Возможна ли в Украине реальная приватизация имущества

857

Этот материал открывает серию статей, посвященных приватизации. Авторы начинают с истории приватизации в Украине и ее влияния на привлечение инвестиций. В следующих статьях речь пойдет о влиянии приватизации на коррупцию, экономическую эффективность и конкуренцию.
13 лет топтания на месте
24 октября 2005 года была повторно приватизирована «Криворожсталь» за рекордную сумму — 4,8 млрд долл при стартовой цене 2 млрд долл. Торги транслировались в прямом эфире. На них были президент Ющенко, премьер Ехануров и экс-премьер Тимошенко.
Однако в течение следующих 13 лет аналогичного случая похвастаться на камеры образцовой продажей крупного предприятия политики не имели. Хотя приватизация происходила, она преимущественно была непрозрачной и с ограниченной конкуренцией.

Наибольший приватизированный за эти годы объект, «Укртелеком», в марте 2011 года был продан за 1,3 млрд долл. Теперь государство пытается вернуть компанию из-за нарушения покупателем инвестиционных обязательств по договору купли-продажи.

Судебная волокита продолжается — в июле 2018 года Верховный Суд снова направил дело в первую инстанцию, удовлетворив кассационную жалобу владельца «Укртелекома».
Новой историей успеха могла стать продажа Одесского припортового завода — ОПЗ. Однако две последние попытки его приватизации в 2016 году были неудачными.

Сначала не нашлось желающих заплатить за предприятие 521 млн долл — размер стартовой цены без учета 250 млн долл долга ОПЗ перед компанией Дмитрия Фирташа «ОСТХЕМ». Позже покупателей не заинтересовала и цена 202 млн долл. Когда долг подтвердил Стокгольмский арбитраж, перспективы продаж только ухудшились.

В 2009 году, еще до появления токсичного долга, Игорь Коломойский был готов заплатить за предприятие 600 млн долл. ОПЗ — типичный пример того, как государство, то прикрываясь стратегическим значением объекта, то опасаясь продешевить, длительное время отказывается от приватизации, пока обремененное долгами предприятие не потеряет свою ценность для потенциальных покупателей.

Надежда изменить ситуацию появилась благодаря Революции достоинства. Новая власть заявила об ускорении реформ, в том числе приватизации. Однако несмотря на план получить от приватизации в 2014 году 17 млрд грн, который затем из года в год переносился вплоть до 2017 года, его исполнение было провальным и колебалось в пределах 1-3%.

В 2017 году поступления от приватизации выросли и за девять месяцев составили 3,3 млрд грн. Они почти полностью были получены от продажи миноритарных пакетов в пяти облэнерго Ринату Ахметову, который владел их мажоритарными пакетами.

При отсутствии прогресса в приватизации, ожидаемыми являются и результаты опроса общественного мнения, проведенного компанией GfK по заказу Центра экономической стратегии в 2017 году. В частности, 47% украинцев ничего не слышали о приватизации. Лишь 12% респондентов считают, что имеют достаточно информации об этой реформе.

Приватизация как толчок к росту
В 2014 году падение украинского ВВП составило 6,6%, в 2015 году — 9,8%. В 2016-2017 годах экономика росла на 2,3% и 2,5% соответственно, но с такими темпами восстановления понадобится еще пять лет, чтобы достичь уровня довоенного 2013 года.

Кроме того, демонстрируя рост на 2% в год, Украина все больше отстает от мировой экономики, которая в 2017 году выросла на 3,8%, а в 2018 году, по прогнозам, вырастет на 3,9%. Более того, по прогнозам МВФ, развивающиеся страны, в следующие пять лет продолжат расти с темпом около 5% в год.

Как же запустить двигатель украинской экономики, чтобы достичь уровня роста развивающихся стран? Один из эффективных способов — правильная приватизация.

Правильная приватизация — это не продажа предприятий ради максимизации поступлений для дальнейшего проедания. Это новое, более качественное «топливо» для экономики в виде инвестиций в развитие приватизированных и смежных с ними предприятий.

Правильная приватизация — это также «модернизация двигателя» через внедрение на приватизированном и смежных предприятиях новых, современных технологий.

Авторы считают, что поступления в государственный бюджет не является главной целью приватизации, особенно если учесть, что в последние годы они закладываются на уровне 2-2,5% от общих поступлений госбюджета. Основными целями приватизации должны быть привлечение прямых (иностранных) инвестиций, борьба с коррупцией, развитие конкуренции и повышение эффективности предприятий.

Этот тезис полностью поддерживает общественное мнение. Так, во время упомянутого опроса ЦЭС респондентам был задан вопрос: «Что самое важное при приватизации — получить максимальную цену за предприятие или привлечь стратегического инвестора?». Большинство респондентов, 86%, ответили, что самое важное — привлечь инвестора.

Более того, 68% украинцев считают, что на частных предприятиях выше зарплата, чем на государственных, а 74% согласны с тем, что частные предприятия гораздо больше, чем государственные, инвестируют в новые технологии и расширение производства.

