В Украине хотят запретить УПЦ МП. Возможно ли это

377

Совет национальной безопасности и обороны поручил Кабинету министров предложить Верховной Раде запретить деятельность Украинской православной церкви Московского патриархата в Украине, а также инициировал проверку законности пребывания УПЦ МП в Киево-Печерской Лавре. Президент Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение СНБО и заявил, что Украина сделает дальнейшие шаги на пути укрепления духовной независимости своего народа. Как отметили в министерстве информационной политики, глава государства хочет запретить деятельность УПЦ МП, поскольку религиозные организации должны не нарушать права и свободы граждан, не нести угрозы жизни, здоровью и безопасности. Но объекты УПЦ МП нарушают эти обязательства, сотрудничая со страной-агрессором, заявили в министерстве. В то же время, эксперты считают, что запретить УПЦ МП можно только по решению суда, только так законно можно прекратить ее деятельность. Они утверждают, что если церковь «прикроют» по закону, то священнослужители пойдут в суд и могут добиться его отмены, ссылаясь на Конституцию Украину, которая гарантирует свободу вероисповедания. Именно поэтому, говорят эксперты, перед запретом УПЦ МП нужно решение суда, который докажет, что деятельность данной организации является антигосударственной, разжигает рознь, ненависть, вредит здоровью людей и грозит национальный безопасности.

Перового декабря Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) поручил Кабинету министров предложить Верховной Раде запретить деятельность Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) в Украине, а также инициировал проверку законности пребывания УПЦ МП в Киево-Печерской Лавре. Такое решение стало следствием многочисленных проверок Службы безопасности Украины в помещениях, которые подчиняются УПЦ МП в разных регионах Украины. Также СНБО ввел санкции против наместника Киево-Печерской лавры Павла (Лебедя), других священнослужителей, а также бывшего нардепа Вадима Новинского.

Решение о санкциях Совбез принял на заседании перового декабря после «рассмотрения деятельности религиозных организаций на территории Украины в условиях военной агрессии России и для обеспечения духовной независимости, недопущения раскола в обществе по религиозному признаку, содействия консолидации украинского общества и защиты национальных интересов Украины».

К слову, Новинский заявил, что применение к нему санкций – это преследование из-за религиозных убеждений. Он назвал себя принципиальным сторонником канонического православия в Украине и патриотом. Кроме того, политик сослался на гарантированное Конституцией право на свободу вероисповедания и заявил, что будет обжаловать санкции в украинских и международных судах.

В то же время Центр стратегических коммуникаций при министерстве информполитики «Справді» объяснил, почему в Украине решили запретить деятельность УПЦ Московского патриархата. Там подчеркнули, что религиозные организации должны не нарушать права и свободы граждан, не нести угрозы жизни, здоровью и безопасности. Но объекты УПЦ МП нарушают эти обязательства, сотрудничая со страной-агрессором, подчеркнули в министерстве. Также там утверждают, что в храмах УПЦ МП распространяют российскую пропаганду; ими прикрывают деятельность вражеских спецслужб; в них вербуют российскую агентуру. В «Справді» отметили, что УПЦ должна доказать отсутствие у себя церковно-канонической связи с Московским патриархатом, который обслуживает путинский режим и его цели в агрессивной войне против Украины.

В свою очередь президент Владимир Зеленский заявил, что Украина сделает дальнейшие шаги на пути укрепления духовной независимости своего народа. Также он добавил, что Украина больше никогда не будет останавливаться на полпути.

В указе президента есть пункты, которые вводят в действия решения СНБО, и они понятны, говорит религиовед Игорь Козловский. Эти пункты касаются, во-первых, характеристики Украинской православной церкви и возможного запрета ее деятельности, если будет выявлена ее связь с российским центром. Во-вторых, это понимание того, что Украина — правовое государство, а это значит, что нужен соответствующий закон, поэтому простоя взять и запретить что-то нельзя. Для того, чтобы его принять, говорит эксперт, надо сначала дать поручение Государственной службе по этнополитике и свободы совести и, соответственно, Кабинета министров для подготовки такого закона. Далее провести, соответственно, религиоведческую экспертизу устава Украинской православной церкви и решить вопрос относительно Киево-Печерской Лавры. То есть, подчеркивает Козловский, в этом решении СНБО есть определенная последовательность, но есть и вопросы, которые уже сейчас возникают как у гражданского общества, так и у специалистов. В частности, о двухмесячном сроке, в течение которого нужно подготовить этот проект закона. Для мирного времени, отмечает религиовед, это вполне нормальный срок, но если говорить о решительных действиях, то он вызывает определенное удивление, потому что уже есть соответствующий законопроект, который зарегистрирован в Верховной Раде. Он несовершенен, но его, возможно, стоит взять за основу и ускорить этот процесс, чтобы не складывалось впечатление определенного саботажа, добавил Козловский.

