Продуктовые чеки. Власти задумались о помощи малоимущим украинцам по американской модели

629

На фоне подорожания продовольственного сырья на 20% в Офисе президента не исключили введения так называемых продовольственных чеков для малоимущих украинцев, чтобы облегчить им инфляционное бремя. По словам советника президента Олега Устенко, речь не идет о введении продовольственных талонов, как это было во времена Советского союза. На Банковой планируют воспользоваться опытом США с введением продовольственных чеков (food stamp), которые получают малоимущие, речь идет об электронных деньгах, которые можно потратить на продовольственные товары. Возможно, такие карты будут предлагать получить через программу «Дия», отметил Устенко. Часть экспертов считают правильным тот факт, что в Офисе президента решили начать дискуссию о том, как поддержать малоимущих украинцев на фоне роста цен на продукты. Другие уверены, предлагать поддержку бедным гражданам через смартфон – цинично. Есть мнение, что власти решили помочь украинцам для того, чтобы они не мешали чиновникам и дальше грабить страну.

Ситуация с 20% подорожанием продовольственного сырья в 2022 году может стать для большинства украинцев «инфляционным шоком», об этом заявил советник президента Олег Устенко. По его словам, чтобы облегчить рядовым гражданам инфляционное бремя, власти намерены рассмотреть разные варианты того, как помочь малоимущим гражданам. Эксперт подчеркнул, что сырьевая продовольственная группа, в которую входят продукты, базовые для выпечки хлеба и приготовления многих продуктов, в этом году подорожает на 10-20%. Речь идет о зерне, муке, сахаре, какао и других продуктах. А если учесть, что продовольствие в потребительской корзине украинцев составляет почти половину всех расходов, то это будет для большинства граждан большим «инфляционным шоком», считает Устенко. По его словам, 20-процентный ценовой шок по продовольственной сырьевой группе может привести к инфляционному скачку от 8% до 10%. Именно поэтому в Офисе президента готовят антикризисные меры, которые могли бы смягчить инфляционный удар для украинцев. В частности, это могут быть адресные выплаты наименее защищенным слоям населения. Также, говорит Устенко, изучается возможность введения продуктовых чеков (food stamp), которые можно будет получить через систему «Дия». По его словам, такой опыт есть у США.

Действительно, в Америке до сих пор действует программа продовольственных чеков SNAP (Программа дополнительной помощи в области питания, Supplemental Nutrition Assistance Program). Она предполагает ежемесячные дотации жителям, которые получили статут малоимущих, и регулируется, в отличие от предложения Устенко, не на государственном, а на муниципальном уровне. По словам экспертов, американская система напоминает действие программы єПідтримка по выплате «1000 гривен за вакцинацию». Ведь эти деньги можно тратить исключительно на ограниченные список товаров и услуг, а механизм реализуется с помощью специальных кодов торговых точек. Они определяют, что именно продается в магазине – продукты, книги, бытовые товары и так далее. Но в случае «продуктовых талонов» возникает сложность: супермаркеты торгуют не только продуктами. Поэтому украинской власти придется серьезно доработать систему єПідтримки, чтобы избежать махинаций.

На самом деле, говорит политолог Михаил Чаплыга, правильно, что власти открыли дискуссию на тему, что делать, чтобы помочь малоимущим украинцам избежать шокового состояния от продовольственной инфляции. По его мнению, шок, действительно, будет серьезным и с ним нужно будет работать. При этом, эксперт считает, что, возможно, в марте не будет других альтернатив, как введения продовольственных чеков. В этом контексте он напомнил, что уже закрылись топовые и мелкие производители сыра, масла, хлеба, яиц. Украинцев ждет неизбежный и страшный двойной шок: удар безработицы и продуктовый удар, и это на фоне удара тарифов ЖКХ и всеобщих неплатежей, говорит Чаплыга. В то же время он утверждает, что система продовольственных чеков работает, когда процент пользователей ниже 20%. Он опасается, что в Украине такая система работать не будет, поскольку процент нищих тут может быть раза в четыре выше. По его словам, предыдущие и действующие власти подсадили украинцев «на социальную иглу», чтобы они не мешали воровать.

О чем-то подобном говорит и военный эксперт Святослав Стеценко. По его словам, продовольственные чеки в Украине предлагают ввести в связи с экономической политикой власти, которая направлена на то, чтобы забрать как можно больше всего у большинства населения и распределить средства между собой и хозяевами. Но, чтобы бедные не устроили расправу, их решили задобрить продуктовыми талонами, считает Стеценко.

По мнению же политолога Сергея Тарана, предлагать малоимущим помощь через смартфон – очень цинично, и такую идею могли придумать только люди с черным юмором.

Хотя среди экспертов также есть мнение, что не зря помощь хотят предложить через «Дию». Говорят, что таким образом власти хотят увеличить количество зарегистрированных пользователей, чтобы потом говорить о всенародном голосовании через смартфон. Также есть мнение, что продуктовые чеки – это тестирование раздачи пайков и подкупа на выборах.

На самом деле, добавляет экономист Алексей Кущ, не понятно, почему власти решили выбрать американскую модель с продуктовыми чеками, ведь структуры бедность в США и Украине разные. По его словам, в Америке работающий человек не будет экономить на продуктах питания. У пенсионеров там тоже все достаточно хорошо – они получают как государственную пенсию, так и деньги от своих пенсионных накоплений. Поэтому food stamp там получают только безработные, которые и не планируют идти на работу, а живут на разные пособия. По мнению эксперта, в Украине властям в первую очередь нужно было бы обратить внимание на пенсионеров, которые в среднем получают всего 3,7 тыс. гривен в месяц. В то же время экономист не исключает, что введение продовольственных чеков на определенное продукты может запустить рост их стоимости. По его мнению, можно отрегулировать цены на продукты с помощью снижения НДС или ввести механизм экспортных пошлин на продуктовое сырье и полуфабрикаты, по примеру того, как это сделали для железной руды.

Тем не менее Устенко считает идею с временным установлением нулевой или сниженной ставки НДС на продукты питания рискованной и неоправданной, так как такой шаг может исказить конкуренцию на рынках и повлечет дополнительные затраты на администрирование. По его словам, в наших условиях это дополнительный риск для экономики. В итоге может оказаться, что экономический эффект от этого не такой, как казался на этапе расчета, добавил советник президента.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org