Инвестиции — горючее для экономики
Одним из лучших видов горючего для роста экономики являются прямые иностранные инвестиции, однако успехи Украины в их привлечении по сравнению с Польшей или Словакией — скромные. Обе соседние страны ушли в отрыв еще на старте трансформации экономик, запустив приватизацию, а с 2003 года смогли значительно ускорить темпы прироста, когда Украина только начала активно двигаться в этом направлении.

Дополнительным преимуществом приобретения предприятия иностранным инвестором по сравнению с отечественным является на 50% больше вероятность реструктуризации предприятия. Это означает возможность адаптации производственной структуры к современным потребностям рынка и интеграции компании в производственные цепи международных структур.

Рывок на старте в привлечении иностранных инвестиций дал Польше и Словакии толчок к экономическому росту, тогда как украинская экономика продолжала тормозить.

Ускорение после 2003 года значительно усилило разрыв в размере ВВП между Украиной и соседями. Результат для Украины неутешителен, потому что пока соседские экономики стабильно росли, украинская так и осталась примерно на стартовом уровне 1990 года.

Как же приватизация влияет на приток иностранных инвестиций?
Польша
Активная приватизация, которая осуществлялась в Польше до 1999 года, существенно повлияла на эффективность промышленных предприятий этой страны. В течение первых пяти лет после ее окончания, 2000-2004 годы, производительность труда на приватизированных предприятиях росла значительно более быстрыми темпами, чем на государственных.

В 2004 году производительность труда на приватизированных предприятиях была на 70% выше, чем на государственных.

Вот несколько иллюстраций положительного влияния приватизации на эффективность работы компании и экономический рост страны.

В 1991 году небольшую польскую автомобильную компанию FSM приобрел итальянский Fiat. Позже он объединил две компании и создал Fiat Auto Poland. После приватизации Fiat реорганизовал методы управления FSM, рабочую этику и сделал акцент на качестве автомобилей. Предприятие начало активно развиваться и наращивать производство.

В результате автомобильная индустрия в Польше начала стремительно расти. Теперь завод в городе Тыхы в среднем производит 270 тыс автомобилей в год, большинство из которых идет на экспорт.

В 2016 году его объем достиг 3 млрд долл, что позволило компании занять второе место в Польше по объемам экспорта. В регионе создан кластер из десяти предприятий, на которых производят двигатели и компоненты для автомобилей группы FCA Poland.

В 1991 году во время реформы телекоммуникационного сектора была создана компания Telekomunikacja Polska, которая принадлежала Минсвязи. Компания постепенно продавалась частным инвесторам, из которых главными были France Telecom и Kulczyk Holding.

После продажи новые владельцы сократили количество работников на 20% и начали инвестировать в инфраструктуру. В 1989 году в Польше было 3 млн телефонных линий или семь линий на сто человек, в 2001 году таких линий стало 10,5 млн или 30 на сто человек.

В 2010 году государство продало на бирже последние 4% акций Telekomunikacja Polska, и предприятие перешло в собственность компании Orange, которая развивает современные услуги.

Малые приватизированные предприятия также значительно улучшили свое финансовое состояние. Например, в 2013 году было продано 63% Центра осеменения животных, после чего его финансовые показатели значительно улучшились. Приватизированный в 2011 году производитель семян и удобрений CN Kielce тоже начал наращивать прибыльность.
Словакия
Приватизацию в Словакии можно разделить на две волны.

Первая волна, 1990-е годы, воспринимается исследователями противоречиво из-за частых случаев вывода ценных активов, что приводило к банкротству предприятий.

Вторая волна, начало 2000-х годов, была гораздо более успешной и позволила привлечь в качестве инвесторов ряд известных компаний — Enel, GDF Suez и Deutsche Telecom.

Важным периодом истории приватизации Словакии было создание совместного предприятия Volkswagen и Bratislavské automobilové závody (BAZ) в 1991 году: 80% Volkswagen, 20% BAZ.

Это положительно повлияло на автомобильную промышленность.

Volkswagen не только использовал помещения и оборудование приобретенного предприятия, но и инвестировал более 1,5 млрд долл в технологии и оборудование. После медленного старта компании удалось превысить ожидаемые объемы производства: в 2016 году было произведено 388 тыс автомобилей, а на заводе работает 12,3 тыс рабочих.

Приход одного из крупнейших производителей автомобилей имел эффект мультипликатора, благодаря которому рос приток инвестиций в автомобильную индустрию Словакии. В частности, было открыто более 350 производств деталей, которые не только обслуживают автопроизводителей внутри страны, но и экспортируют свою продукцию в страны ЕС.

В результате Словакия и Чехия стали странами, где выпускают больше автомобилей на душу населения. Словакия производит более 1 млн авто в год.

Итак
Для значительного и стабильного ускорения роста экономики Украины крайне нужны инвестиции. Приватизация может стать мощным их источником. Кроме прямых поступлений от приватизации, предприятия смогут получить новые технологии, увеличить объем и ассортимент производства, существенно нарастить экспорт.

Как показывает опыт Польши и Словакии, инвестиции в отдельные предприятия могут стать толчком для прихода инвесторов в отрасли, которые являются поставщиками или покупателями продукции приватизированного предприятия. Приватизация не только создает преимущества от привлечения инвестиций, но и помогает бороться с коррупцией.

По материалам: argumentua.com