В то же время религиовед не исключает, что возможно, выделенные два месяца нужны, чтобы в УПЦ МП пришли к осознанию опасности своему существованию и вступили в диалог с государством, четко проговорили все моменты, признали ошибки, вступили в диалог относительно возможного объединения с ПЦУ с привлечением Вселенского патриархата и, возможно, государства Украина. То есть показали миру и государству, что УПЦ МП — все-таки украинская церковь, и они окончательно разрывают связи с Московским патриархатом. Хотя, в УПЦ МП могут пойти по другому пути и заявить о преследовании церкви, считает Козловский, и попытаться стать церковью-мученицей.

На самом деле, говорит политолог Александр Кочетков, сейчас все в руках высшего духовенства УПЦ МП. Захотят епископы остаться со своей паствой — должны немедленно публично и однозначно отмежеваться от кремлевского православия. А также провести собор и слиться с ПЦУ, организовав полноценную Поместную православную церковь Украины, которую, несомненно, признают во всем православном мире, кроме России. Не захотят, говорит политолог, процесс все равно пойдет, но уже без тамошнего епископата.

В свою очередь политтехнолог Юрий Подорожний говорит, что сама деятельность УПЦ МП не может не связываться с РПЦ. Слишком крепкая, отмечает он, часто не религиозная, связь по линии российских спецслужб, связывает духовенство с РПЦ с российскими властями. По его мнению, церковная организация является идеальной структурой для спецслужб, ведь церковь имеет крепкую административную вертикаль и дисциплину, которую невозможно оспорить, потому что церковь – закрытая авторитарная структура, находящаяся вне влияния государства. Он напомнил, что с момента начала войны, с 2014 года, практически единственные, у кого не изменилось ничего на оккупированных территориях, являются священники УПЦ. Они не только не осудили войну, но и стали коллаборантами, пособниками оккупантов – как в Крыму, так и на территориях «ЛДНР», а также на недавно захваченных территориях, говорит религиовед. Подорожний уверен, что РФ давление на свой филиал в Украине будет представлять как «репрессии против священников». Но, учитывая положение дел в УПЦ, у государства есть только один выход — эта религиозная организация должна быть распущена, добавил эксперт.

В свою очередь религиовед Евгений Сависько заявил, что запретить деятельность УПЦ МП невозможно, поскольку юридически зарегистрированная единая религиозная организация с таким названием не существует. Вместо этого, говорит он, есть сотни приходов, епархиальных управлений, монастырей, учебных заведений, а также Киевская митрополия, отмечающие в своих названиях и регистрационных документах принадлежность к Украинской православной церкви. То есть, уверен он, ликвидировать деятельность УПЦ МП можно только по решению суда. Конечно, добавляет эксперт, это длительный путь, но в таком случае будет изучена деятельность каждой общины, монастыря, иначе не избежать исков в отечественные и международные суды. Более того, если будет вынесено хотя бы одно определение об отмене принудительной отмены государственной регистрации религиозной общины, то это может стать прецедентом для аналогичных определений и по другим принудительно ликвидированным религиозным организациям, говорит Сависько.

К слову, Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру официально зарегистрировали как монастырь в составе Православной церкви Украины. Об этом сообщил заместитель председателя Управления внешних церковных связей УПЦ ПЦУ Евстратий Зоря. По его словам, на практике это означает, что есть юридическое лицо, которое может получить в пользование имущество храмы и помещения. Следовательно, создается возможность выбора для монахов и верующих – за кем идти. Предстоятель Православной церкви Украины, митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что второго декабря был сделан весомый шаг для возвращения украинской молитвы в Киево-Печерскую Лавру. По его словам, был заложен один из краеугольных камней в прочную основу поместной церкви, и сделан весомый шаг для возвращения украинской молитвы в национальную святыню — Печерскую Лавру.

При этом секретарь СНБО Алексей Данилов подчеркнул, что власти пока не принимали решения относительно передачи помещений Киево-Печерской лавры в пользование Православной церкви Украины. По его словам, если будет доказано что нынешний пользователь лавры — УПЦ МП — сотрудничает с Россией, она будет закрыта и запрещена на территории Украины.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org