В Кремле отвергли предложение Зеленского провести открытые переговоры с Путиным. Причины

315

Президент Франции Эммануэль Макрон выразил надежду, что Украина вернется к переговорам с Россией. При этом, по его мнению, в них также должны участвовать все члены Совбеза ООН и европейцы, поскольку речь идет о межгосударственном конфликте, который нарушает Устав Организации Объединенных Наций. В то же время, президент Владимир Зеленский отметил, что получал от некоторых лидеров государств сообщения о том, что якобы глава Кремля Владимир Путин хочет провести с ним личные переговоры. В этом контексте он отметил, что готов к ним, но в публичном формате. Это предложение в РФ отвергли. Российские политологи заявили, что, дескать, президент Украины занимается личным пиаром и так дела не делаются, ведь, чтобы выходить на публичные переговоры лидеров государств, нужно сначала, чтобы политические советники договорили о контурах договоренностей. В то же время в Украине считают, что своим предложением Зеленский перехватил инициативу и показал, что именно РФ не хочет никаких переговоров. При этом власти выступают категорически против любого замораживания конфликта, считая, что он продолжится сразу после того, как Россия накопит силы и средства для нового витка агрессии. Впрочем, российские эксперты открыто говорят о таком сценарии, отмечая, что после передышки они все равно «достигнут всех поставленных целей» в войне включительно с «денацификацией».

Президент Франции Эммануэль Макрон надеется, что Украина вернется к переговорам с РФ, в которых будут участвовать пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и европейцы. По его словам, речь идет не о региональном конфликте, а о нарушении Устава ООН, поэтому Украине необходимо помочь выстоять. Он подчеркнул, что в результате российской агрессии гибнут мирные жители, разрушается гражданская инфраструктура, поэтому нужно призвать к прекращению войны и восстановлению суверенной целостности Украины.

В свою очередь посол США в ОБСЕ Майкл Карпентер заявил, что президент Владимир Зеленский четко продемонстрировал готовность к мирным переговорам с Россией, но Кремль на это отвечает еще большим насилием. Он подчеркнул, что теперь очередь России показать готовность к завершению войны путем дипломатии. По его словам, РФ — единственная, кто развязал эту войну. Россия — единственная причина, почему война продолжается, поэтому она должна остановить ее, сказал дипломат. При этом он подчеркнул, что Украина и ее демократически избранное руководство могут решать, когда и как проводить переговоры, а США полностью поддерживают их в восстановлении суверенитета и территориальной целостности в международно признанных границах.

В то же время, президент Владимир Зеленский рассказал, что получал сигналы от западных лидеров о том, что глава Кремля Владимир Путин якобы хочет провести в ним прямые переговоры. Он согласился на них, но при условии, что они будут проходить в публичном формате. Впрочем, в Кремле отвергли это предложение.

При этом российский политолог Павел Данилин считает предложение Зеленского «профанацией и жаждой пиара». Он утверждает, что прежде, чем начинается публичный формат переговоров первых лиц государств, необходимо, чтобы были достигнуты какие-то договоренности непублично. То есть, по его словам, изначально нужно добиться четкого понимания, кто и что хочет, а только потом выходить на переговоры первых лиц, неважно публичные или не публичные. В то же время российский политолог Алексей Чеснаков считает, что «публичный формат», который хочет Зеленский, в первую очередь означает создание удобной площадки для формирования потока нужных новостей и личного пиара украинского президента. Апелляции к необходимости информировать общество не более чем уловка, добавил он. В свою очередь российский политолог Евгений Мониченко считает, что Зеленский и украинское руководство в целом настроены на то, чтобы оставаться в мировой повестке дня и это не какое-то желание хайпа, а вполне рациональная логика. Пока украинский конфликт находится в сфере внимания мировых СМИ и симпатии Запада, очевидно, на стороне Украины, повышение градуса публичности им очень выгодно, заявил российский эксперт.

Предложение Зеленского провести публичные переговоры с Путиным – это ответ на активизацию россиян, которые обвиняют Киев в том, что он не хочет переговоров, говорит политтехнолог Борис Тизенгаузен. По его словам, глава Кремля публичные переговоры проводить не может в принципе, ведь он годами тренировался отвечать на подготовленные вопросы, поэтому он отказался. В итоге Зеленский перехватил инициативу – и заставил именно россиян быть отказывающейся от переговоров стороной, говорит эксперт.  К тому же, добавляет он, Украина выдвинула свои условия переговоров, условный «Киев-1», и в предложенной украинской стороной формуле мира – четко, по пунктам, обозначены процессы, которые должны предшествовать переговорам. И начинается все с отвод всех российских войск с украинской территории, после чего идет наказание виновных, репарации, гарантии безопасности и так далее. То есть, говорит Тизенгаузен, сейчас именно Украина взяла переговорную ситуацию под контроль, отметая все обвинения в том, что она не хочет переговоров или выдвигает нереалистичные условия для их начала.

