходе переговоров сказал, что продовольственная инициатива по экспорту украинского зерна дает «дипломатическое окно» для договоренностей о предстоящем прекращении войны. Зеленский на это ему ответил, что РФ нет веры, и в этом «окне» находится российское оружие. При этом он подчеркнул, что Россия не хочет мира, поскольку продолжает обстреливать украинские города.
В то же время Эрдоган заявил, верит в то, что война в Украине может завершится за столом переговоров. По его словам, по сути Зеленский и Гутерриш соглашаются с этим, то есть все дело в том, чтобы определить самый короткий путь к этому столу переговоров. Кроме того Эрдоган считает возможным реанимацию переговоров между Украиной и РФ на тех параметрах, которые были сформированы в марте во время встречи в Стамбуле. Также он обратил внимание на то, что Украина и весь мир ощутил положительные результаты стамбульского соглашения, которое позволило безопасно экспортировать украинское зерно. Этот опыт можно перенести и для заключения мирной сделки, считает Эрдоган. По его словам, Турция готова снова сыграть роль фасилитатора или посредника, чтобы предоставить все виды поддержки для достижения этой цели.
По мнению журналиста Сергея Гармаша, механизм непрямых договоренностей между конфликтующими сторонами, а фиксации обязательств перед посредниками Турцией и ООН не подходит для урегулирования конфликта между Москвой и Киевом. Он может быть использован только для взятия сторонами обязательств о прекращении огня, то есть о перемирии, считает Гармаш. При этом он уверен, что Кремль действительно заинтересован в перемирии, чтобы перегруппироваться, укрепиться и стабилизировать свою власть на оккупированных территориях. Но Киев видит такой интерес Москвы и не заинтересован в его реализации.
В то же время Гармаш признает, что стратегического перелома на фронте пока еще не произошло. Москва по-прежнему наступает на некоторых направлениях, и у нее по-прежнему больше, чем у Украины, оружия, боеприпасов и личного состава. В то же время ВСУ имеют тактические успехи на юге. Соответственно, в компромиссных переговорах ни Киев, ни Москва пока не заинтересованы, обе стороны еще рассчитывают на свою победу и мир на своих условиях, говорит Гармаш. Поэтому перспектив использования стамбульского механизма для дипломатического урегулирования конфликта на данный момент нет вообще. Хотя, добавляет журналист, Эрдогану выгодна «активизация стамбульского механизма» сама по себе, поскольку позволяет Турции сохранять роль посредника, то есть не участвовать в западных санкциях против России, и усиливать свой вес на международной арене, как игрока от которого зависит глобальная безопасность. Поэтому Анкара будет при каждом удобном случае упоминать успех «стамбульских» продовольственных переговоров и пытаться «активизировать» механизмы, созданные ими.
Нежизнеспособным считает формат «зерновой сделки» для мирного соглашения и бывший посол Украины в США Валерий Чалый. По его словам, для фиксации результатов войны и установления мира эффективным может быть только тот формат, когда с одной стороны Украина вместе с США, Великобританией и другими странами НАТО, а с другой – Россия со своими сателлитами.
При этом, как отмечает военный эксперт, генерал армии Николай Маломуж, Россия «готовилась» к этим переговорам – усилила обстрелы украинских территорий. При этом эксперт не исключает, что возможно, Москва даже готова пойти на какие-то уступки, например, не объявлять «референдумы» на подконтрольном ей юге, а создать там некие условные автономии, но в составе Украины. А вопросы Крыма и Донбасса – закрыты. Кремль будет требовать, чтобы Крым признали российским, а «ДНР» и «ЛНР» — независимыми субъектами с перспективой вхождения в РФ, подчеркнул Маломуж.
В свою очередь политтехнолог Юрий Подорожний считает, что переговоры во Львове хоть и не были успешными для Эрдогана, однако с ними дан старт на начало давления на Киев, чтобы он согласился обсуждать мир с РФ. Надеяться на то, что в первую очередь Турция будет пытаться помочь Украине отстоять территориальную целостность не стоит, считает эксперт.
Кроме того, на встрече поднимался вопрос безопасности на Запорожской АЭС. Так, Эрдоган выразил обеспокоенность продолжающимися столкновениями вокруг ЗАЭС и подчеркнул, что Турция не хочет пережить новый Чернобыль. В свою очередь Гутерриш призвал к демилитаризации района вокруг АЭС и сказал, что срочно необходимо соглашение, чтобы восстановить станцию как чисто гражданскую инфраструктуру и обеспечить безопасность региона. По его словам, «любой потенциальный ущерб Запорожской АЭС является самоубийством». По словам генсека, нужно приложить все усилия, чтобы объекты или территория АЭС не являлись объектом военных действий. Он заявил, что военная техника и военные должны быть выведены с территории станции. Необходимо избегать дальнейшего развертывания сил или оборудования на месте, добавил генсек. При этом в МИД России заявляли, что они отказываются от демилитаризации территории Запорожской АЭС поскольку таким образом могут, наоборот, подвергнуть ее опасности со стороны ВСУ. При этом в Минобороны РФ заявляли, что Украина готовит на 19 августа провокацию на ЗАЭС. Украинская разведка заявляла о том, что именно Россия там хочет устроить провокацию.
Помимо этого, во время встречи был подписан меморандум о взаимопонимании по восстановлению инфраструктуры, который предусматривает участие турецкой стороны в послевоенном восстановлении нашей страны. Как подчеркнул министр инфраструктуры Александр Кубраков, Турция — стратегический союзник Украины, и страна благодарна турецким партнерам за готовность к сотрудничеству в восстановлении разрушенной Россией инфраструктуры. Турецкий бизнес имеет большой опыт в строительстве дорог и мостов, в частности Запорожского и Кременчугского мостов, и зарекомендовал себя как надежный партнер. В качестве первого проекта рассматривается восстановление моста в селе Романовка Киевской области, который соединяет Бучу и Ирпень со столицей. Он был разрушен в начале полномасштабного российского вторжения, и фактически это остановило наступление агрессора на столицу. При этом Зеленский сообщил, что Турция готова взять под патронат восстановление Харькова и Харьковской области.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org