Серьезное ЧП. Украина допустила утечку материалов в деле о сбитом «Боинге» и спровоцировала скандал

631

Украина допустила утечку записи разговора диспетчера аэропорта Тегеран с пилотом иранского лайнера, который шел на посадку и сообщил об атаке на украинский «Боинг». Из записи следует, что иранцы сразу знали, что украинский самолет был сбит ракетой, но изначально говорили о неисправностях самолета, которые и привели к крушению. О том, что иранские власти знали, что «Боинг» сбили ракетой, заявил и президент Владимир Зеленский. Также глава государства сообщил, что Тегеран принял решение о выплате семьям погибших по 80 тысяч долларов. Но глава государства назвал эту сумму недостаточной и сообщил, что будет добиваться, чтобы размер компенсации был увеличен. После утечки материалов дела иранская сторона заявила, что больше не будет делиться с Украиной материалам дела. Некоторые эксперты не понимают, зачем в Киеве решили устроить утечку и спровоцировать международный скандал. Они опасаются, что после этого, Иран может вообще не идти на сотрудничество с Украиной, а семьи погибших будут добиваться выплаты компенсаций через суд. В то же время, юристы говорят, что, действительно, утечка материалов расследования – это серьезное ЧП, но не большее, чем зачистка бульдозерами места падения украинского самолета.

В Украине обнародовали запись переговоров диспетчера аэропорта Тегеран с пилотом иранского лайнера, который шел на посадку и сообщил об атаке на украинский «Боинг». Из нее следует, что иранский пилот видел пуск ракеты и взрыв украинского самолета. Прокомментировал запись разговора президент Владимир Зеленский. По его словам, в 6:12 украинский самолет взлетел, а в 6:30 должен на посадку был идти иранский самолет. Иранские пилоты видели запуск ракеты и сообщили об этом диспетчеру. Президент подчеркнул, что запись этого разговора доказывает, что иранская сторона знала с самого начала, что украинский самолет сбила ракета, это им было известно уже на момент трагедии.

Теперь очевидно, говорит журналист Юрий Бутусов, что иранцы знали сразу об атаке на украинский самолет, и сразу понимали, что самолет сбит ракетой. При этом, они сознательно соврали, что причины гибели самолета – технические. А это означает, говорит Бутусов, что весьма вероятно — атака на «Боинг» была совершена не случайно, иначе никто бы ничего не скрывал. По его словам, причины этого нападения на данный момент не ясны. Это можно выяснить только на судебном процессе. Украина должна требовать суда над иранскими официальными лицами, если сам Иран не предоставит всю необходимую информацию, добавил журналист.

В свою очередь президент «Международных авиалиний Украины» Евгений Дыхне подчеркнул, что телевизионный сюжет с записью радиообмена иранского пилота и диспетчера тегеранского аэропорта стал лишним доказательством того, что самолет МАУ был уничтожен ракетой в районе, признанном безопасным для полетов гражданской авиации. При этом он добавил, что с того самого момента, когда стало известно о катастрофе, авиакомпания занимала четкую и уверенную позицию относительно того, что гибель пассажиров и самолета вызвал внешний фактор. Между пилотами самолета МАУ и диспетчерами международного аэропорта Тегерана во время взлета происходил обычный радиообмен. Распространенное украинскими СМИ видео – еще одно доказательство того, что самолет МАУ был уничтожен ракетой и не было никаких ограничений, предупреждений от диспетчеров о том, что есть хотя бы какие-то риски для выполнения полетов гражданским воздушным судном в районе аэропорта, сказал Дыхне.

При этом он призвал мировое сообщество обратить дополнительное внимание на вопрос безопасности авиапространства. Также он призывал все страны, граждане которых пострадали в катастрофе, и международные организации объединить усилия для обеспечения глубокого и полного проведения расследования и определения ответственных за гибель 176 пассажиров и членов экипажа. Кроме того, Дыхне выразил надежду, что процесс компенсационных выплат семьям будет максимально ускорен.

К слову, Владимир Зеленский заявил, что Иран предложил выплатить семьям погибших в катастрофе по 80 тыс. долларов, но Украина отказалась от этого, посчитав такую сумму недостаточной. Президент пообещал сделать все для того, чтобы сумма компенсации была увеличена.

В то же время генпрокурор Руслан Рябошапка заявил, что украинская сторона не видит должной реакции Ирана в вопросе расследования крушения самолета МАУ. По его словам, Украина несколько раз обращалась с запросами о международно-правовой помощи к иранскому правительству, а он сам лично обращался письменно к генеральному прокурору Ирана, просили о предоставлении информации, которая необходима для расследования, но ответы на запросы до сих пор не получены.

В свою очередь секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов заявил, что Украина требует от Ирана полноценного расследования по сбитому украинскому самолету. По его словам, украинская сторона готова к максимально тесному сотрудничеству с иранской стороной в вопросе расследования причин трагедии. Но, похоже, такого сотрудничества после обнародования записи разговора диспетчера с пилотом, не будет. Так, директор по расследованию катастроф в Иранской организации гражданской авиации Хасан Резаифар, заявил, что Иран больше не будет делиться с Украиной доказательствами по расследованию катастрофы. По его словам, причина в публикации аудиофайла, который был частью доказательств, которые украинским экспертам предоставили в рамках совместного расследования, что проводится следственной группой. При этом Резаифар подчеркнул, что украинцы поступили неправильно, поэтому Иран больше не будет с ними делиться доказательствами.

Не понимает, зачем Украина допустила утечку аудио в СМИ, политолог Юрий Романенко. По его словам, трудно представить, какие цели преследовались.

Раскритиковал действия со сливом доказательств и политолог Михаил Чаплыга. По его словам, власти хотели устроить для себя пиар, но добились того, что теперь не будет сотрудничества между странами, а родственники погибших смогут получить компенсации только по итогам суда, который может длиться годы и предусматривает расходы на услуги адвокатов.

В то же время, говорит юрист, эксперт по авиационному праву Андрей Козлов, действительно, утечка информации о крушении самолета – это ЧП, но она не столь существенна, как зачистка места происшествия бульдозерами. Также он подчеркнул, что непредоставление материалов расследования нарушит права тех стран, которые должны подготовить соответствующие отчеты о катастрофе. По словам эксперта, расследование завершается подготовкой проекта отчета, и с этого момента у других государств есть 60 дней, чтобы выдвинуть предложения и замечания. По сути, это их основное право, а если не предоставлять своевременно материалы расследования, не давать возможности участвовать в совещаниях и делать заявления, то это право ставится под угрозу.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org