К слову, по информации политолога Пета Олещука, тезис о «принуждении Украины к переговорам» активно продвигается на Западе через пророссийские каналы. В то же время, говорит он, нужно понимать, что в последнее время Украина приобретает все более выразительную субъектность. То есть, принудить ее и президента Зеленского к чему-то – задача нереалистичная, тем более, если учесть серьезный уровень поддержки курса на одержание победы над РФ в украинском обществе. Причем, этот курс – официальный, закрепленный на уровне документов, подчеркнул эксперт. В свою очередь политолог Валерий Дымов добавил, что ни одна власть не получит мандата на переговоры с террористами от граждан Украины и, прежде всего, ее Вооруженных сил, без выполнения Россией главных условий: полное освобождение наши территории, включая Крым, полное возмещение причиненного ущерба (репарации), возвращение насильственно депортированных, освобождение заложников, наказание виновных в военных преступлениях (преступлениях против человечности). По его словам, политико-правовой документ, подписанный украинской стороной, будет составлен после и в результате этой войны на условиях страны-победителя Украины и ее союзников.

На самом деле, говорит политолог Владимир Фесенко, западные партнеры, прежде всего Соединенные Штаты, рассматривают условия, на которых можно завершить войну, чтобы это, в частности, устраивало Украину. Сегодня, говорит он, это зондаж как российской позиции, так и украинской. Политолог предположил, что у Запада уже есть варианты давления на Россию, чтобы заставить ее завершить войну, и чтобы это не во всем, но в основном устроило наше государство, а также сохранило Путину лицо, чтобы избежать крайних сценариев посредством применения ядерного оружия или эскалации войны. Да, некоторые западные политики являются идеалистами и считают, что главное – предупредить крайние сценарии. Впрочем, если не остановить Россию полностью – история будет повторяться, уверен Фесенко.

Действительно, говорит министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, Украине нужна победа, а не ничья. Если позволить России получить паузу сейчас, то Путин создаст из замороженного конфликта гигантскую бомбу замедленного действия в центре Европы, готовую взорваться в любой момент. Для Европы было бы стратегической ошибкой стремиться к такому результату, подчеркнул глава МИД. Именно поэтому он призвал партнеров Украины не предлагать ей компромиссы с сознанием, территориальной целостностью или суверенитетом. Также он подчеркнул, что Москва не изменила своего ультимативного тона и сейчас не готова к серьезным переговорам. Россияне делают заявления, призванные создать впечатление, что они готовы к переговорам, но это — лишь дымовая завеса для продолжения агрессии, подчеркнул глава внешнеполитического ведомства и добавил, что настоящий мир принесет только победа Украины.

На самом деле, в РФ, действительно, не скрывают, что им нужны переговоры, чтобы заморозить конфликт, набраться сил и начать войну с новой силой. В частности, об этом заявил российский писатель, который воевал в рядах «ДНР», Захар Прилепин. По его словам, обстрелами критической инфраструктуры Украину принуждают к переговорам. Он подчеркнул, что война должна завершиться пресловутой «денацификацией», демилитаризацией и подписанием капитуляции Украины. Он заявил, что Москва хочет вовлечь Киев в переговорный процесс только для того, чтобы перегруппироваться и закончить боевые действия позже.

При этом профессор политологии Берлинского университета имени Гумбольдта Герфрид Мюнклер подчеркнул, что в любом случае нельзя допустить сценария, при котором Киев соглашается на прекращение огня, а Москва использует это для реорганизации своих сил. Чтобы избежать этого, Украина должна получить гарантии безопасности, соответствующие уровню членства в НАТО. Мюнклер отметил, что европейцы должны быть готовы принять эти гарантии безопасности. Однако, добавил профессор, это означало бы, что они станут стороной войны в случае возобновления российской агрессии. Те, кто давно призывал к большей дипломатии, а теперь призывает к прекращению огня, еще не осознали этого последствия, подытожил эксперт.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org