Убийство боевика «ДНР» Джумаева. Эксперты опасаются старта «кровавой вендетты»

1 111

В Мариуполе неизвестный мужчина расстрелял бывшего боевика «ДНР» Романа Джумаева, который был в августе отпущен судом под домашний арест. Аналитики считают, что хотеть смерти боевика могли не только националисты, но и, например, его соратники. Говорят, что у погибшего был «длинный язык», и он в интервью журналистам откровенно рассказывал обо всем происходящем в «ДНР» и так называемом «ополчении». Как бы там ни было, есть мнение, что убийство Джумаева может запустить «кровавую вендетту», с гибелью людей как с одной, так и с другой стороны. Кроме того аналитики отмечают, что оно может быть использовано пропагандой «ДНР», которая приведет к краху программы СБУ «Тебя ждут дома».

В понедельник, 16 сентября, в Мариуполе около 11:30 на пороге своей квартиры был убит бывший боевик «ДНР» Роман Джумаев. Неизвестный мужчина выстрелил в него семь раз и скрылся. По информации очевидцев, речь идет о мужчине, на вид 30-40 лет, спортивного телосложения, который был одет во все черное. Вероятно, за Джумаевым некоторое время следили, так как во дворе его дома видели машину, водитель которой из нее не выходил в течение шести часов.

Мать Джумаева считает, что убийца, наверное, представился участковым, в противном случае ее сын никому другому бы двери не открыл.

Известно, что Джумаев в августе 2014 году уехал на оккупированный Донбасс. В интервью журналистам он говорил, что тогда в «ополчение» шли люди, которые имели какую-то выгоду. Его «выгода» была в том, чтобы отдать дань памяти деду – сделать все для того, чтобы по Мариуполю не ходили жители Западной Украины, и не чувствовали себя там, как дома.

В сентябре 2014 года Джумаев вошел в бригаду боевиков «Пятнашка», воевал в Донецком аэропорту и Дебальцево. Журналистам говорил, что убивал украинских военных. При этом он хвастался своими «подвигами» в социальных сетях. Через некоторое время он выехал в Беларусь, но после его откровенных интервью журналистам об участии в боях на стороне «ДНР» ему там стали не рады, и он поехал в Россию.

Бывший боевик впервые был задержан сотрудниками СБУ в сентябре 2017 года, тогда он пытался пересечь линию разграничения в Марьинском районе Донецкой области. Боевик утверждал, что намеревался навестить родственников. С января 2018 года его делом занимался Марьинский районный суд в Донецкой области. Джумаева обвиняли в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч.1 ст. 258−3 УК Украины. Ему грозило от 8 до 15 лет лишения свободы. Четвертого января того же года боевик был арестован, но уже в начале мая его выпустили под домашний арест. После нападение на сотрудника правоохранительных органов в декабре 2018 года Джумаев был арестован повторно, но в августе его опять освободили из-под стражи, избрав меру пресечения в виде домашнего ареста.

Известность Джумаев получил благодаря мариупольскому волонтеру Галине Однорог, которая рассказала общественности о том, кто он. А также ездила к нему на суды и добивалась, чтобы ему изменили меру пресечения. Она отмечает, что регулярно получала угрозы, в том числе и от матери Джумаева. Теперь же, говорит волонтер, мать погибшего обвиняет именно ее в смерти сына, хотя на момент убийства она была в Грузии. Однорог сказала журналистам, что боится возвращаться в Украину и не исключает, что будет обращаться в СБУ.

Также она поблагодарила убийц Джумаева и добавила, что когда суды не выполняют свои обязанности, слово берет нация.

Согласен с таким мнением и активист Сергей Стерненко. Он заявил, если государство не дает обществу справедливости, люди начинают искать ее самостоятельно, и вершить суд так, как сами это понимают. Он подчеркнул, если государство и дальше будет тянуть с выполнением своих функций, то «таких джумаевых будет больше».

Бывший заместитель главы Национальной полиции Вячеслав Аброськин заявил, что убийство боевика в мирном городе – это произвол. По его словам, нужно придерживаться верховенства права. При этом он добавил, что убийство Джумаева на совести судей.

Согласен с таким мнением журналист Денис Казанский. По его словам, внесудебная расправа — это всегда плохо, к таким шагам обычно прибегают в отсталых странах, где нет справедливости и не работают законы. Прибегают, когда никаких законных аргументов у граждан не остается. И в Мариуполе как раз такой случай. Неспособность правосудия наказать преступника привела к тому, что нашлись люди, которые вынесли свой приговор, говорит журналист. Теперь, по его словам, убийцу Джумаева будут искать, возможно найдут и посадят в тюрьму, а вот судей, которые отпустили боевика и создали всю эту ситуацию — никто не осудит. Смерть Джумаева — целиком на совести прогнившей, ни на что не годной украинской судебной системы, говорит Казанский и добавляет, если бы Джумаев сидел сейчас в СИЗО, отбывал заслуженное наказание, то был бы жив.

Основатель проекта InformNapalm Роман Бурко не исключает, что за убийством Джумаева могут стоять его соратники по оружию. По его словам, у погибшего был «длинный язык» и от него журналисты узнали много интересной информации об «ополчении», поэтому, возможно, ему решили отомстить сами боевики.

В свою очередь координатор группы «Информационное сопротивление» Константин Машовец считает, что Джумаева могли использовать, чтобы начать «кровавую вендетту», особенно если жертвы будут с обеих сторон. Также он добавил, что убийство боевика могут использовать в целях пропаганды, рассказывать об «эскадронах смерти в Украине». Также оно может свести на нет программу СБУ для боевиков «Тебя ждут дома», добавил Машовец.

О том, что убийство Джумаева попытается использовать Россия, говорит и военный эксперт Игорь Романенко. По его словам, на предполагаемых переговорах в «нормандском формате» Кремль теперь попытается доказывать, что «Украина не придерживается соглашений, а убивает пленных».

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org