Верховная Рада вернула электронное декларирование. Зеленского просят ветировать закон

292

Верховная Рада приняла закон о возобновлении электронного декларирования во время военного положения, как этого требовал МВФ. Но, есть нюанс, закон принять с нормой, предусматривающей оставить реестр деклараций закрытым еще на один год с возможностью для декларантов добровольно подать в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции заявление о персональном открытии декларации в течение года. То есть, как отметил глава фракции партии «Слуга народа» Давид Арахамия, по умолчанию реестр декларантов будет доступен для проверок НАБУ и НАПК, но не доступен для кого-либо другого. Он добавил, что норма закрытости реестра возникла по просьбе декларантов местных общин, проживающих на прифронтовых территориях, родственники которых могут быть в опасности, поэтому возник такой гибридный формат декларирования. Тем не менее нардеп Ярослав Юрчишин считает, что на самом деле большинство его коллег боятся показать свое состояние, приобретенное за время полномасштабной войны. Большинство аргументов за закрытый реестр — это манипуляция, цель которой — оттянуть как можно дальше момент, когда придется отчитываться за отпуска в Дубае и новые имения на Печерске, подчеркнул он. Некоторые парламентарии считают, что такой формат декларирования не «засчитает» МВФ. Кроме того, известно, что Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции обратится к президенту Владимиру Зеленскому с просьбой наложить вето на принятый нардепами законопроект и вернуть его на повторное рассмотрение Верховной Раде. Такое решение является единственным в правовой плоскости, которое удовлетворит запрос общества на победу над коррупцией и европейское будущее Украины, подчеркнули в агентстве.

Во вторник, пятого сентября, Верховная Рада 329 голосами приняла закон о возобновлении электронного декларирования во время военного положения. При этом текст закона принят с нормой, предусматривающей оставить реестр деклараций закрытым еще на один год с возможностью для декларантов добровольно подать в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) заявление о персональном открытии декларации в течение года. Как отметил нардеп Ярослав Железняк, главная правка 371 – об открытии деклараций, не набрала голосов. Ее поддержали всего 199 парламентариев.

При этом, по словам первого зампредседателя Комитета по вопросам антикоррупционной политики Ярослава Юрчишина, законопроект предусматривает закрытость реестра деклараций еще на один год, и это самый большой риск. По его словам, народные депутаты очевидно боятся осмелиться показать свое состояние, приобретенное за время полномасштабной войны. Большинство аргументов за закрытый реестр — это манипуляция, цель которой — оттянуть как можно дальше момент, когда придется отчитываться за отпуска в Дубае и новые имения на Печерске, подчеркнул нардеп.

Относительно законопроекта № 9587-д об ответственности за несвоевременную подачу деклараций, Железняк отметил, что его поддержали 305 депутатов, однако была принята правка № 25 об избежании ответственности, если чиновник «забыл» задекларировать имущество на 1,3 млн грн.

Критикует законопроект о декларировании и нардеп Виктория Сюмар. Она также подчеркнула, что документ позволяет парламентариям скрыть аренду жилья, поскольку если арендованная квартира имеет площадь до 75 квадратов и парламентарий получает за нее компенсацию из бюджета, то ее можно не декларировать. В то же время, подчеркивает политик, депутаты сельских советов должны будут подавать декларации в связи с «коррупционными рисками». А вот внештатные советники Офиса президента не будут декларироваться, говорит Сюмар. По ее словам, эти люди работают годами, официально не получают зарплату, но почему-то власти не видят коррупционных рисков в их деятельности.

В то же время, некоторые депутаты на правах анонимности рассказывают, что народные избранники не хотят открывать доступ к своим декларациям потому, что многие из их семей проживают за границей, арендуют там квартиры, и общий доступ к задекларированному им имуществу и расходам позволит отследить места их пребывания. И в этом уязвимом положении, как опасаются нардепы, родственники украинских политиков могут быть использованы российской стороной как рычаг давления на украинскую законодательную власть.

