Шахтерский труд

598

Парадоксально, но факт! Украинцы привыкли к смерти горняков. Конечно же, в стране тут же объявляется траур, создаются специальные комиссии, родственники погибших получают от государства деньги, за которые, впрочем, никак не вернешь жизни отцов, мужей, кормильцев. Но, самое парадоксальное, что государство не предпринимает никаких мер по предотвращению трагедий, которые, к сожалению, стали обыденными явлениями. «Опять шахтеры за своего президента умерли», - такую фразу очень часто можно услышать в транспорте, да и просто на улице. Основа электората Януковича страдает от его же политики. Впрочем, Янукович и Азаров тут не новички. При всех правительствах и президентах каждая тонна добытого угля забирала жизни.

Снова таки, парадоксально, но такие перспективные отрасли как ИТ и авиастроение получают из бюджета сущие копейки, в то время как угольная отрасль не мыслит свое существование без дотаций. И даже, если поверить, что деньги дерибаниться не будут, то все равно возникает вопрос – «А зачем же закапывать деньги в землю»? Действительно, зачем, если можно инвестировать в перспективные отрасли, которые в будущем могут дать тысячи рабочих мест и миллиарды в государственный бюджет.

Начало 90-х ознаменовалось выплеском на международный рынок труда плеяды талантливых русских программистов. Впрочем, русскими тогда (да и сейчас) называли всех выходцев из СССР, львиная доля который была украинцами. Не секрет, что сейчас чуть ли не каждый ИТ специалист трудится на экономику другой страны. Фриланс и аутсорсинг стали настоящим раем для программистов, которые после вступления в силу нового Налогового Кодекса предпочитают работать на Родине, но налоги платить в других странах. Сколько выпускников технических ВУЗов мечтают выехать в США, а самые упорные и талантливые делают это! Рынок интеллектуального труда живет своей жизнью. А государство даже и не думает смотреть в сторону продуктов интеллектуального труда, ведь куда проще закапывать миллионы!

Самолетостроение – без сомнений, стратегическая отрасль для любого государства, ведь заказы поступают как на уровне компаний, так и на уровне правительств. Несколько контрактов обеспечивают работой громадные предприятия, и, естественно, сулят немалые прибыли. Украина часто демонстрировала миру первоклассные самолеты. Но, как конкурировать с Боингами, когда там авиастроение поставлено на высочайший уровень, а в нашей стране несколько самолетов в год – уже успех.

Более половины донбасских шахт уже давно выработали свой ресурс. Новые жертвы – лишь вопрос времени. Не слишком ли большую цену мы платим за уголь? Вопрос, скорее, риторический. Ответы на многие вопросы дал уже знаменитый и безработный шахтер Сметанин, выступивший с шокирующей правдой о состоянии отечественных шахт. Человеческие жизни меняются на тонны угля. Только лишь за 2011 год, который ещё не закончен, на украинских шахтах погибло более сотни горняков (57 человек на государственных шахтах). Смерть одного человека – трагедия, смерть миллионов – статистика. В нашем случае речь хоть и не идет о миллионах, но цифры шокирующие, как для страны, заявляющей о приверженности европейскому вектору развития.

Сколько ещё нужно погибших, чтобы украинское правительство осознало катастрофичность ситуации? Сколько ещё миллиардов нужно зарыть в донбасские шахты? Покуда местные бизнесмены будут получать сверхприбыли, жизнь людей не будет стоить ничего. Хотя нет, миллион то на семью платят. Оказывается, у шахтерской жизни есть цена. Чуткое ощущение, не правда ли?

Иванцов Евгений, для job-sbu.org