При этом глава фракции партии «Слуга народа» в Верховной Раде Давид Арахамия признал, что гражданское общество недовольно тем, что по умолчанию реестр декларантов доступен для проверок НАБУ и НАПК, и не доступен для кого-либо. Но, говорит он, здесь есть предохранители. Первый — через год автоматически весь реестр будет открыт по-прежнему. Второй – есть норма, согласно которой декларант может добровольно открыть свою декларацию для всех людей, а не только для проверяющих органов. По его словам, «слуги народа» вместе с руководством парламента будут первыми подавать такие письма в НАПК с просьбой сделать свои декларации публичными. Это политическая ответственность каждого декларанта, подчеркнул Арахамия. Он добавил, что норма закрытости реестра возникла по просьбе декларантов местных общин, проживающих на прифронтовых территориях, родственники которых могут быть в опасности, поэтому возник такой гибридный формат декларирования.

Как говорит политолог Николай Спиридонов, толерантность к коррупции должна быть в Украине нулевой. По его мнению, возобновить декларирование чиновников решили, потому что война явно переросла в долгую, позиционную фазу, поэтому даже в такое время нужно заниматься фундаментальными вопросами, а борьба с коррупцией – один из таких. В идеале, говорит политолог, декларирование должно привести к большей ответственности чиновников, ведь когда приходится отчитываться о том – что у него и откуда, воровать становится намного сложнее.

Хотя, как считает политолог Виктор Таран, де факто декларирование не возобновлено, поскольку его суть в прозрачности. Он выразил надежду, что президент Владимир Зеленский заветирует законопроект.

В то же время политолог Тарас Загородний отмечает, что даже без публичного декларирования НАБУ и САП имеет все инструменты для борьбы с коррупцией, поэтому все вопросы к ним. При этом он подчеркнул, что не помнит ни одного громкого дела по декларациям. По его мнению, для реальной борьбы с коррупцией нужно менять руководство именно антикоррупционных органов. Пока там не будут работать люди с логикой служения обществу, движений в этом вопросе не будет, заявил эксперт.

При этом руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин считает, что народные депутаты «разводят» общество, обещая вернуть публичное декларирование через год. По его словам, не факт, например, что к этому времени война завершится. Кроме того, всегда будут риски, что ФСБ будет использовать информацию с деклараций для влияния на парламентариев. Хотя Шабунин скептически относится к такой возможности. По его словам, сейчас решение за президентом, и оно не о том, открою ли декларации через год, а о том, что их не будут открывать еще много лет.

К слову, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции обратится к президенту Владимиру Зеленскому с просьбой наложить вето на принятый нардепами законопроект №9587-Д об ответственности за несвоевременную подачу деклараций. Это позволит вернуть его на повторное рассмотрение Верховной Раде. Такое решение является единственным в правовой плоскости, которое удовлетворит запрос общества на победу над коррупцией и европейское будущее Украины, отметили в агентстве.

Отмечается, что такое решение в НАПК приняли из-за того, что в этом законопроекте есть норма, согласно которой лицо, подавшее заведомо недостоверные сведения в декларации на сумму до 1,3 млн грн., в случае уплаты штрафа не попадает в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения. Кроме того, отмечают в НАПК, законотворцы поддержали и изменения, которыми будут скрыты данные упомянутого реестра от граждан, журналистов и добропорядочных руководителей, путем не внесения сведений о лицах, привлеченных к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, а также удаления большинства уже имеющихся сведений о лицах, привлеченных к ответственности за совершение административных и уголовных связанных с коррупцией и коррупционных правонарушений. По данным НАПК, реестр сейчас насчитывает 46 тыс. 556 человек, из которых 1 тыс. 961 человек привлечен к дисциплинарной ответственности, 29 тыс. 457 — к административной, а 15 тыс. 138 – к уголовной.  В то же время, после внесения изменений, предусмотренных вышеупомянутым законопроектом, ориентировочно останется 5 тыс. 21 человек и будет удалено более 10 тыс. человек осужденных за коррупционные преступления. То есть, после удаления почти 80% данных реестра ни президент, ни премьер-министр, ни министры, ни руководители других органов власти, ни общественные организации, ни общественный совет добропорядочности и ВККС, которые в ближайшее время должны обеспечить назначение более 2 тыс. судей, при принятии решений о назначении не будут иметь официального источника данных о лицах, которые были внесены в него, подчеркнули в Нацагентстве.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org